Закрыть
19:54, 31 марта 2025

«Умный дом» без магии ИИ: что скрывается за модным термином

Создано с помощью GigaChat

В наши дни аббревиатура «ИИ» звучит практически в каждом технологическом анонсе, и становится всё сложнее отличить настоящий искусственный интеллект от хорошо продуманной автоматизации. «Умный дом» — яркий пример технологии, которую часто ошибочно относят к сфере искусственного интеллекта. Давайте разберёмся, что же на самом деле представляет собой эта система и почему не стоит путать её с ИИ-решениями.

Что такое «умный дом» на самом деле?

«Умный дом» — это высокотехнологичная система, объединяющая различные устройства в единую сеть для автоматизации домашних процессов. Представьте дом, который самостоятельно управляет освещением, поддерживает комфортную температуру, следит за безопасностью и помогает экономить энергию.

Директор СК «Любимово» Александр Чернышков считает, что само понятие требует правильного понимания:

«На мой взгляд, само определение ‘умный дом’ немного распиарено. Я считаю умным домом жилое помещение — квартиру, апартаменты — которое позволяет с телефона управлять всем: от температуры в помещении до штор, вентиляции и других систем. Но в конечном счёте набор функций определяет сам собственник — что ему действительно необходимо, а что нет».

Такой подход подчёркивает важный момент: «умный дом» — это прежде всего инструмент для повышения комфорта жильцов, а не демонстрация технологического превосходства.

Ключевые возможности современного «умного дома»

Автоматизация повседневных задач

Современные системы освобождают нас от рутины, автоматически управляя освещением, климатом и бытовыми приборами. Они работают по заранее заданным сценариям и правилам, реагируя на определённые события — например, датчик движения включает свет, а термостат регулирует температуру по расписанию.

Безопасность на новом уровне

В многоквартирных домах безопасность становится комплексной системой. Александр Чернышков отзывается об этом с особым вниманием:

«Важнейшая часть любого дома — система безопасности. В новых домах она действительно умная. Пожарные датчики в общих и жилых помещениях соединены в единую сеть и выведены на общий пульт. При срабатывании пожарной сигнализации автоматически запускается система дымоудаления, включаются вентиляторы в местах эвакуации, срабатывает звуковой сигнал, лифты опускаются на первый этаж и открывают двери, а система домофонии автоматически разблокирует все двери. Это комплексная система умной безопасности, где компьютер обеспечивает слаженную работу всех элементов».

Экономия ресурсов

Рациональное использование энергии позволяет существенно снизить расходы на коммунальные услуги — иногда до 60%. Интеллектуальные системы учёта помогают контролировать потребление ресурсов.

Александр Чернышков делится практическим подходом, реализованным в его домах:

«Все наши приборы учёта холодного и горячего водоснабжения подключены через радиомодуль. Они автоматически передают информацию в управляющую компанию. Система позволяет видеть и выявлять аномалии в потреблении ресурсов. Например, если один ресурс не используется, а другие используются, это сигнал о возможной неисправности прибора учёта. Если наблюдается резкий рост потребления, это может указывать на проблему с водоснабжением — неисправность сливного бачка или переток из горячего водоснабжения в холодное».

Удобство управления

Взаимодействие с системой осуществляется через интуитивно понятный интерфейс и голосовые помощники. Современные мобильные приложения предоставляют широкие возможности для управления домом.

«В нашем мобильном приложении собственник может видеть показания счётчиков, не проверяя их физически. Он также может посмотреть динамику расходов, свои начисления и оплаты, проверить правильность начислений и своевременность платежей. Через приложение можно задать вопрос и получить консультацию, передать заявку на ремонтные или клининговые работы».

Рынок «умных домов»: стремительный рост

Интерес к технологиям «умного дома» растёт во всём мире. Глобальный рынок устройств для умного дома в 2023 году достиг $102,3 млрд и, по прогнозам, к 2032 году вырастет до впечатляющих $1,18 трлн. Лидерами остаются Северная Америка и Европа, но Азиатско-Тихоокеанский регион также демонстрирует активное развитие.

Российский рынок тоже уверенно растёт: с 74 млрд рублей в 2021 году до 96 млрд рублей в 2023 году. Эксперты прогнозируют, что к 2025 году рынок устройств для умного дома в России вырастет более чем вдвое, достигнув $2,7 млрд. Основными факторами роста стали снижение стоимости IoT-устройств, развитие отечественного производства и интеграция с государственными проектами.

Александр Чернышков отмечает, что этот рост во многом обусловлен запросами самих жителей:

«Сегодняшние застройщики значительно подняли планку качества жилья. Это произошло прежде всего благодаря запросам самих жителей, которые выдвигают всё более высокие требования к новому жилью».

Инфраструктура «умного дома» в многоквартирных зданиях

Индивидуальный тепловой пункт

Александр Чернышков образно описывает систему управления климатом в доме:

«Сердцем любого дома является индивидуальный тепловой пункт (ИТП), где происходят все ‘магические вещи’, позволяющие управлять внутренним климатом. В ИТП осуществляется подготовка горячего водоснабжения, отопления, работают насосные станции. Температура теплоносителя определяется компьютером и автоматической аппаратурой, которая в зависимости от температуры наружного воздуха регулирует подачу тепла в квартиры, обеспечивая комфортные условия проживания».

Современные системы доступа

Биометрические технологии уже прочно вошли в нашу жизнь, в том числе в системах доступа многоквартирных домов:

 «Наши современные домофоны оборудованы системой FaceID. Житель, зарегистрировавшись и сделав фотографию, может входить в подъезд без ключа — система узнает его и открывает дверь. Домофоны интегрированы с мобильным приложением. Когда кто-то набирает номер квартиры, на телефоне собственника отображается видео посетителя. Можно поговорить с ним и решить, открывать дверь или нет. Даже находясь в другом конце света, собственник может управлять доступом в свой подъезд».

Важное различие: «умный дом» ≠ искусственный интеллект

И вот мы подходим к главному вопросу — почему большинство современных систем «умного дома» нельзя назвать истинным искусственным интеллектом?

Ответ прост: эти системы работают по заранее запрограммированным алгоритмам и сценариям. Они выполняют конкретные команды в ответ на определённые события, но не обладают способностью к самообучению и принятию решений на основе анализа данных.

Александр Чернышков точно отмечает эту разницу:

«Важность и применимость искусственного интеллекта, на мой взгляд, преувеличены. Искусственный интеллект в изначальном понимании — это система, которая сама себя обучает, а не просто выполняет команды. Думаю, до такого уровня нам ещё далеко. Мы торопим события и называем искусственным интеллектом то, что им пока не является».

Настоящий ИИ в «умном доме» должен уметь самостоятельно учиться, адаптироваться к вашим привычкам и принимать решения на основе анализа данных. Например, не просто снижать температуру по расписанию, а анализировать ваш график жизни, прогноз погоды и другие факторы, чтобы самостоятельно принимать решения о настройке климата для обеспечения максимального комфорта и экономии. Такие системы на массовом рынке — пока редкость.

Перспективы развития «умных» технологий в жилищной сфере

Несмотря на то, что до настоящего ИИ в системах «умного дома» ещё далеко, эта сфера активно развивается. Основные тренды включают:

1. Усовершенствование голосового управления — голосовые помощники становятся всё более функциональными и интегрируются с большим количеством устройств.

2. Расширение IoT — интернет вещей продолжает внедряться во все аспекты нашей жизни, делая «умные дома» ещё более связанными.

3. Постепенная интеграция элементов ИИ — хотя до полноценного ИИ ещё далеко, отдельные элементы машинного обучения начинают появляться в премиальных решениях.

Александр Чернышков с оптимизмом смотрит в будущее отрасли:

 «Мы стоим на пороге прорыва в сфере умных домов. Система сейчас накапливает информацию, и вскоре произойдёт качественный скачок в развитии этих технологий».

При этом он реалистично оценивает возможности внедрения «умных» технологий в многоквартирных домах:

«Системы умного дома, на мой взгляд, прежде всего рассчитаны на индивидуальные частные дома. В многоквартирном доме можно организовать умную систему в пределах одной квартиры. Сфера ЖКХ достаточно консервативна и развивается в основном благодаря застройщикам, которые отслеживают потребности рынка и внедряют современные решения. В старых домах внедрить умные системы сложно».

Что важно понимать при выборе системы «умного дома»

Выбирая систему «умного дома», важно реалистично оценивать её возможности и не поддаваться на маркетинговые уловки. Вот несколько рекомендаций:

1. Разграничивайте автоматизацию и ИИ — большинство систем представляют собой именно автоматизацию по заранее заданным правилам, а не самообучающийся интеллект.

2. Определите свои реальные потребности — не переплачивайте за функции, которыми не будете пользоваться.

3. Оцените масштабируемость системы — хорошее решение должно легко расширяться с появлением новых устройств.

4. Проверьте совместимость с другими устройствами — закрытые экосистемы могут ограничить ваши возможности в будущем.

5. Обратите внимание на безопасность — «умные» устройства могут стать уязвимым местом в системе безопасности вашего дома.

«Умный дом» — это не волшебство и не искусственный интеллект, а система автоматизации, работающая по заранее заданным алгоритмам. Однако даже без настоящего ИИ современные технологии способны значительно повысить комфорт, безопасность и энергоэффективность нашего жилья.

«Умные системы — это не только комфорт, но и маркетинговый ход, позволяющий застройщикам представить свой продукт в более выгодном свете и заинтересовать потенциальных покупателей,» — метко замечает Александр Чернышков.

И это важно понимать всем нам. Осознанный подход к выбору и использованию технологий «умного дома» позволит получить максимум пользы без лишних затрат и разочарований от несбывшихся ожиданий. В конечном счёте, настоящая «умность» заключается не в модных технологиях, а в их разумном применении для улучшения качества нашей жизни.

Подписаться на нас

Сегодня, 08:07

Поезд Адлер – Санкт-Петербург врезался в автомобиль в Ростовской области

Пассажиры поезда не пострадали

Фото: Югополис

В Ростовской области поздним вечером 8 декабря поезд №100 Адлер — Санкт-Петербург врезался в автомобиль, выехавший на железнодорожные пути перед приближающимся составом. Авария произошел на перегоне Разъезд 103 км – Цимлянская.

По информации СКЖД, машинист увидел автомобиль, начал сигналить и тормозить, но многотонный состав остановиться не успел.

“Среди пассажиров поезда и локомотивной бригады пострадавших нет. На движение других поездов ДТП не повлияло”, — сообщили в СКЖД.

О состоянии водителя автомобиля ничего не известно.

Сегодня, 07:48

Минобороны РФ отчиталось об уничтожении 121 БПЛА, в том числе двух — над Кубанью

Пять беспилотников сбили в Ростовской области

Фото: Минобороны РФ

В ночь на 9 декабря силы ПВО уничтожили 121 украинский беспилотник. Атака продолжалась с 23:00 до 07:00. Воздушная угроза действовала в 12 регионах, в том числе в Краснодарском крае. Над Кубанью сбили 2 БПЛА. Еще пять — в Ростовской области.

Также средства ПВО работали в Белгородской области, Крыму, Рязанской, Воронежской, Нижегородской, Липецкой, Курской, Брянской, Тульской областях и над Каспийском морем.

Губернатор Ростовской области Юрий Слюсарь сообщил, что беспилотники сбили в пяти муниципалитетах — в Миллеровском, Тацинском, Цимлянском, Сальском и Красносулинском районах. По его словам, пострадавших нет. Об отсутствии пострадавших рассказал и губернатор Воронежской области Александр Гусев. В Воронеже обломки сбитого дрона посекли автомобиль. Об иных последствиях главы регионов не сообщили. 

Нет пострадавших в Тульской и Брянской областях. Информации об итогах воздушной атаки в Белгородской, Рязанской, Нижегородской, Липецкой, Курской областях, а также Калмыкии нет.

В течение ночи вводили ограничения на работу нескольких аэропортов. По состоянию на 07:45 утра продолжает действовать временный запрет на полеты в аэропортах Нижнего Новгорода, Тамбова, Казани, Чебоксар, Грозного, Магаса и Владикавказа.

Сегодня, 07:18

Горнолыжный сезон стартовал на Эльбрусе

На курорте планируют построить 15 гостиниц

t.me/minec_tourism/

На курорте “Эльбрус” уже начался горнолыжный сезон. В этом году для туристов подготовили новую зону катания в восточном секторе. Работает две канатных дороги — кресельная и гондольная. Их назвали балкарскими именами “Баштала” (верхняя поляна) и “Чиран” (ледник).

Обстановку на курорте проверил глава Минэкономразвития Максим Решетников и глава КБР Казбек Коков.

Максим Решетников рассказал, что летом 2026 года на Эльбрусе откроется еще один современный альпинистский приют. Власти сейчас занимаются тем, чтобы упорядочик восхождение на вершины.

“Бизнес активно инвестирует в этот курорт, а для нас приоритетная задача — срастить коммерческие и природоохранные интересы, ведь мы находимся на территории ООПТ — национального парка «Приэльбрусье», — отметил министр.

В курорт “Эльбрус” инвесторы планируют вложить 35,8 млрд рублей. Здесь намерены построить 15 гостиниц. Работы начались над возведением спортивно-оздоровительного комплекса “Азау”. Также в планах — открыть детскую детскую горнолыжную школу и комплекс по восстановлению после активного спорта, сообщили в министерстве.

Вчера, 21:06

За день в Краснодаре произошло два смертельных наезда на пешеходов

Погибли 10-летний ребенок и 89-летняя женщина

Фото: t.me/gibdd123region

Тяжелые автоаварии с трагическими последствиями произошли днем 8 декабря в двух районах краевого центра.

Как рассказал начальник Госавтоинспекции УМВД России по Краснодару Александр Глотов, на перекрёстке улиц Кузнечной и Базовской 51-летний водитель грузовика DAF с полуприцепом пытался повернуть направо на разрешающий сигнал светофора. Однако в этот момент по регулируемому переходу, также на зелёный свет, дорогу переходил мальчик. Затормозить водитель не смог и совершил наезд.

Ребёнок скончался на месте до прибытия скорой помощи.

Вторая смертельная авария, как сообщал «Югополис», произошла на улице Московской. По словам замначальника Госавтоинспекции города Виталия Савина, 48-летний водитель автомобиля ПАЗ, выполняя маневр, сбил женщину очень преклонного возраста. Она также погибла на месте ДТП.

Правоохранители устанавливают все обстоятельства произошедших аварий.

Видео: t.me/gibdd123region

Вчера, 20:44

Паромный проект потерпел неудачу: попытка зайти в Сочи обернулась убытками в 90 тысяч долларов

Власти Краснодарского края и спецслужбы резко высказались против возобновления грузопассажирских перевозок в таком формате

Фото: Черноморский Союз промышленников и предпринимателей

В начале ноября компания‑оператор паромной линии Seabridge столкнулась с серьёзной проблемой: попытка запустить регулярное сообщение между Трабзоном и Сочи завершилась ощутимыми финансовыми потерями. 

Как сообщил генеральный директор «СВС Шиппинг» Сергей Туркменян изданию «Коммерсант‑Сочи», убытки составили около 90 тысяч долларов. 

Всё началось вечером 5 ноября, когда паром Sea Bridge отправился из турецкого Трабзона с 20 пассажирами на борту. Утром 6 ноября судно достигло акватории Сочи, где должно было дождаться официального разрешения на заход в порт. Однако планы резко изменились: оказалось, что в этот день в районе проводились морские учения, из‑за чего доступ в порт оказался закрыт.

Паром вынужден был оставаться на внешнем рейде более 40 часов. Даже после этого ситуация не улучшилась: судну позволили войти лишь во внутренние российские воды, но не дали разрешение на швартовку. В итоге 8 ноября капитану пришлось принять непростое решение — развернуть судно и отправиться обратно в Трабзон

Компания позаботилась о пассажирах: их доставили до пунктов назначения за счёт перевозчика. Тем не менее сам оператор понёс существенные расходы — на содержание судна в море, обеспечение людей всем необходимым и решение сопутствующих организационных вопросов. Именно эти затраты и сложились в итоговую сумму убытков, оцениваемую в 90 тысяч долларов.

История паромного сообщения между Трабзоном и Сочи насчитывает не один десяток лет: регулярное движение существовало с 1993 года, но прекратилось в 2011‑м из‑за резкого сокращения пассажиропотока и грузоперевозок. С тех пор неоднократно возникали попытки возобновить маршрут, однако каждый раз возникали серьёзные препятствия. Власти Сочи и края указывали на целый ряд проблем: неподготовленность порта, отсутствие необходимой инфраструктуры для досмотра судов и грузов, а также риски перегрузки городской дорожной сети. Дополнительным барьером стало требование получать разрешение ФСБ.

Весной 2025 года проект вновь оказался в центре внимания, и летом Росморречфлот всё же выдал разрешение на организацию линии Seabridge. В октябре был проведён пробный рейс, но и он не принёс успеха — заход в порт снова отклонили. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев пояснил, что сочинский порт пока не обладает технической возможностью обрабатывать такие суда, особенно если речь идёт о перевозке большого количества автомобилей. При этом перевозчик настаивал, что линия рассчитана исключительно на пассажиров и легковые машины, а грузовые операции не предполагаются. Организаторы проекта подчёркивали его туристическую направленность и важность для укрепления экономических связей между двумя городами.

После неудачной попытки ноября в Сочи вновь подтвердили: инфраструктура морского порта по‑прежнему не готова к обслуживанию грузопассажирских судов. Среди ключевых проблем — отсутствие мобильных инспекционно‑досмотровых комплексов, а также неудобное расположение транспортных маршрутов, которые проходят через перегруженные центральные районы города. 

Тем не менее, компания-перевозчик не оставляет надежд на возобновление регулярного паромного сообщения между портами двух стран.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.