Закрыть
Закрыть
12:26, 12 ноября 2025
Егор Харитонов

Создатели компании «О2 Наследие»: стратегическая сессия – фонарик для вашего бизнеса

Предприниматели и управленцы с более чем 15-летним опытом Ольга Булюнова и Оксана Сухова – о стратегическом планировании и том, как строить отношения внутри компании сбросив маски

Даже самым прогрессивным управленцам, следящим за всеми новыми тенденциям, нужен подчас эффект свежего глаза, который поможет определить, туда ли идёт компания, или у неё сбился компас. Одним из набирающих популярность методов стало проведение для бизнеса стратегических сессий. О нём мы поговорили с теми, кто применяет это не только на своих клиентах, но и на самих себе (своём бизнесе) – с Ольгой Булюновой и Оксаной Суховой, создавшими компанию «О2 Наследие».

Этот метод уже оброс разнообразными образными описаниями. Говорят и о «срыве масок» при определении ролей топовых управленцев компании. И о «свете», проливаемом на самые тёмные уголки. И о «синхронизации» механизмов. Мы решили подробней расспросить о том, как это работает, и в каких случаях может не сработать у тех, кто знает процессы изнутри. Ольга более 20 лет в бизнесе, 3 года была резидентом «Клуба 500», является бизнес-коучем, вложила в обучение более 5 млн рублей. Оксана — предприниматель, более 20 лет в госуправлении, бизнесе и коучинге.

Нет реактивизму

— Как вообще понять, что вашему бизнесу пора на стратегическую сессию? Какие могут быть знаки и маркеры?

Ольга: Сигналы даёт сам бизнес. Маркером может быть ситуация неуправляемости сотрудниками, процессами, ростом компании.

Это может быть падение: продавали всегда на одну цифру, но почему-то начали снижаться. Либо это просто отсутствие роста: невозможность пробить какой-то потолок определённый. Есть оборот в миллиард, но три года одна и та же цифра. Это уже значит – что-то не работает.  Кстати, если три года у вас одни и те же показатели, это, на самом деле, это уже падение – так как есть инфляция.

Такой хаос может возникнуть и в обратной ситуации – когда бизнес быстро растёт. Незнание, как действовать в ситуации с быстрым масштабированием, может привести к нарушению даже собственных регламентов, и большим, как следствие, потерям. Это может быть и вопрос управленческих компетенций: боится нанять, уволить, обидеть. И собственник, когда видит такой бардак, понимает, что это уже неуправляемый совершенно хаос, принимает решение пойти в стратегическую сессию.

Оксана: Нужно понимать, что этот вопрос вы задаёте из реактивной позиции. С такими проблемами, о которых говорит Оля, люди, действительно, часто приходят, чтобы находить пути решения, создавать дорожные карты и следовать им. Но мы всё же рекомендуем занимать проактивную позицию в жизни. Чтобы предусмотреть что-то наперёд. Учитывая расхожую фразу «нет пророков в своём отечестве», я бы всегда привлекала людей со стороны. Чтобы не тушить пожар. Не выходить из кризиса. А чтобы этого всего не допускать.

Это как почистить пуховик летом. Не бежать в химчистку, когда уже наступили холода. Потому мы за то, чтобы стратсессию приглашали не чинить что-то, а заранее выстроить архитектуру ролей, добиться синергии, которая раскроет потенциал команды, посмотреть, кто ещё требуется.

— То есть, звать не когда всё уже плохо, а когда всё хорошо?

Хором: Это идеально!

Ольга: Если надумали масштабироваться, чтобы не оказаться в ситуации, когда вы масштабируете хаос, нужно заранее навести порядок. И только потом увеличивать масштаб. Но не все так делают, к сожалению. Я, если честно, была такая же. Пока идут продажи, а ты в операционке, из которой не можешь поднять головы, думаешь: работает – и слава богу. И лично я начала искать проблемы и возможности что-то изменить только когда начались падения показателей. И это была моя реактивная позиция.

Если следовать проактивной позиции, то всё должно выглядеть иначе: уже хорошо, уже растём, но давайте вкладывать в бизнес, чтобы он рос в разы быстрее. Потому что порой случаются достаточно неожиданные кризисы – экономические, политические. И не сильно понятно, когда случится очередной такой.

Но притом, если заранее побеспокоиться о системе и структуре, то, ориентируясь на спиральную динамику, можно спрогнозировать и кризисы. А расти можно и в кризис!

— Если предположить, что мы все осознанные бизнесмены, готовые к такой работе, как часто её нужно проводить?

Ольга: Тут нет универсального ответа – всё зависит от ситуации, в которой находится бизнес и как часто меняется ситуация на рынке. Крупные сессии хорошо проводить раз в полгода. Изначально делаем базовую сессию, строим планы на год. А через полгода пересобираем всё это: за шесть месяцев многое может произойти.

Оксана: На годовой сессии можно построить планы хоть на 15 лет вперёд, на полугодовой – более детально проработать и подкорректировать годовые планы. Притом, если рынок очень динамичный, а бизнес очень чувствителен к его колебаниям, могут понадобиться стратегические касания раз в квартал.

Хочу ещё добавить, что важен регулярный трекинг дорожных карт хотя бы раз в месяц. Потому что мы живём в очень быстро меняющемся мире, тут важно быстро адаптироваться и принимать решения.

Ольга: Главное понимать, что важны не сами стратсессии, важно то, что после них происходит. Просто провести сессию ради того, чтобы её провести – это выкинуть деньги. В этом нет смысла. Важно вести трекинг дорожной карты после стратсессии, регулярно встречаться, держать фокус на цель. Это можно делать собственными силами, либо силами сторонней компании, например «О2 Наследие».

Мозги и опыт напрокат

— Какими могут быть глобальные результаты стратегических сессий? Какие решения принимаются?

Ольга: У нас к сессии подход бизнесовый. Нам не интересно заходить в компании с теми сессиями, которые проводят все: помечтали, приземлили, что-то воодушевляющее поделали. Потому что мы сами предприниматели. Мы считаем важным на выходе дать инструменты, которые раскрывают потенциал уже имеющейся команды при её лидере. Важно притом отсинхронить ожидания собственника с командой именно на языке прозрачных бизнес-процессов, прояснить роли и ожидаемые результаты.

Оксана: Сессия – это не про то, чтобы кто-то навязывал и сверху-вниз говорил, как делать. Она должна работать как фонарик, который подсвечивает то, что у вас уже есть: белые пятна и тёмные уголочки. И эти лакуны трудно бывает увидеть, так как вы варитесь в собственном соку каждый день. Многие бизнесы делаются так, а не иначе потому, что просто «так уже сложилось». И это нормально – ни хорошо, ни плохо, просто как есть. А взгляд со стороны позволяет выйти из порочных кругов, где они образовались.

— А что определяет этот самый «бизнесовый» подход?

Ольга: Важно не только подсвечивание слабых и сильных сторон, но и предпринимательский опыт фасилитатора – того, кто проводит сессию. И если у него есть опыт прохождения тех же самых ситуаций, есть мышление именно человека, занимающегося бизнесом самостоятельно, в таком случае, вы арендуете не только его глаза, а ещё и его мозги и опыт.

— Случаются ли в результате такой работы серьёзные кадровые перестановки?

Ольга: Да. Об этом редко говорят, но да, после стратегической сессии могут быть увольнения. Это зависит от того, на каком этапе стоит собственник и в каких он отношениях с командой. Такое возникает, когда между ними неправильно распределена ответственность. Сессия всё проявляет. Делает тайное явным. Человек может не захотеть взять ответственность за что-то или же просто выполнять то, что от него ожидают.

Синхронная гребля против тектонических сдвигов

— Исходя из того, что на стратсессиях обычно присутствует верхушка управляющего состава, уход такого человека может быть большим стрессом для компании. Как мы уже проговорили, решения могут быть не только кадровыми. Как часто результатом становятся такие вот тектонические сдвиги в отстраиваемых системах?

Оксана: Сессия, помимо остальных её функций, ещё отлично показывает, кто разделяет цель и миссию компании, готов двигаться в этом направлении. Может уйти человек, может вся команда пересобраться. Или вообще никто не уйти.

Тут важно отметить, что для тех, кто проводит сессии регулярно, процесс уже похож на синхронные движения команды – мы плывём в одной лодке. А когда люди только знакомятся с этим инструментом – идёт корректировка, сонастройка с командой.

— Наверное, спрос на такую работу с бизнесом возникает в основном у действительно прогрессивных компаний и не очень интересен консервативным?

Оксана: Спрос есть у совершенно разнообразных структур. Например, нашими клиентами были люди, которые делают известный многим мультфильм «Смешарики». Был очень крупный бизнес, и не очень крупный.

Притом, нужно заметить, что интерес есть не только у бизнеса, который в целом воспринимается как прогрессивное звено. Нашим клиентом является и власть: различные государственные структуры. Мы не можем сейчас свободно говорить обо всех, с кем работаем. Но, например, участвуем в работе ряда рабочих групп бизнес-омбудсмена Москвы.

Так что, инструмент распробовали не только те, кто ведётся на модное, но и те, кто просто поняли его эффективность.

— Напоследок. Что важнее всего понимать, заходя в такой процесс?

Ольга: Нужно понимать, что всё – командная работа. Например, на какой-то стадии развития собственник решает, что настало время придумать миссию компании и нанимает кого-то, чтобы это сделали. Но это так себе подход. Миссия должна родиться у собственника и команды. Для этого вообще можно устроить свою сессию, которая подведёт вас к тому, что вы сами сформулируете для себя эту миссию.

Еще на всех сессиях мы просим присутствующих о честности. Потому что человек мог несколько лет сидеть в компании и не давать искренней обратной связи. А чем глубже мы в такую честность пойдём, тем более результативным будет этот разговор. Стратегическая сессия позволяет увидеть всё как есть. Разобрать роли, а не названия должностей. Не за масками, ширмами или искусственным интеллектом. И далеко не всегда речь может идти о каком-то там разочаровании. На одной сессии у нас наоборот – собственник увидел, какая у него крутая команда. Он даже сам не ожидал, что они со всеми необходимыми «хардами».

Так что, важно помнить, что носить маску не выгодно никому. И даже если есть иллюзия обратного – то на сессии люди видят, что это не так.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.