Ситуация Бизнес 01 авг 2019, 21:59

Системы бронирования билетов обязали перенести серверы в Россию

Это обернется для владельцев таких систем расходами в сотни миллионов долларов, а для пассажиров — ростом цен.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, обязывающее системы бронирования авиабилетов на внутренние рейсы перенести в Россию серверы с персональными данными пассажиров.

Речь идет об иностранных системах бронирования авиабилетов, которыми пользуется большинство российских авиакомпаний. Среди них — американские Sabre (пользуются авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия») и Navitair («Победа»), испанская Amadeus (обслуживает S7), а также швейцарская SITA (работает с региональным перевозчиком «Якутия»). Российскими системами бронирования пользуются Utair («Сирена-Трэвел») и «Азимут» (работает с Национальной системой бронирования (НСБ), разработанной «Ростехом» и аэропортом Внуково)

Sabre и Amadeus пользуются классической системой бронирования билетов с использованием инвенторных систем (баз данных и серверов) и глобальных дистрибутивных систем (GDS) — инструмента, через который авиакомпании продают билеты туристическим агентствам, его же используют билетные агрегаторы.

Проект постановления, подписанного Медведевым, Минтранс разрабатывал с середины 2018 года. Изначально министерство требовало от поставщиков переноса в Россию только инвенторных систем, расположенных за рубежом. В них содержится информация о пассажирах, рейсах, наличии мест, тарифах и допуслугах перевозчика, а также данные о взаиморасчетах между всеми участниками процесса продажи билетов.

Теперь требование распространяется и на GDS, то есть коснется продажи билетов туристическим агентствам и через агрегаторы. Перенос серверов должен произойти не позднее 31 октября 2021 года, говорится в документе.

Сейчас через системы бронирования иностранные спецслужбы теоретически могут узнавать информацию о передвижениях россиян, в том числе чиновников и военнослужащих, объяснил источник РБК, близкий к правительству. В постановлении указывается, что требования о переносе серверов в Россию нужны в том числе для того, чтобы обеспечить суверенитет страны при выполнении внутренних перелетов, безопасность и конфиденциальность персональных данных пассажиров. Меры нужны и для противодействия «актам незаконного вмешательства» в области обеспечения транспортной безопасности, говоритcя в документе.

В июне прошлого года в системе SITA произошел глобальный сбой, что привело к проблемам с регистрацией пассажиров S7 в Домодедово и задержкам рейсов перевозчика. Через месяц глава Росавиации Александр Нерадько призвал в связи с этим инцидентом ускорить переход авиакомпаний на отечественный софт. Однако осенью стало известно, что авиакомпания с такими методами не согласна: гендиректор S7 Владимир Объедков в обращении к Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) утверждал, что «миграция» серверов может остановить работу перевозчиков.

Чтобы перенести серверы, западным компаниям могут потребоваться сотни миллионов долларов, оценил директор по экономике и финансам компании ТАИС, разработчика НСБ, и совладелец Biletix Александр Сизинцев. Этот процесс не только сложный, но и длительный: так, для перехода S7 с SITA на систему Amadeus понадобилось около двух лет, а «Аэрофлота» на американского провайдера системы бронирования — около трех лет.

Пока готовность переносить серверы в Россию выражала только Sabre. В ноябре прошлого года замгендиректора «Аэрофлота» по информационным технологиям Кирилл Богданов утверждал, что она планирует в 2019 году создать совместное предприятие с «Аэрофлотом» для переноса серверов.

Несмотря на то что постановление касается авиакомпаний, пользующихся иностранными системами, нововведение отрицательно повлияет на всю отрасль, передал РБК через представителя президент «Utair — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков. «Utair использует отечественную систему бронирования. Но политика по переносу серверов в Россию отрицательно влияет на развитие конкуренции и доступности перелетов для россиян. Это приведет к росту цен, в итоге оплачивать перенос данных в Россию будут пассажиры», — уверен топ-менеджер.

Учитывая, что авиационная отрасль в целом находится на грани операционной убыточности, сейчас любой рост расходов критичен, добавляет заместитель директора группы корпоративных рейтингов рейтингового агентства АКРА Александр Гущин. «Любой рост расходов постепенно будет перекладываться на пассажира из-за низкой рентабельности. Но думаю, что этот рост будет не так заметен на фоне выросших основных статей затрат — топлива и лизинга», — заключает эксперт.

Материалы по теме
Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми