Жители Краснодара и всего Краснодарского края в августе оказались в крайне затруднительном положении из-за масштабных атак украинских беспилотников. В результате воздушной угрозы в регионе были введены ограничения на мобильный интернет, что вызвало серьезные перебои в работе цифровых сервисов, включая мобильные банки и, что особенно ощутимо, — агрегаторы такси. Горожане столкнулись с невозможностью вызвать автомобиль онлайн, а воспользоваться услугами таксистов можно было только по сильно завышенным ценам.
Один из ярких примеров транспортного коллапса произошёл с программным директором радио Business FM Краснодар Александром Аслановым. По возвращении из отпуска его семья прибыла на железнодорожный вокзал около восьми часов вечера. Из-за отсутствия мобильного интернета воспользоваться приложением такси оказалось невозможным. У вокзала дежурили частные водители с характерными шашечками на крышах машин, которые тут же обозначили стартовую цену поездки от тысячи рублей. При этом они отказались везти Асланова, ссылаясь на его инвалидность, утверждая, что им совесть не позволяет брать на себя такую ответственность. Когда на вокзал подъехала машина с логотипом «Яндекс Такси», Александр попытался сесть в неё, но оказался заблокирован группой частных таксистов. Один из них, назвавшийся «старшим», пообещал, что запомнил номер «Яндекс»-водителя и «в следующий раз тот отсюда не уедет».
Так называемые самозанятые водители, как пояснил председатель общественного совета по развитию такси в Краснодарском крае Пётр Петров, самовольно закрепляют за собой определённые точки с повышенным пассажиропотоком, включая вокзалы и крупные торговые центры. Они отключаются от агрегаторов и создают собственные условия ценообразования, руководствуясь только спросом и своей выгодой. При этом, по словам Петрова, агрегаторы такси выборочно проверяют документы у водителей по непонятному принципу, фактически создавая возможность для выхода на линию неподготовленных и небезопасных перевозчиков. Он подчёркивает, что подобное поведение нарушает требования Федерального закона №580, а также положения Закона о защите прав потребителей.
Ситуацию подтвердил и владелец одного из краснодарских таксопарков Константин Манукьян. По его словам, таксисты сознательно отключают приложения в момент прибытия поездов, чтобы искусственно поднять ценовой коэффициент в системе. В это время пассажиры, видя высокие цены в приложении и долгие ожидания, зачастую предпочитают воспользоваться услугами стоящих рядом «свободных» водителей, не догадываясь, что стали жертвами спланированной схемы. Манукьян отметил, что такие таксисты ставят шашки, встают в людных местах и требуют оплату в размере, покрывающем дорогу в оба конца, особенно если поездка идёт в отдалённые районы города. Он также посоветовал искать номера диспетчерских служб — это может стать альтернативным способом вызова машины в условиях отсутствия мобильного интернета.
Тем временем, по данным краевого Минтранса, число легальных таксистов в регионе за первое полугодие выросло на 53% и достигло 27,6 тысячи. В рамках борьбы с нелегальными перевозками было изъято 168 транспортных средств, водители которых работали без лицензий. Однако даже эти меры не помешали развитию теневого рынка перевозок, который особенно активно проявил себя в дни ограниченного доступа к онлайн-сервисам, сообщает BFM Кубань.
Ситуация с такси в Краснодаре на фоне ограничений продемонстрировала, насколько хрупка городская транспортная инфраструктура без цифровой поддержки и как быстро в ней возникают теневые схемы, когда контроль ослабевает.
Ранее «Югополис» сообщал о том, что жителей юга России власти предупреждают о длительных отключениях интернета и сотовой связи и советуют переходить к использованию нецифровых сервисов.