Закрыть
11:27, 22 декабря 2021

Российский ученый призвал относиться к озеру Байкал как к храму, который нельзя осквернить

Первым, кто «объявил» Байкал заповедником, был Чингисхан. Он запретил купать в водах Байкала лошадей и отмывать сбрую. В 1969 году окрестные территории и бассейн озера объявлены государственным заповедником. В декабре 1996 года Байкал получил статус объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Сегодня, четверть века спустя, международная организация пригрозила перевести озеро в другой список — «всемирного наследия под угрозой», если Россия не выполнит взятые на себя обязательства по сохранению Байкала. Что привело к такой ситуации?

«Сегодня мы имеем то, что можно назвать разными словами, самое мягкое из которых будет «халатность» — считает директор Института динамики систем и теории управления Сибирского отделения Российской Академии наук академик РАН Игорь Бычков. Реальной угрозой озеру ученый считает «неочищенные стоки жизнедеятельности человека». Эти стоки — моющие средства с высоким содержанием соединений фосфора, которые значительно увеличивают биомассу при попадании в озеро. Люди сами создают условия «появления по берегам Байкала многокилометровых участков, которые на десятки метров будут заполнены выброшенными водорослями слоем в полтора-два метра, которые будут гнить и отравлять всё вокруг».

Сегодня из 110 поселений на побережье Байкала только 15 имеют хоть какое-то подобие очистных сооружений. В остальных случаях – а это 95 населённых пунктов – это в самом лучшем случае дренирование, т. е. слив помойных вод в обычные ямы.

Еще одна проблема озера — бороздящие его маломерные суда. На Байкале их более 7000 единиц. И при этом — только одна станция комплексной переработки судовых отходов, нефтесодержащих и сточных вод «Самотлор». «В период навигации на такое количество судов сдаётся примерно 700–800 тонн нефтесодержащих и сточных вод, что недостаточно для обеспечения норм природоохранного законодательства», — рассказывает Бычков. Одна станция на весь Байкал не справляется со всей нагрузкой.

«Есть три концепции дальнейшего развития. Первая – опоясать Байкал колючей проволокой и никого не пускать. Вторая – не надо ничего делать, на берегах озера всегда жили люди, и ничего с Байкалом не случилось, ничего не случится и сейчас и потом, пусть едут и делают что хотят. Истина, наверное, где-то посередине. Для каждого участка центральной экологической зоны необходимо определить так называемую рекреационную нагрузку. Должно быть просто определено количество гостей и гостиниц определённой ёмкости. Хочешь развивать туристический бизнес? Можешь выкупить одну из гостиниц и сделать её более классной, но ты не можешь увеличить количество туристов и новую ты построить не можешь. Что же касается мусора, то есть старая пословица – чисто не там, где метут, а там, где не сорят. Это вопрос воспитания. Ещё в детских садах должны учить детей, что если ты куда-то приехал – на Байкал или не на Байкал – всё, что ты с собой привёз, ты должен увезти обратно».

Сегодня действует уже вторая программа по Байкалу. Первой была Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал. Социально-экономическое развитие байкальской природной территории на 2012–2020 годы». Сегодня это Федеральный проект «Сохранение озера Байкал». Но ни там, ни там в строительство не были включены очистные сооружения центральной экологической зоны. И не потому, что они не нужны, а просто есть условие, что включать можно только те объекты, на которые есть проектно-сметная документация. А муниципалитеты её сделать просто не могли, у них денег нет.

ЮНЕСКО объявило Байкал природным заповедником, а Всемирный банк при этом даёт Монголии деньги на проектирование ГЭС, которая перекроет реку Селенгу и ограничит поступление 60% воды, стекающей в Байкал.

Проблема трансграничных вод – это одна из важных проблем межгосударственного общения. Это особенно проявляется во взаимоотношениях с другим соседом – Китаем, от туризма до строительства водопровода на приграничных территориях. Что касается вырубки лесов – вопрос отдельный. «К сожалению, рубят-то лес не китайцы, а наши с вами люди, для которых китайские деньги оказались важнее собственной земли».

Что будет дальше с уровнем воды в озере? Как чувствует себя байкальская нерпа? Ловится ли еще омуль? Ответы на эти и другие вопросы в материале «Академик Игорь Бычков рассказал о влиянии Китая и Монголии на экосистему Байкала» на сайте «Аргументы недели».

Первым, кто «объявил» Байкал заповедником, был Чингисхан. Он запретил купать в водах Байкала лошадей и отмывать сбрую. В 1969 году окрестные территории и бассейн озера объявлены государственным заповедником. В декабре 1996 года Байкал получил статус объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Сегодня, четверть века спустя, международная организация пригрозила перевести озеро в другой список — «всемирного наследия под угрозой», если Россия не выполнит взятые на себя обязательства по сохранению Байкала. Что привело к такой ситуации?

«Сегодня мы имеем то, что можно назвать разными словами, самое мягкое из которых будет «халатность» — считает директор Института динамики систем и теории управления Сибирского отделения Российской Академии наук академик РАН Игорь Бычков. Реальной угрозой озеру ученый считает «неочищенные стоки жизнедеятельности человека». Эти стоки — моющие средства с высоким содержанием соединений фосфора, которые значительно увеличивают биомассу при попадании в озеро. Люди сами создают условия «появления по берегам Байкала многокилометровых участков, которые на десятки метров будут заполнены выброшенными водорослями слоем в полтора-два метра, которые будут гнить и отравлять всё вокруг».

Сегодня из 110 поселений на побережье Байкала только 15 имеют хоть какое-то подобие очистных сооружений. В остальных случаях – а это 95 населённых пунктов – это в самом лучшем случае дренирование, т. е. слив помойных вод в обычные ямы.

Еще одна проблема озера — бороздящие его маломерные суда. На Байкале их более 7000 единиц. И при этом — только одна станция комплексной переработки судовых отходов, нефтесодержащих и сточных вод «Самотлор». «В период навигации на такое количество судов сдаётся примерно 700–800 тонн нефтесодержащих и сточных вод, что недостаточно для обеспечения норм природоохранного законодательства», — рассказывает Бычков. Одна станция на весь Байкал не справляется со всей нагрузкой.

«Есть три концепции дальнейшего развития. Первая – опоясать Байкал колючей проволокой и никого не пускать. Вторая – не надо ничего делать, на берегах озера всегда жили люди, и ничего с Байкалом не случилось, ничего не случится и сейчас и потом, пусть едут и делают что хотят. Истина, наверное, где-то посередине. Для каждого участка центральной экологической зоны необходимо определить так называемую рекреационную нагрузку. Должно быть просто определено количество гостей и гостиниц определённой ёмкости. Хочешь развивать туристический бизнес? Можешь выкупить одну из гостиниц и сделать её более классной, но ты не можешь увеличить количество туристов и новую ты построить не можешь. Что же касается мусора, то есть старая пословица – чисто не там, где метут, а там, где не сорят. Это вопрос воспитания. Ещё в детских садах должны учить детей, что если ты куда-то приехал – на Байкал или не на Байкал – всё, что ты с собой привёз, ты должен увезти обратно».

Сегодня действует уже вторая программа по Байкалу. Первой была Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал. Социально-экономическое развитие байкальской природной территории на 2012–2020 годы». Сегодня это Федеральный проект «Сохранение озера Байкал». Но ни там, ни там в строительство не были включены очистные сооружения центральной экологической зоны. И не потому, что они не нужны, а просто есть условие, что включать можно только те объекты, на которые есть проектно-сметная документация. А муниципалитеты её сделать просто не могли, у них денег нет.

ЮНЕСКО объявило Байкал природным заповедником, а Всемирный банк при этом даёт Монголии деньги на проектирование ГЭС, которая перекроет реку Селенгу и ограничит поступление 60% воды, стекающей в Байкал.

Проблема трансграничных вод – это одна из важных проблем межгосударственного общения. Это особенно проявляется во взаимоотношениях с другим соседом – Китаем, от туризма до строительства водопровода на приграничных территориях. Что касается вырубки лесов – вопрос отдельный. «К сожалению, рубят-то лес не китайцы, а наши с вами люди, для которых китайские деньги оказались важнее собственной земли».

Что будет дальше с уровнем воды в озере? Как чувствует себя байкальская нерпа? Ловится ли еще омуль? Ответы на эти и другие вопросы в материале «Академик Игорь Бычков рассказал о влиянии Китая и Монголии на экосистему Байкала» на сайте «Аргументы недели».

Подписаться на нас

Сегодня, 16:04

Более 600 человек чистили дороги от снега в Краснодаре

В столице Кубани прошёл первый сильный снегопад с начала зимы

t.me/krdru

В Краснодаре в ночь на 27 декабря прошёл первый большой снегопад с начала зимнего сезона. Городские службы очищают дороги и остановки общественного транспорта от снега. В работах участвовали 605 человек с привлечением 32 единиц техники, сообщает пресс-служба администрации города.

Для предотвращения образования гололедицы за ночь коммунальщики использовали 42 тонны песко-соляной смеси.

Водителям рекомендуют ездить только на зимней резине.

Специалист центра погоды «Фобос» Михаил Леус отметил, что погоду на территории края 27 декабря формирует атмосферный фронт: столкнутся потоки холодного воздуха, пришедшие с севера, и тёплые черноморские воздушные массы. Возможны осадки – снег, переходящий в дождь, гололедица. Температура воздуха – не выше +2 градусов. В Краснодаре зафиксирован самый большой снежный покров с начала зимы – 6 см.

Сегодня, 14:41

Работники Росреестра Краснодарского края удостоены благодарностей президента РФ

t.me/rosreestr_kuban

В Москве состоялось торжественное мероприятие в честь Дня работника органов регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Росреестра), который ежегодно отмечается 25 декабря. В рамках торжества работники управления ведомства по Краснодарскому краю получили грамоты и благодарности от президента РФ Владимира Путина.

В частности, глава Росреестра Олег Скуфинский вручил почётную грамоту президента руководителю краевого управления ведомства Александру Долгову. Он награждён за трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу. Благодарность получил замглавы краевого управления Росреестра Дмитрий Чернобровенко. Начальник отдела госслужбы и кадров регионального управления Ирина Чернявская и помощник руководителя Игорь Кудрявцев получили благодарственные письма.

Росреестр как отдельное ведомство был образован в 2008 году, объединив Роснедвижимость, Роскартографию и Росрегистрацию. Профессиональный праздник для его сотрудников официально закрепили в РФ в 2023-м, к 15-летию ведомства.

t.me/rosreestr_kuban
t.me/rosreestr_kuban
Сегодня, 13:56

На Кубани отменили ракетную опасность

Оповещение об отмене ракетной опасности поступило в 11:38

Фото: Минобороны РФ

Днём в субботу, 27 декабря, в Краснодарском крае был объявлен режим ракетной опасности. Уведомление об этом от РСЧС жители региона получили около 10:15, в 11:38 ракетная опасность была отменена.

Жителям и гостям края при объявлении ракетной опасности власти рекомендуют избегать открытых мест и не подходить к окнам, а также сохранять спокойствие.

Напомни, всю ночь на 27 декабря в Краснодарском крае действовал режим опасности атаки беспилотников. По данным Минобороны, над Кубанью уничтожили четыре БПЛА, ещё три – над Адыгеей. В ночной сводке о сбитых беспилотниках упоминались только эти два региона.

Сегодня, 12:56

Тарифы на эвакуацию автомобилей на Кубани обходят показатели Москвы и Петербурга

Заместитель главреда журнала «За рулем» считает, что решить транспортные проблемы в Краснодаре повышением тарифов не удастся

Фото: Югополис

Новые тарифы на эвакуацию и хранение автомобилей в Краснодарском крае вступят в силу с 1 января 2026 года. В некоторых случаях они уже превышают тарифы, установленные в Москве и Санкт-Петербурге, заявил «BFM Кубань» заместитель главного редактора журнала «За рулем» Никита Гудков.

С января перемещение легковой машины на штрафстоянку обойдётся в 4200 рублей – примерно на 200 рублей дороже, чем в декабре. Эвакуация тяжёлого транспорта, более 3,5 тонны, будет стоить почти 11 тысяч рублей, а час нахождения легковушки на штрафной стоянке – 77 рублей. Наиболее существенно тарифы на эвакуацию транспорта вырастут в следующем году в центрах притяжения туристов – Анапе, Туапсинском округе и Геленджике. Госавтоинспекция основной причиной эвакуации транспорта по-прежнему называет парковку в не предназначенных для этого местах: машины оставляют на тротуарах, пешеходных переходах, местах для инвалидов. «Югополис» ранее подробно рассказывал о новых тарифах на эвакуацию авто.

«Да, в некоторых случаях тарифы на эвакуацию автомобилей на Кубани уже превышают тарифы в Москве и, тем более, в Санкт-Петербурге. И только посочувствовать могу кубанским автовладельцам», — отметил Гудков.

Он недавно побывал в Краснодаре и считает ситуацию в городе патовой: активно возводятся многоэтажные жилые дома, не обеспеченные необходимым числом мест для парковки автомобилей и развитием сети дорог для такого потока транспорта.

По мнению Гудкова, фундаментальными проблемами для транспортного движения в Краснодаре являются нехватка мостов через реку Кубань, отсутствие объездных дорог и недостаток межрайонных связей. Из-за этого жители постоянно вынуждены ездить через центр города. Эти проблемы, уверен Гудков, не получится решить по щелчку пальцев или повышением тарифов на эвакуацию, ростом штрафов. В Краснодаре и на Черноморском побережье у автомобиля нет альтернативы, поскольку нет метро и развитой железнодорожной сети, считает он.

«Нужно просто, мне кажется, повернуться лицом к людям, понять, что ездить они всё равно будут на автомобилях. <…> И нужно просто систематически, грамотно и системно развивать все транспортные моменты», — подчеркнул он.

Сегодня, 11:39

Красную площадь в Москве закроют для посетителей до утра 1 января

Жители и гости столицы не смогут попасть на Красную площадь в новогоднюю ночь

www.mos.ru

Посетители не смогут пройти на Красную площадь в Москве в канун Нового года. Ограничения начнут действовать с вечера 31 декабря и продлятся до утра 1 января, сообщил столичный главк МВД.

Как пояснили в ведомстве, Красную площадь закроют с 18 часов 31 декабря до 10 часов 1 января. Исключение предусмотрено только для ГУМ-катка, расположенного на Красной площади, – он будет работать по своему расписанию.

Красную площадь закрывают для посетителей в новогоднюю ночь последние несколько лет: в 2020, 2021, 2022 годах – из-за пандемии ковида. В 2023 и 2024 годах, как и в нынешнем году, причины введения ограничений не уточнялись.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.