Троицкая ветка - Югополис
Закрыть
Pеклама. ООО «ТРК «АВС». ERID: 2SDnjcbCobX
02.07.2024

Троицкая ветка

Троица, тайна, трава, традиции… С этими словами мы прожили последнюю декаду июня.

Новый театр кукол выступил на фестивале казачьей культуры, столетие русского джаза отметили на Летней сцене Дворца искусств, в парках города звучали променад-концерты Кубанского симфонического – наследника традиций Кубанского войскового музыкантского хора…

Помним. Храним. Живём… Звучим!

Новый театр кукол принял участие в фестивале казачьей культуры «Александровская крепость: Троицкая ветка» в Усть-Лабинске, который проводится фондом Олега Дерипаски «Вольное дело».

13 театральных премьер показано в рамках лаборатории, участниками которой стали известные театральные деятели России. Тема лаборатории в этом году – «Расказачивание». Все спектакли, представленные на «Александровской крепости», имеют горький привкус
отечественной истории, когда само слово «казак» было под запретом.

«Бурьян» Нового театра кукол завершал первый день фестиваля. Несмотря на усталость после насыщенного событиями дня, было ясно: наш «Бурьян» произвёл впечатление. И критики, и просто зрители, в числе которых были представители возрастной категории 12+, на которую и рассчитан этот необычный спектакль, оценили работу краснодарских кукольников.

Все отметили смелость выразительного языка – был применён сложный технологический приём подачи материала, в котором актёрская «кухня» остаётся «на столе», а готовое «блюдо» транслируется на экран монитора. Материальную ткань произведения составляют «вещи с историей»: купленные на барахолке в Краснодаре старинные открытки и предметы быта, фотографии реальных казаков, детские игрушки и даже бюстик Дзержинского – незамысловатый «хлам», который наверняка найдётся в чулане любого старого дома. Духовная составляющая рассказанной истории – глубже, тоньше, многограннее и совсем не так проста.

…Жили в станице три друга: Никита, Мыкола и Иван. Один был за белых, другой – за красных. Третий уплыл на пароходе в Париж и стал… номером в локомотивном депо. Кажется, что историю трёх друзей рассказывают дети: вот гарный парубок влюбился в дивчину Оксану, вот друзья рыбачат и обсуждают набежавших в станицу агитаторов. Один из пропагандистов верхом на красном волке (деревянная игрушка) и будет им же съеден. Время от времени перед камерой с детским «тыгыдыком» скачут неистовые оловянные кони революции. А вот кадр выхватывает залитых краской поломанных солдатиков – то, что осталось после очередной разборки «за правду». Белой ли, красной – так ли важно это сегодня. Спустя сто лет…

Подчёркнуто бесстрастная интонация рассказчика лишь усиливает трагизм – в основу сюжета легли документальные материалы отечественной истории. Основатель «Творческого объединения 9» (Москва) режиссёр Иван Пачин делает ставку на искренность и предельную честность. Приём сторителлинга, который использует режиссёр (он же рассказчик), максимально уместен и бьёт в цель: зрители сами выбирают, кому сочувствовать в этой кровавой драме. То ли притче, то ли были…

Артисты Нового театра кукол: Марина Карпенко, Валерия Феоктистова, Антонина Есипова, Борис Максимов – разыгрывают спектакль по горячему следу, с колёс. Пьеса и художественное решение рождались в течение считанных дней. Драматург Игорь Витренко из Рязани долго работал в архиве с документами, которые легли в основу сюжета, однако окончательное решение материала пришло только в Краснодаре. Художник Ольга Галицкая (лауреат «Золотой маски») имеет богатый опыт работы с историческими документами.

Нельзя не назвать ещё одного героя дня – художника по свету Нового театра кукол Антона Погребного. Он же – оператор, он же – мастер философского хронометража. В спектакле «Бурьян» он был «глазами сквозь время»…

Артисты на обсуждении услышали в свой адрес много добрых слов. Критики отметили профессиональную смелость в освоении языка, искренность, честность и веру в предлагаемые обстоятельства. На обсуждении говорили о педагогическом воздействии приёма сторителлинга, помогающего узнать много нового, и тонкостях метаиронии, которой приправлен текст. По мнению зрителей, сложный театральный язык повествования отражает позицию, которую мы занимаем в промежутке между прошлым и будущим, проживая и переосмысливая «коллективную травму» отечественной истории.

Вывод однозначен: спектакль должен выйти за рамки лаборатории на большую сцену. Его необходимо увидеть и взрослым, и детям.

Сегодня как никогда важно не забывать уроков прошлого.

Иначе красный волк снова посеет бурьян в наши души.

P.S. Поздравляем!

Накануне Дня молодёжи на заседании коллегии Министерства культуры Краснодарского края артистке Нового театра кукол КМТО «Премьера» Марине Карпенко присвоено звание «Заслуженный артист Краснодарского края».

Выпускница Государственного музыкального училища-колледжа имени Гнесиных Марина Карпенко служит в Новом театре кукол с 2004 года. Свыше тридцати ролей – многогранных, характерных – сыграно на его сцене! Спектакли с участием Марины Карпенко достойно представляют театральное искусство Краснодарского края на престижных фестивалях нашей страны. Обаяние, мастерство перевоплощения, совершенные навыки кукловождения, драматические способности, творческая инициативность, профессионализм и талант принесли ведущей артистке театра любовь зрителей всех возрастов.

А ещё Марина Юрьевна проводит мастер-классы по вождению кукол. Студенты колледжей и вузов, молодые артисты, учащиеся школ и воспитанники театральных студий из рук в руки перенимают мастерство, которым актриса щедро делится.

Дорогая Марина Юрьевна! Примите искренние поздравления с заслуженной наградой! Вдохновения, успехов, яркой творческой жизни!

Зацепился за краешек тучи и не мешал слушать музыку в самый длинный вечер в году. В Летнем театре Дворца искусств играли джаз. И не только.

Трудно помешать слушать музыку, если на сцене Оркестр Ильи Филиппова. Джаз – искусство молодое, энергичное и очень коммуникативное. Нет человека, который бы не любил джаз. Вопрос – как правильно его «приготовить».

Заслуженному артисту Краснодарского края Илье Филиппову удалось нащупать нужную струнку и подобрать ключик к сердцам публики. Концерт превратился в увлекательный интерактив: зрители с удовольствием угадывали стандарты в импровизациях, «подсказывали» музыкантам слова песен, аплодировали после особенно удачного соло.

В глазах публики светилась радость узнавания песен, с которыми нам было по пути: вместе с Оркестром Ильи Филиппова мы «совсем не так, как поезда» провожали пароходы, торопились на прогулку со «старым клёном», «танцевали вальс-бостон» – но не с осенью, а с жарким южным летом… До слёз тронул город «у Чёрного моря» – такая далёкая и родная для каждого русского Одесса…

Каждый на концерте почувствовал себя немного моложе. Хотя… Русскому джазу чуть больше века. Кто мы такие по сравнению с его почтенным возрастом? Дети!

А в конце, когда артисты уже стали собирать инструменты, произошло нечто удивительное. К солисту Роберту Бабаеву подошла женщина и протянула платок. «Сыночек, возьми на счастье. Мне его дочь из Пекина привезла. Хочу, чтобы тебя услышало как можно больше людей». До слёз…

Самый длинный вечер в году вместе со зрителями провели: Армен Амбарцумян (саксофон), Юрий Сабитов (труба), Хасан Фидаров (гитара), Максим Вострецов (бас-гитара), Максим Кабальскис (барабаны), заслуженный артист Краснодарского края Илья Филиппов (клавишные). Солист – Роберт Бабаев (вокал).

Концерт вели режиссёр Жанна Пономарёва и артист Молодёжного театра Илья Сердюков.

«Карасунские музыкальные вечера» в Летнем театре продолжили народная артистка России Раиса Гончарова и русский вокально-хореографический ансамбль «Родник».

Цикл променад-концертов в Чистяковской роще и Городском саду продолжили солисты Кубанского симфонического оркестра.

Впервые в этом сезоне музыка на пленэре сопровождалась познавательным художественным словом. Музыковед Анастасия Ситалова связала концертные номера интересными фактами из жизни композиторов и их творений. Формат оказался очень интересен: слово ведущего, как и музыку, зрители всех возрастов слушали с большим интересом. На «вкусные» биографические подробности слетались маленькие ночные феи с фонариками и даже… комары.

Камерную музыку – от барокко до джаза – исполнили солисты Кубанского симфонического оркестра, лауреаты международных конкурсов: Екатерина Рыбальская, фортепиано– «первая скрипка» и автор программы; Анастасия Бурмистрова (скрипка), Анжелика Симоньянц (виолончель), Светлана Сальникова (флейта). Прозвучали произведения И.С. Баха, А. Вивальди, Л. Боккерини, Г. Форе, Ж. Массне, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, Ф. Крейслера, Г. Миллера, И. Фролова и других авторов.

А затем на музыкальную вахту заступил струнный квартет артистов Кубанского симфонического оркестра в составе лауреатов международных конкурсов Станиславы Тимофеевой (скрипка), Эльмиры Флёровой (скрипка), Роксаны Кудзоевой (альт), Татьяны Ежовой (виолончель). От музыки Генделя («Прибытие царицы Савской» из оратории «Соломон») до танго Гарделя из кинофильма «Запах женщины» – жанровый диапазон променад-концерта широк и разнообразен.

Когда-то музыка и слово о ней под концертными «ракушками» в садах и парках города были нормой.

Возродим?..

Фото: Алексей Петров, Дарья Григорьева, пресс-служба фестиваля «Александровская крепость: Троицкая ветка»