Город Люди Ситуация Бизнес 04 апр, 11:30

​«Пятерочка» стала агрессивнее и точнее». Сергей Галицкий заявил, что лидерство в борьбе с X5 не было для него главным

«Для меня лучше было быть меньшим игроком на рынке, но прибыльным. Что толку в том, чтобы приехать на всех парах к финишу, где написано: денег нет?» — сказал Галицкий.

В интервью The Bell предприниматель и бывший владелец торговой сети «Магнит» Сергей Галицкий рассказал историю «Магнита» и его продажи, а также борьбы с X5 Retail Group.

Отставка в 2011 году многолетнего гендиректора X5 Retail Group Льва Хасиса была большим событием, — отмечает издание: Галицкий уважал его и считал достойным соперником. После этого главный конкурент «Магнита» долго искал подходящего преемника, и развитие X5 затормозилось.

«Гонка с «Пятерочкой» (а с 2005 года — с X5) была главной темой российского розничного рынка еще с 2000-х, когда стало понятно, что две сети дискаунтеров отрываются от всех остальных российских ретейлеров на недосягаемое расстояние», — пишет издание, приводя слова Галицкого, сказанные в 2014 году в интервью Ксении Собчак: «Мы 15 лет гнались за ними. Мы знали, что погоня будет долгой, но мы слишком злые, чтобы отцепиться».

В новом интервью он сказал, что первое место для него не было главной целью: «У нас с «Пятерочкой» всегда были разные стратегии: мы были нацелены на уровень EBITDA, а они — на рост. Для меня лучше было быть меньшим игроком на рынке, но прибыльным. Что толку в том, чтобы приехать на всех парах к финишу, где написано: денег нет?»

В 2013 году «Магнит» обогнал X5 и смог стать крупнейшим игроком на российском розничном рынке не только по числу магазинов, но и по выручке. «Что происходило в «Пятерочке» в 2011—2012 году, это, наверно, вопрос больше к ним, но в тот период мы были и правда значительно лучше, — вспоминает Галицкий. — Возьмем Центральную Россию: у них там были лучшие локации, у нас хуже. И, когда в 2011—2012 годах у них начались трудности, к нам перетекли лишние покупатели, которые не должны были быть у нас. Это было недолго — со временем «Пятерочка» все восстановила».

«Конкуренция на розничном рынке к этому моменту обострялась: доходы населения с 2014 года перестали расти, а сети расти не переставали — сражаться за покупателя приходилось все напряженнее. X5 в 2013 году смогла найти нужного ей ключевого управленца — им стала бывший топ-менеджер «Северстали» и НЛМК Ольга Наумова, в 2013 году возглавившая крупнейшую сеть компании, «Пятерочку». Она взялась за масштабный рестайлинг магазинов, который занял почти 5 лет и обошелся X5 в 38 млрд рублей. X5 начала ставить в «Пятерочках» автоматические двери, делать окна во весь фасад, ставить дорогое освещение, вводить в ассортимент свежие продукты, которые традиционно считались для дискаунтеров излишними», — пишет издание.

Сейчас Галицкий отдает должное действиям конкурента. «Пятерочка» стала агрессивнее и точнее, переделала магазины, начала делать то, что было правильно делать, например, в Москве, — говорит Галицкий. — Последние пару лет у них были выше темпы роста. Но, когда я уходил, это меня не расстраивало: наш фокус всегда был на EBITDA и самой высокой прибыльности. Наверно, есть разные предприниматели — для одних важна прибыль, для других — рост. Для меня была важна прибыль, чтобы стабильно планировать будущее».

Для инвесторов были важнее перспективы роста: в 2016 году выручка «Магнита» вместо привычных 20—30% выросла всего на 12,8%, а летом 2017 года полугодовая отчетность показала рост на 6,4% — и фонды начали избавляться от бумаг. За полгода до конца 2017 года «Магнит» подешевел вдвое и стоил меньше 500 млрд рублей. После ухода Галицкого «Магнит» подешевел еще на 27%.

О смене руководства и новой стратегии «Магнита» ранее писал «Югополис».

В марте компания отметила 25-летие. «Магнит» отсчитывает свою историю с 5 марта 1994 года, когда бывший владелец сети Сергей Галицкий основал компанию по торговле бытовой химией. Первый магазин «Магнит» был открыт в 1998 году в Краснодаре.

Сегодня компания насчитывает более 18 тысяч магазинов разных форматов, 12 собственных предприятий, 37 распределительных центров, 295 тысяч сотрудников.

Как сообщал «Югополис», к 25-летию сети «Магнит» запустил единый бренд. В основе стратегии развития сети — создание семьи магазинов «Магнит».

Материалы по теме

Первая полоса

Последние новости

Weekend

Премьера недели. «Джокер»

Кинообозреватель «Югополиса» Сабина Бабаева о том, что «Джокер» с Хоакином Фениксом уверенно становится фильмом года.

Weekend

Премьера недели. «К звездам»

Сабина Бабаева о том, почему новая sci-fi-драма с Брэдом Питтом заслуживает внимательного просмотра, хотя и вряд ли понравится многим.

Люди Ситуация Weekend

Небо в кайтах. Бугазская коса вчера, сегодня, завтра

Как Веселовка и Благовещенская в Краснодарском крае благодаря кайтерам стали цивилизацией. Фотограф и спортсмен Алексей Охрим рассказал «Югополису» о «русском Вудстоке», жизни на Бугазской косе и особенностях национального освоения побережья.