Закрыть
13:05, 11 июля 2018

​Экономисты рассказали, что ждет Россию в результате пенсионной реформы

Реформа вызвала неоднозначную реакцию в российском обществе. Однако, по мнению экономистов, текущие социально-экономические и демографические тенденции указывают на то, что изменения необходимы — если не сейчас, то в ближайшем будущем.

Утвержденный правительством вариант, который должны одобрить депутаты Госдумы, предполагает повышение пенсионного возраста для мужчин с 60 до 65 лет к 2028 году, для женщин — с 55 до 63 лет к 2034 году. Реакция россиян на эти предложения по большей части негативна. Основной аргумент противников реформы — низкая продолжительность жизни в России — с годами становится все менее убедительным. Согласно данным Росстата, вскоре после развала СССР, в 1994 году, средняя ожидаемая продолжительность жизни упала до 63,9 года, но к 2017 году выросла до 73 лет. И, хотя среди мужчин этот показатель в среднем по-прежнему гораздо ниже, чем среди женщин (77,6 лет), он увеличился с 57,4 года в 1994 году до 67,5 года в 2017 году.

С другой стороны, говорят эксперты, неизбежность повышения пенсионного возраста, видимо, следует принять как данность — целесообразно рассуждать не о том, будет ли реформа принята, а о том, к каким экономическим последствиям приведет ее внедрение. Оценив потенциальный эффект, который она окажет на экономическую активность населения и потребление домохозяйств, и попытавшись понять, снизит ли она нагрузку на бюджетную систему, экономисты рассчитали, что предлагаемые нововведения могут ослабить кадровый голод в экономике, благоприятно сказавшись на трудовых ресурсах, дадут возможность увеличить пенсии для действующих пенсионеров и при определенных условиях позволят повысить рост потребления.

Один из самых очевидных результатов рассматриваемого пакета изменений — значительное увеличение численности населения трудоспособного возраста: предлагаемые изменения позволят России вернуться к уровню 2004 году по численности населения работоспособного возраста, что в значительной степени повлияет на динамику российской экономики.

Прямым следствием этого авторы расчетов называют увеличение рабочей силы, хотя эффект окажется не настолько значительным, как в случае с первым показателем. Это связано с тем, что уровень вовлеченности в рабочую силу — готовность, способность и желание работать — с возрастом снижается. Не все из 12 млн «новых» работников смогут трудоустроиться или остаться на прежней должности — к примеру, из-за проблем со здоровьем, нежелания работать или потому, что не смогут найти подходящее место. Сейчас вовлеченность в рабочую силу резко снижается при достижении гражданином пенсионного возраста. Доля работающих или ищущих работу мужчин уменьшается вдвое: с 80% в возрастной группе 55–59 лет до 40% в группе 60–64 лет. Для женщин падение тоже ощутимо: с 85% в группе 50–54 лет до 54% в группе 55–59 лет. Только 27% женщин в возрасте 60–64 лет трудоустроены или ищут работу.

По мнению специалистов, повышение пенсионного возраста приведет к росту вовлеченности в рабочую силу представителей старших возрастных категорий — люди будут заинтересованы в трудоустройстве, чтобы получать доход. Эксперты считают, что численность рабочей силы, скорее всего, составит 73 млн человек к 2034 году, что на 4 млн больше по сравнению со сценарием, не учитывающим изменения пенсионного возраста.

Кроме того, пенсионная реформа может оказать поддержку потреблению благодаря росту потенциального ВВП. Увеличение численности рабочей силы, скорее всего, приведет к расширению потенциала экономики. Если предположить, что ее долгосрочный рост будет находиться на уровне в 2%, то повышение предложения труда способно увеличить темп роста ВВП до 2,2—2,3% в год. Хотя такой эффект сложно назвать значительным, он предполагает небольшой рост потребления. Экономисты подсчитали, что общие доходы населения (фонд оплаты труда и общие пенсионные выплаты) будут расти на два процентных пунктов быстрее. Если же пенсионная реформа не сможет повысить потенциальный выпуск в экономике, есть вероятность, что потребление даже немного снизится: положительный эффект от более высоких пенсий будет нивелирован выпадением потребления лицами трудоспособного возраста, которые не будут работать по состоянию здоровья или из-за отсутствия рабочих мест.

Также экономисты говорят о том, что пенсионная реформа способна значительно снизить нагрузку на бюджетную систему. Увеличение пенсионного возраста, рост численности трудоспособного населения и снижение числа пенсионеров приведут к очевидному высвобождению средств, однако размер экономии зависит от того, как власти будут увеличивать пенсии. Если не учитывать рост коэффициента замещения заработка (по словам вице-премьера Голиковой, правительство рассчитывает поднять его с текущих 33% до 40%), то экономия для бюджета может с 250 млрд руб. в год в 2019 году дойти до 8 трлн руб. (3% ВВП) в год к 2034 году. Если же власти будут не только индексировать пенсии по инфляции, но и увеличивать их в реальном выражении, приближая уровень замещения к 40%, масштаб экономии окажется скромнее — 1,2% ВВП в год к 2034 году.

В конечном счете, если реформа будет проведена, к окончанию ее внедрения пенсионер будет получать на 20% больше по сравнению с тем, сколько бы получал при сохранении текущих условий. Высвобождаемые средства, рост числа занятых и отчислений в бюджет позволят правительству увеличить коэффициент замещения заработка с нынешних 33% до 40%. По оценкам экспертов, без реформы к 2024 году средний размер пенсии достигнет 21 600 руб., а при внедрении предлагаемых изменений — 23 600 руб. К 2034 году разница будет существеннее: если реформу не проведут, средняя пенсия составит около 40 000 руб., в противном случае — 48 600 руб., — приводят расчеты экономистов «Ведомости».

Однако, как сообщал «Югополис» ранее, другие эксперты назвали грядущий 2019 год очень сложным для россиян в экономическом отношении. Они прогнозируют рост цен даже на социально значимые товары и снижение реальных доходов россиян в 2019 году.

Как сообщал «Югополис», 10 июля стало известно, что Кубань и еще две трети регионов дистанцировались от пенсионной реформы

Реформа вызвала неоднозначную реакцию в российском обществе. Однако, по мнению экономистов, текущие социально-экономические и демографические тенденции указывают на то, что изменения необходимы — если не сейчас, то в ближайшем будущем.

Утвержденный правительством вариант, который должны одобрить депутаты Госдумы, предполагает повышение пенсионного возраста для мужчин с 60 до 65 лет к 2028 году, для женщин — с 55 до 63 лет к 2034 году. Реакция россиян на эти предложения по большей части негативна. Основной аргумент противников реформы — низкая продолжительность жизни в России — с годами становится все менее убедительным. Согласно данным Росстата, вскоре после развала СССР, в 1994 году, средняя ожидаемая продолжительность жизни упала до 63,9 года, но к 2017 году выросла до 73 лет. И, хотя среди мужчин этот показатель в среднем по-прежнему гораздо ниже, чем среди женщин (77,6 лет), он увеличился с 57,4 года в 1994 году до 67,5 года в 2017 году.

С другой стороны, говорят эксперты, неизбежность повышения пенсионного возраста, видимо, следует принять как данность — целесообразно рассуждать не о том, будет ли реформа принята, а о том, к каким экономическим последствиям приведет ее внедрение. Оценив потенциальный эффект, который она окажет на экономическую активность населения и потребление домохозяйств, и попытавшись понять, снизит ли она нагрузку на бюджетную систему, экономисты рассчитали, что предлагаемые нововведения могут ослабить кадровый голод в экономике, благоприятно сказавшись на трудовых ресурсах, дадут возможность увеличить пенсии для действующих пенсионеров и при определенных условиях позволят повысить рост потребления.

Один из самых очевидных результатов рассматриваемого пакета изменений — значительное увеличение численности населения трудоспособного возраста: предлагаемые изменения позволят России вернуться к уровню 2004 году по численности населения работоспособного возраста, что в значительной степени повлияет на динамику российской экономики.

Прямым следствием этого авторы расчетов называют увеличение рабочей силы, хотя эффект окажется не настолько значительным, как в случае с первым показателем. Это связано с тем, что уровень вовлеченности в рабочую силу — готовность, способность и желание работать — с возрастом снижается. Не все из 12 млн «новых» работников смогут трудоустроиться или остаться на прежней должности — к примеру, из-за проблем со здоровьем, нежелания работать или потому, что не смогут найти подходящее место. Сейчас вовлеченность в рабочую силу резко снижается при достижении гражданином пенсионного возраста. Доля работающих или ищущих работу мужчин уменьшается вдвое: с 80% в возрастной группе 55–59 лет до 40% в группе 60–64 лет. Для женщин падение тоже ощутимо: с 85% в группе 50–54 лет до 54% в группе 55–59 лет. Только 27% женщин в возрасте 60–64 лет трудоустроены или ищут работу.

По мнению специалистов, повышение пенсионного возраста приведет к росту вовлеченности в рабочую силу представителей старших возрастных категорий — люди будут заинтересованы в трудоустройстве, чтобы получать доход. Эксперты считают, что численность рабочей силы, скорее всего, составит 73 млн человек к 2034 году, что на 4 млн больше по сравнению со сценарием, не учитывающим изменения пенсионного возраста.

Кроме того, пенсионная реформа может оказать поддержку потреблению благодаря росту потенциального ВВП. Увеличение численности рабочей силы, скорее всего, приведет к расширению потенциала экономики. Если предположить, что ее долгосрочный рост будет находиться на уровне в 2%, то повышение предложения труда способно увеличить темп роста ВВП до 2,2—2,3% в год. Хотя такой эффект сложно назвать значительным, он предполагает небольшой рост потребления. Экономисты подсчитали, что общие доходы населения (фонд оплаты труда и общие пенсионные выплаты) будут расти на два процентных пунктов быстрее. Если же пенсионная реформа не сможет повысить потенциальный выпуск в экономике, есть вероятность, что потребление даже немного снизится: положительный эффект от более высоких пенсий будет нивелирован выпадением потребления лицами трудоспособного возраста, которые не будут работать по состоянию здоровья или из-за отсутствия рабочих мест.

Также экономисты говорят о том, что пенсионная реформа способна значительно снизить нагрузку на бюджетную систему. Увеличение пенсионного возраста, рост численности трудоспособного населения и снижение числа пенсионеров приведут к очевидному высвобождению средств, однако размер экономии зависит от того, как власти будут увеличивать пенсии. Если не учитывать рост коэффициента замещения заработка (по словам вице-премьера Голиковой, правительство рассчитывает поднять его с текущих 33% до 40%), то экономия для бюджета может с 250 млрд руб. в год в 2019 году дойти до 8 трлн руб. (3% ВВП) в год к 2034 году. Если же власти будут не только индексировать пенсии по инфляции, но и увеличивать их в реальном выражении, приближая уровень замещения к 40%, масштаб экономии окажется скромнее — 1,2% ВВП в год к 2034 году.

В конечном счете, если реформа будет проведена, к окончанию ее внедрения пенсионер будет получать на 20% больше по сравнению с тем, сколько бы получал при сохранении текущих условий. Высвобождаемые средства, рост числа занятых и отчислений в бюджет позволят правительству увеличить коэффициент замещения заработка с нынешних 33% до 40%. По оценкам экспертов, без реформы к 2024 году средний размер пенсии достигнет 21 600 руб., а при внедрении предлагаемых изменений — 23 600 руб. К 2034 году разница будет существеннее: если реформу не проведут, средняя пенсия составит около 40 000 руб., в противном случае — 48 600 руб., — приводят расчеты экономистов «Ведомости».

Однако, как сообщал «Югополис» ранее, другие эксперты назвали грядущий 2019 год очень сложным для россиян в экономическом отношении. Они прогнозируют рост цен даже на социально значимые товары и снижение реальных доходов россиян в 2019 году.

Как сообщал «Югополис», 10 июля стало известно, что Кубань и еще две трети регионов дистанцировались от пенсионной реформы

Подписаться на нас

Сегодня, 18:48

В ЗСК подвели итоги первого этапа внедрения интеллектуальной системы безопасности

Юрий Бурлачко. Фото: kubzsk.ru

В Законодательном собрании Краснодарского края 1 декабря прошло еженедельное совещание под председательством главы краевого парламента Юрия Бурлачко, где детально обсудили прогресс в создании масштабного аппаратно‑программного комплекса «Безопасный город». В диалоге приняли участие председатель Контрольно‑счётной палаты края Сергей Усенко и и. о. министра ЧО и ЧС региона Сергей Штриков.

Центральной темой стала поэтапная реализация проекта. Как сообщил Сергей Штриков, первый этап, завершённый в 2024 году, включал создание региональной платформы комплекса. В её основу легли два центра обработки данных в Краснодаре и один в Сочи, а также региональная платформа видеонаблюдения с продвинутыми функциями видеоаналитики. Важным достижением стало формирование единых центров оперативного реагирования в этих городах — они объединили разрозненные системы безопасности в единый механизм «одного окна».

Уже сейчас доступ к системе получили правоохранительные органы и администрации Краснодара и Сочи. До конца 2025 года платформу переведут на отечественное программное обеспечение. Следующий шаг — запуск центров оперативного реагирования ещё в восьми муниципалитетах Азово‑Черноморского побережья: Анапе, Геленджике, Горячем Ключе, Новороссийске, Туапсинском, Приморско‑Ахтарском, Темрюкском и Ейском округах и районах.

Второй этап проекта, рассчитанный до 2027 года, предусматривает расширение сети центров на всю территорию края. Помимо этого, участники совещания обсудили работу системы 112, автоматизированных систем централизованного оповещения, мониторинга паводковой ситуации и развития видеонаблюдения. Сергей Штриков подчеркнул, что это лишь четыре из 14 систем, которые войдут в Единые центры оперативного реагирования. Главная цель комплекса — оперативно выявлять угрозы, предотвращать чрезвычайные ситуации и минимизировать время реагирования.

Депутаты ЗСК активно участвуют в процессе: комитет по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан под руководством Андрея Горбаня тесно взаимодействует с министерством ГО и ЧС и другими госорганами для своевременного законодательного регулирования. В качестве инициативы предложено организовать в следующем году выездное мероприятие для парламентариев — показать работу элементов «Безопасного города» в одном из муниципалитетов.

В ходе обсуждения особое внимание уделили кибербезопасности: участники обсудили защиту систем видеонаблюдения и центров обработки данных от внешних угроз и хакерских атак. Также прозвучали вопросы о перспективах расширения функционала комплекса с учётом уже существующих систем видеонаблюдения в различных организациях.

Подводя итоги, Юрий Бурлачко подчеркнул значимость достигнутых результатов и необходимость сохранять заданный темп работы:

«Никто не сомневается в важности и значимости систем видеонаблюдения с функциями распознавания лиц, централизованного оповещения и мониторинга паводковой ситуации и других. Мы помним непростой период, как проходило становление данной службы, определение направлений её деятельности. Сегодня уже можно говорить о наработанном опыте и проведённой работе. Наше Азово‑Черноморское побережье уже, по сути, „защищено“, а это дорогого стоит. Поэтому необходимо сохранить эту динамику и продолжать данную работу до её логического завершения», — отметил он.

По результатам совещания министерство получило ряд рекомендаций для дальнейшей реализации проекта.

Фото: kubzsk.ru

Сегодня, 18:28

В Краснодаре стартовал двухнедельный отлов бездомных собак

Названы районы проведения мероприятий

Фото: Freepik

В Краснодаре с 1 по 12 декабря проводится масштабная акция по отлову безнадзорных собак. О планах проведения мероприятий сообщило МБУ «Управление по обращению с животными», также информацию подтвердил Краснодарский муниципальный приют для собак.

Спецоперация охватит сразу несколько территорий города и пригородов. В зону внимания служб попадут станица Елизаветинская, посёлки Знаменский, Новознаменский и Колосистый, а также городской округ Центральный и микрорайоны — Славянский, Маршала Жукова и Энка.

Вся процедура работы с отловленными животными выстроена по чёткому алгоритму. Сначала собак доставят в муниципальный приют, где им проведут комплекс обязательных ветеринарных мероприятий: стерилизацию, вакцинацию, чипирование. Кроме того, каждое животное внесут в специальный реестр. На поиск новых хозяев для четвероногих отводится 26 дней. Если за этот срок питомцы останутся без владельцев, их вернут в привычную среду обитания.

Сотрудники приюта обращаются к горожанам с важной просьбой: в период проведения отлова особенно внимательно следить за своими домашними собаками и ни в коем случае не допускать их свободного выгула. Это поможет избежать случайного попадания домашних питомцев в число отловленных животных.

Напомним, муниципальный приют для бездомных животных, куда будут доставлять отловленных собак, открылся весной текущего года. Учреждение расположено в посёлке Берёзовом по адресу: улица Коломойцева, 30. Его строительство началось ещё в октябре 2023 года, и теперь приют принимает животных, обеспечивая им необходимый уход и ветеринарную помощь.

Сегодня, 18:05

Рынок подержанных авто на Кубани: взрывной рост предложения при падении цен и замедлении продаж

Регион повторяет общероссийскую тенденцию роста предложения на вторичном рынке, хотя и с более выраженной динамикой

Фото: Юрий Серебренников/BFM Кубань

В Краснодарском крае зафиксирован впечатляющий рост рынка подержанных автомобилей — за год объём предложений увеличился на 50 %. По данным всероссийского автомобильного портала «Дром», в октябре текущего года на площадках размещалось уже 54 тысячи объявлений о продаже машин с пробегом. Для сравнения: годом ранее их было лишь 34 тысячи.

Параллельно с расширением предложения наблюдаются и другие значимые изменения. Средняя цена автомобиля с пробегом за десять месяцев  года снизилась на 8 % и сейчас составляет 1,2 млн рублей. Кроме того, заметно вырос срок, необходимый для реализации машины: если в октябре 2024-го он в среднем составлял 22 дня, то год спустя увеличился до 32 дней.

Аналитики отмечают, что Краснодарский край демонстрирует более выраженную динамику по сравнению с общероссийскими показателями. По всей стране предложение на вторичном рынке выросло на 25 %, тогда как на Кубани — сразу на 50 %. Специалисты связывают это с тем, что на площадках одновременно находится большое количество автомобилей, ожидающих своего покупателя.

При этом структура спроса остаётся неоднородной. С одной стороны, сохраняется интерес к мощным премиальным моделям. С другой — безусловными лидерами продаж продолжают оставаться российские автомобили, такие как «Лада Приора», «семёрка» и «Самара».

О проблемах рынка рассказал Антон Мисулис, заместитель генерального директора «Бизнес ФМ Краснодар», который лично столкнулся с трудностями при продаже своего автомобиля. По его словам, процесс занял целых пять месяцев — значительно дольше стандартных 30 дней. Мисулис выделяет две ключевые причины такой ситуации:

снижение покупательской способности: несмотря на то что объявление о продаже BMW просмотрели около 200 человек, реальных интересантов оказалось всего двое, а сделку заключил лишь один из них; растущая конкуренция со стороны автомобилей из Азии: многие покупатели предпочитают приобретать машины из Китая, Кореи и Японии, поскольку даже с учётом таможенных платежей такие сделки оказываются на 300–400 тысяч рублей выгоднее, чем покупка на местном рынке.

Эксперты считают, что сложившаяся ситуация формирует рынок покупателя. Увеличение предложения, снижение цен и рост сроков продажи дают потребителям больше возможностей для выбора и позволяют не торопиться с принятием решения. При этом наблюдается определённая стабилизация цен после их постепенного снижения в течение года, что может свидетельствовать о нахождении нового баланса между спросом и предложением, сообщает BFM Кубань.

Сегодня, 17:32

В центре Краснодара складывается масштабный образовательный кластер

В Центральном округе Краснодара идёт активное формирование крупного образовательного кластера. Проект объединяет сразу несколько значимых объектов — от дошкольных учреждений до высших учебных заведений, создавая целостную систему образования в одном районе города.

Ключевым элементом будущего кластера станет новая школа, которую возводят на территории жилого комплекса «Гарантия Prime». Масштаб строительства впечатляет: участок площадью около 3 гектаров; трёхэтажное здание общей площадью 27 000 квадратных метров; вместимость — 1 550 учащихся; 62 учебных класса; 2 актовых зала; 3 спортивных зала; студии хореографии; музей.

Рядом со школой располагается детский сад, и оба учреждения уже оснащены современной системой видеонаблюдения. Система не просто фиксирует происходящее — она способна оперативно сигнализировать о нештатных ситуациях, обеспечивая дополнительный уровень безопасности.

Не менее значимый объект — образовательный центр «Поколение», который готовится к приёму первых учеников. Его создают по образцу знаменитого образовательного центра «Сириус», успешно работающего на побережье Чёрного моря. Центр призван стать точкой притяжения для талантливых и одарённых детей, предлагая им углублённые программы и современные методики обучения.

В шаговой доступности от этих объектов находятся крупные высшие учебные заведения — Кубанский государственный университет и Кубанский государственный медицинский университет. Такое соседство создаёт уникальную возможность для преемственности образовательных уровней: от школьного до университетского.

Ещё один важный элемент кластера — филиал лицея № 4, который планирует открыть двери для учащихся в 2026 году. Это позволит расширить возможности качественного среднего образования в районе.

О значимости формирующегося образовательного комплекса высказалась Алина Малинина — член Совета Краснодарского местного отделения сообщества предпринимателей «ОПОРА РОССИИ», владелица «Не Школы Барабанов» и организатор Всемирного Бизнес Форума. Она отметила, что размещение социальных объектов в непосредственной близости от жилья — это один из ключевых трендов развития Краснодара. По её мнению, такая инфраструктура не только повышает качество жизни горожан, но и создаёт благоприятные условия для долгосрочного развития города как образовательного центра региона.

Сегодня, 17:21

Депутат ЗСК Виктор Тепляков разбирался с проблемами жителей ТОС «Донской» в Сочи

Депутат Законодательного Собрания Краснодарского края, член фракции «Единая Россия» Виктор Тепляков провёл приём граждан в ТОС «Донской» Центрального района Сочи. В мероприятии приняли участие специалисты администрации Центрального района, профильных подразделений мэрии, а также депутаты Городского Собрания Владимир Давыдов и Роман Сидорцов.

В ходе встречи жители подняли ряд насущных вопросов. Особое внимание привлекло обращение Людмилы Аджиевой, жительницы микрорайона, которая обозначила проблему состояния дорожного покрытия во дворе дома № 84 на ул. Донской. В ходе обсуждения выяснилось, что проведение ремонтных работ возможно исключительно после передачи этого участка в муниципальную собственность, что требует предварительных договорённостей с собственниками территории.

Не менее актуальной оказалась тема внешнего вида и размещения торговых павильонов в микрорайоне. По этому вопросу информация направлена в департамент архитектуры — будет проведена проверка законности размещения объектов и их соответствия установленным нормам.

Кроме того, жители озвучили ряд других значимых проблем: необходимость реконструкции ливневой системы на нескольких улицах, потребность в замене устаревшей уличной электропроводки, а также в проведении точечных ремонтных работ по различным адресам в районе.

Виктор Тепляков дал чёткие разъяснения по всем поступившим обращениям. Он подчеркнул, что каждое обращение взято в работу и будет рассмотрено в установленном законом порядке с обязательным контролем исполнения. Депутат отметил, что подобные приёмы позволяют оперативно реагировать на проблемы горожан и выстраивать эффективное взаимодействие с профильными службами.

По итогам встречи был сформирован перечень поручений для ответственных структур. Заявители будут проинформированы о результатах рассмотрения их вопросов в установленные сроки.

Мероприятие продемонстрировало действенность формата прямого диалога между представителями власти и жителями, обеспечивая не только фиксацию существующих проблем, но и запуск механизмов их системного решения.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.