Возьми «штуку» сейчас, отдай две потом — Югополис
Закрыть
10:22, 26 июля 2023

Возьми «штуку» сейчас, отдай две потом

Краснодарский край уже несколько лет не входит в верхние строчки «антирейтинга» регионов с самым высоким риском мошенничества в ОСАГО. В этом году ситуация стала еще лучше.

Аналитики такой прогресс связывают с тем, что в 2022-м на скамье подсудимых оказались члены более десяти групп, специализирующихся на автоподставах. В то же время страховые компании отмечают активизацию так называемых недобросовестных «представителей пострадавшего» и автоюристов. Эти люди выкупают аварийные дела у потерпевших через заключение договора цессии и взыскивают с продавцов полисов ОСАГО кратно большие суммы убытка при ДТП, а также пени и штрафы, налог с которых потом приходит автовладельцам и зачастую превышает компенсации, полученные на месте ДТП. В чем причины этого явления и как защитить себя от неприятных неожиданностей?

Общая черта и автоподставщиков, и недобросовестных автоюристов в том, что и те, и другие взыскивают деньги со страховых компаний, используя законы. Вернее, лазейки в них. Но при схожести целей и методов эти группы довольно сильно различаются.

При определении места региона в «антирейтинге» по риску мошенничества в ОСАГО один из главных негативов дают автоподставщики. У этих граждан очень широкий выбор инструментов, но есть особенно популярные. Самая любимая «тема», когда берется старый импортный автомобиль, запчасти на который, ввиду их редкости, обходятся в разы дороже самой машины. Затем провоцируется авария. Для этой цели чаще всего используются кольцевые развязки, а в качестве виновника — большегрузы, так как водителя легче подставить: сильно ограничен обзор, большой тормозной путь и наверняка есть полис ОСАГО. Быстрое перестроение под фуру и дефицитные, а потому очень дорогие крыло-дверь-капот смяты. Возможно, деталь уже была деформирована заранее, сути это не меняет. Далее все идет по обычной схеме: оформление ДТП, обращение в страховую компанию, взыскание максимальной суммы через суд.

Эта схема наиболее распространена, так как ДТП вполне реальное, а доказать, что водитель легковушки сам виноват, можно, только если есть видеозапись. Сейчас, когда видеорегистраторы стоят в большинстве машин и каждое ДТП выкладывается в соцсети, мошенникам приходится придумывать новые схемы. Дополнительно мешает злоумышленникам и развивающаяся система видеонаблюдения «Безопасный город», которая позволяет установить истинного виновника аварии.

Евгений Иваненко, начальник отдела раскрытия хищений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий УУР ГУ МВД России по Краснодарскому краю:

— Раскрытие подобных преступлений требует большой доказательной базы, и мы используем для ее сбора все предусмотренные законом пути: информационные технологии, оперативно-разыскные мероприятия и прочее. Также мы работаем в контакте со страховыми компаниями, изучаем повторяемость ДТП с одними и теми же автомобилями и так далее. Результат есть: за прошлый год нами было раскрыто более десяти преступных групп мошенников, которые специализировались на автоподставах. Но если с мошенниками в правовом плане все понятно, то по так называемым недобросовестным автоюристам ситуация иная. Когда пострадавший в ДТП человек взамен полученной на месте суммы оформляет доверенности на незнакомого ему человека или группу людей, он дает разрешение на использование своей ситуации сторонними лицами. При этом делает он это абсолютно добровольно. Здесь Уголовный кодекс Российской Федерации неприменим, так как нет события преступления. Защита только одна – не принимать необдуманных решений.

Эдуард Гайдаенко, председатель Совета ассоциации страховых организаций Краснодарского края:

— Проблема мошенничеств с ОСАГО на Кубани есть, однако в последнее время можно говорить об осторожном оптимизме. Существенное снижение количества мошенничеств произошло после введения в сферу деятельности финансового уполномоченного споров по ОСАГО. Так, если в 2020 году кубанскими страховщиками было направлено в полицию 1 332 заявления о мошенничестве, то в 2021-м – 482, а в прошлом – 293. В то же время криминальные группы находят другие способы преступного заработка, и в этой связи статистика не такая позитивная. Огромной проблемой остается раскрываемость. Если в прошлом и позапрошлом годах по нашим заявлениям возбуждались уголовные дела в трети случаев, то вот до суда доходило всего около четырех процентов дел. В текущем году показатель еще ниже.

Этому есть объективные причины в виде огромной загруженности правоохранителей, да и в целом государственная машина обладает определенной инерцией, и полиция по определению не может мгновенно перестраиваться, чтобы раскрывать новые мошеннические схемы. В этой связи самым разумным видится адаптированный к России европейский путь: создание внутри страховых компаний или ассоциаций служб безопасности с функцией ведения оперативно-разыскной деятельности. В такие структуры были бы привлечены специалисты с опытом работы в силовых структурах. В таком случае мы бы могли предоставлять правоохранителям готовое, подготовленное по всем требованиям законодательства расследование, что позволило бы сократить время и намного повысить эффективность борьбы с мошенниками. Такая инициатива уже неоднократно озвучивалась на самом высоком уровне, однако пока, к сожалению, пути ее реализации не найдены.

В декабре 2021 года Краснодарский край попал в федеральную информационную повестку: более сотни автовладельцев обратились в правоохранительные органы с заявлениями на действия автоюристов.

Когда стали разбираться, выяснилось, что все заявители в период 2016-2017 годов попадали в ДТП не по своей вине. Вот рассказ одного из пострадавших. Валерий П. попал в аварию под Краснодаром в 2017 году:

— Увидел ящик на дороге и резко затормозил. За мной шел микроавтобус. Он не успел остановиться, ударил в заднюю часть машины. Погнул бампер, крышку багажника, крылья, разбил «габариты» и поворотники. ГАИ ждали недолго. Когда писал объяснение, это с час прошло после аварии, мне позвонили на телефон и предложили помочь в решении вопроса со страховой. Я согласился. Буквально через 10 минут приехали два парня, сказали, что аварийные комиссары. Посмотрели на машину и предложили на месте 60 тысяч рублей, а взамен — чтобы я им отдал право судиться со страховой. Я решил, что цена нормальная. После оформления ДТП заехали к нотариусу, и я подписал доверенности. Потом, через неделю, ко мне еще приезжали, но уже другие люди, машину осматривали. А в июле 2021 года я узнал, что должен в налоговую 91 тысячу рублей подоходного налога. Оказалось, что эти жулики у страховой лишних 700 тысяч отсудили, а на меня платежи повесили. Пошел в полицию, а там говорят, что таких, как я, уже много. Дело до сих пор тянется, но налоги пришлось заплатить из своего кармана.

Такие ситуации уже стали обыденными. Чтобы не стать послушным орудием в руках нечистоплотных граждан, не надо обладать юридическими знаниями, достаточно всего лишь взять паузу на несколько минут и подумать. Изначально определимся, что в сфере автострахования работает много добросовестных и грамотных автоюристов. Эти профессионалы занимаются защитой интересов автовладельцев и получают за это гонорар. Понять, что юрист на вашей стороне, очень просто – он не приедет на ДТП без вашей просьбы.

Как это работает? Если вы считаете, что предложенная страховой компанией сумма меньше необходимой, у вас два безопасных пути: самостоятельно обратиться через сайт (finombudsman.ru) к финансовому уполномоченному или доверить это специалисту, которого вы сами нашли, а не он вас. Кстати, само обращение к финуполномоченному занимает считанные минуты даже для абсолютно неподготовленного человека. Если омбудсмен не нашел нарушений в предложении страховой компании, а вы недовольны, тогда юрист заключает с вами договор по оказанию услуг в качестве представителя ваших интересов в суде. То есть всего одну доверенность надо оформить. В договоре по оказанию услуг прописывается конкретная сумма вознаграждения.

Существует еще один формат законных и честных взаимоотношений: договор цессии. Если юрист предлагает выкупить у вас страховое дело, а сумма вас устраивает, заключается договор цессии – передачи прав требования. В этой ситуации автоюрист отдает пострадавшему оговоренную сумму и самостоятельно судится со страховой компанией за выплаты, а все налоги на средства, полученные сверх возмещения ущерба, добросовестный автоюрист передает участнику ДТП.

Эдуард Гайдаенко:

— Понятно, что человек, попавший в ДТП, оказывается в стрессовом состоянии. Но просто задумайтесь, если к вам через несколько минут после аварии приехал незнакомый человек и предложил помощь, какие у него мотивы? Он думает о вас или о себе? В этом и состоит главная разница между честным юристом и человеком, который таковым представляется. Первый защищает интересы клиента, второй – свои. То есть появление незваного автоюриста с высокой долей вероятности сулит проблемы. Если же он предлагает вам на месте подписать договор цессии, да еще и доверенности у «нотариуса поблизости», будьте уверены – обманет. Такие «специалисты» оформляют доверенности не только на представление интересов пострадавшего в суде, но также на открытие расчетного банковского счета на имя владельца полиса ОСАГО (доступ к нему остается у автоюриста), на распоряжение средствами… Таким образом, тот самый договор цессии, если он вообще был заключен, просто исчезает. А с вашими доверенностями «автоюрист» идет в суд, где всячески затягивает процесс, чтобы увеличить размер штрафов и пеней. Так и набегает астрономическая сумма.

Эти средства поступают на банковский счет, который «автоюрист» открыл на ваше имя по доверенности. Он их снимает и растворяется. А по документам именно вы получили выплаты, с которых теперь обязаны заплатить 13 процентов НДФЛ в казну государства. Еще один важный момент: как может автоюрист определить ущерб, не изучив скрытые повреждения? Страховые компании всегда это делают и совершенно не заинтересованы в том, чтобы снизить сумму, так как репутационные потери стоят гораздо больше. Эти «азы» мы совместно с региональным министерством экономики уже не первый год доводим до людей в рамках программы «Финансовая грамотность». А в автошколах по нашей инициативе ввели обучение правилам поведения при ДТП: пока это делается в рекомендованном порядке, но надеемся, что вскоре станет обязательной частью подготовки водителей. Эти аспекты тоже влияют на снижение числа мошенничеств в сфере ОСАГО.

Активизация действий недобросовестных автоюристов и страховых мошенников происходит не на пустом месте: она всегда связана с изменениями на рынке. В данном случае возможностей больше, чем обычно: санкции и последовавшие за ними скачки цен на запчасти, снижение курса рубля, рост инфляции. Эти негативные моменты могут нивелировать только сильные институты, в которые люди верят. По ОСАГО, к сожалению, у населения пока много непонимания, мало кто полностью погружен в этот вопрос.

Когда в 2003 году появилась «автогражданка» ОСАГО, естественно, не все автовладельцы восприняли ее с восторгом. Однако нельзя отрицать, что с ОСАГО на дороги пришла цивилизация: не надо выяснять отношения, бегать за виновником, считать убытки. Люди оценили и стали пользоваться полисами. Но государство для более широкого внедрения этого вида страхования пошло на популистский шаг – заморозило на несколько лет цены. Это была стратегическая ошибка. Инфляция и другие экономические объективности постепенно свели на нет выгодность ОСАГО для страховщиков и, к сожалению, пошатнули доверие автомобилистов. Сейчас очевидно, что постепенное увеличение цены полиса, хотя бы в размере инфляции, не только бы не затормозило процесс, а напротив, мы бы видели совершенно иной уровень развития ОСАГО.

Владимир Коробчак, председатель Краснодарского регионального отделения ОО «Всероссийское общество автомобилистов», член Общественной палаты РФ:

— В последнее время были предприняты очень правильные шаги: например, появилась возможность приобрести полис онлайн, повысили сумму возмещаемого ущерба и так далее. Но восстановить доверие очень сложно. Это одна из причин того, что многие автомобилисты не покупают «автогражданку». По различным данным, до 40 процентов автовладельцев ездят без полисов ОСАГО. А сегодня ударили еще и санкции, которые вытеснили с рынка многих производителей, как следствие, запчасти стали быстро дорожать и сроки доставки увеличились кратно. В этой ситуации человек, который не виновен в ДТП и имеет полис, все равно несет убытки, так как не может полностью покрыть затраты на ремонт. Выходом я вижу более широкое распространение денежных компенсаций, которые должны выдаваться в течение 3-5 дней и не позже. Только так можно минимизировать потери от роста цен на детали и работы.

Естественно, в этой ситуации недобросовестные автоюристы увидели еще один шанс. Предлагая деньги человеку здесь и сейчас, они играют наверняка. Пострадавший думает: лучше так, чем потом месяц ремонта ждать, и еще без гарантий — и соглашается.

В правовом поле нет такого понятия, как «автоюрист». Однако название уже получило широкое распространение и негативную окраску. С каждым может случиться ДТП, и почти наверняка он получит несколько звонков от людей, которые «в курсе проблемы и могут помочь». Просто знайте, что у пострадавшего всегда есть несколько суток, чтобы принять решение. Потратьте их на приведение в порядок нервов и мыслей, чтобы выбрать верный, то есть безубыточный путь. И можете не сомневаться, что все это время вам будут звонить и автоюристы с заманчивыми предложениями.

По данным Ассоциации страховых организаций Краснодарского края, в 2022 году было принято 69 тысяч заявлений о возмещении ущерба по ОСАГО на территории края. В срок закрыто 67,6 тысячи страховых дел. Абсолютное большинство из оставшихся 2,4 тысячи дел ушло к автоюристам. На них пришлись выплаты более 2 млрд рублей. При этом общая сумма составила 10,76 млрд рублей. То есть на 3,5 процента дел пришлось почти 20 процентов выплат.

Самые интересные концерты кубанской столицы на ближайшие две недели – в обзоре «Югополиса».

Подписаться на нас

Сегодня, 14:29

За полгода в Краснодаре домой вернули 311 подростков, находящихся на улице в неположенное время

На шестерых родителей составили протоколы о ненадлежащем воспитании детей

krd.ru

С начала года в Краснодаре домой вернули 311 подростков, которые находились на улицах ночью. Шестерых родителей привлекли к административной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию детей. Итоги рейдов по охране общественного порядка, которые проводили полицейские и народные дружинники, рассказали в мэрии. 

“На каникулах дети и подростки часто остаются предоставленными сами себе, и члены народной дружины уделяют максимум внимания их безопасности. Помогают выявлять несовершеннолетних, нарушающих «детский» закон, а сотрудники полиции, в свою очередь, проводят работу с их родителями”, — отметил начальник управления общественной безопасности и правопорядка Краснодара Константин Емченко.

Рейды проводят четыре дня в неделю. Полицейские и дружинники обходят улицы с 20:00 до 24:00. В городе работают 12-13 групп.  

Напомним, в Краснодарском крае действует закон № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», более известный как «детский закон». Согласно этому закону, детям до 7 лет нельзя находиться на улице без сопровождения взрослых. Детям 7-14 лет нельзя быть на улице с 21:00 до 06:00. Подросткам 14-18 лет запрещено быть на улице с 22:00 до 06:00 без сопровождения родителей или законных представителей.

Сегодня, 13:30

На Кубани спрогнозировали сильный ливень с грозой и градом

Объявлено экстренное предупреждение

23.mchs.gov.ru

Сегодня, 6 июля, в Краснодаре и Краснодарском крае синоптики спрогнозировали резкое ухудшение погоды. Ожидается сильный дождь, ливень в сочетании с грозой и градом. Порывы ветра могут составить 20-22 м/с.

В связи с неблагоприятным прогнозом ЕДДС Краснодара напомнила телефоны экстренных служб:  214-33-36 и 112. 

Сегодня, 13:21

АТОР: гостиницы в Анапе не возвращают деньги туристам за забронированные ранее номера

Загрузка отелей не превышает 50% 

admkrai.krasnodar.ru

В Анапе этим летом загрузка тех гостиниц и отелей, которые все-таки продолжают работать, составляет, по разным оценкам, от 30 до 50%. Турпоток снизился и среди организованных групп, и среди самостоятельных туристов. Об этом рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.  

По словам Ломидзе, потери туроператоров исчисляются десятками миллионов рублей. Туристы отказываются даже от предоплаченных в феврале-марте броней. 

«Места были оплачены в феврале — марте. Объекты размещения сейчас эти деньги не возвращают. В этой ситуации туроператоры предлагают туристам другие возможности, но не прямой возврат средств. При этом потери гостиничного бизнеса еще больше”, — цитирует слова Майи Ломидзе “Интерфакс”.

Вместе с тем в Российском союзе туриндустрии (РСТ) отмечают, что часть туристов, которые не могут себе позволить отдых в Сочи или Крыму, все-таки приехали в Анапу.  Местные гостиницы скинули цены на 30%, что позволяет им в какой-то мере держаться на плаву. 

«Ситуация в Анапе остается тяжелой. Туристы на курорте есть, но заметно меньше, чем в прежние годы в высокий летний сезон. Загрузка отелей Анапы зависит от их ценовой политики – там, где цены снижены, туристов хватает”, — говорится в сообщении РСТ. 

Некоторые отельеры в Анапе решили и вовсе пропустить этот туристический сезон и не открывать отели и гостиницы. Свое решение они объяснили тем, что открываться и снижать цену на номера “не имеет смысла”. “Мы тоже отдаем своих клиентов коллегам, чтобы люди хоть как-то приезжали”, — рассказал владелец трехзвездочных отелей “Золотые пески” и “Три мушкетера” Илья Щучкин

Майя Ломидзе напомнила, что в Анапе и Темрюкском районе гостиницам обещали оказать господдержку в размере 1,7 млрд рублей. Отели могут получить эти деньги в виде льготного кредита или инвестиционных средств на поддержание инфраструктуры объекта.  

Ранее «Югополис» сообщал, что на пляжах Анапы начали демонтировать защитный вал, построенный минувшей зимой для защиты от выбросов мазута. Работы идут в центральной части курорта — от Лечебного пляжа вблизи Морпорта и до Витязево. Сейчас, как сообщает оперштаб Краснодарского края, новых выбросов нефтепродуктов на этих участках уже нет. При этом часть защитного вала останется на участке от пляжа в районе технополиса «Эра» до устья реки Можепсин. Там еще продолжаются водолазные работы.

Сегодня, 13:17

В Черном море уничтожили три безэкипажных катера

За сутки сбили шесть управляемых авиационных бомб и 298 беспилотников

Фото: Юрий Гречко / Югополис

Минобороны РФ сообщило об уничтожении трех безэкипажных катеров в акватории Черного моря. Где именно это произошло, военное ведомство не уточнило.

Однако ранее стало известно об отражении атаки безэкипажных катеров в районе Новороссийска. На время перекрывали проезд и проход в районе набережной.

Также, по информации Минобороны РФ, за сутки средства противовоздушной обороны сбили шесть управляемых авиационных бомб и 298 беспилотных летательных аппаратов самолетного типа.

Из них 120 БПЛА уничтожили над несколькими регионами России, в том числе один — над Азовским морем. 

Сегодня, 12:34

В Черном море в районе Абхазии обнаружили мазут

Сколько мазута находится на глубине, специалисты определить не могут

www.ochamchira.apsny.land

В Черном море в районе Абхазии зафиксировали превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) нефтепродуктов в морской воду. Однако, как подчеркнула климатолог Асида Ахсалба, это превышение незначительное и не опасное для туристов и местных жителей. Однако оно влияет на морских жителей.

При этом, отметила специалист в эфире радио Sputnik, пробы воды и берут не ежедневно, а ежемесячно. Воду исследуют в лаборатории Абхазского государственного центра экологического мониторинга. По словам Асиды Ахсалба, из-за отсутствия финансирования у специалистов нет возможностей мониторить состояние глубинных вод. Пробы берут только с пирса. «Поэтому какое количество мазута находится на глубине в районе Абхазии, говорить, конечно, сложно», — сказала климатолог.

Сейчас температура морской воды в акватории Абхазии составляет 23 градуса. К концу месяца она может превысить 24 градуса. Если температура воды достигнет 30 градусов, то, по словам Ахсалба, возможен подъем мазута, залегающего на глубине. Впрочем, подчеркнула специалист, из-за карты течений моря в районе Абхазии, возможно отнесение этих пластов от берегов республики.

Загрязнение моря в районе Абхазии специалисты связывают с крушением танкеров с мазутом в Керченском проливе 15 декабря. Из-за повышения температуры воды нефтепродукты стали более текучими и теперь дошли и до Абхазии.  

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.