Фарфоровая судьба наследия краснодарского завода «Чайка» - Югополис
Закрыть
20:28, 20 сентября 2024
Егор Харитонов

Фарфоровая судьба наследия краснодарского завода «Чайка»

Фото Алексея Угольникова

В связи с новостями о начавшемся сносе зданий бывшего завода «Чайка», на территории которого планируется строительство аквапарка и второй очереди торгового-развлекательного центра «СБС Мегамолл», мы попросили искусствоведа Алексея Угольникова (один из авторов проекта «Осколки прошлого. Монументальная мозаика Краснодара») рассказать о произведениях искусства, которые там сохранились.

Краснодарский фарфоро-фаянсовый завод «Чайка» начал работу 3 марта 1960 года. Об этом свидетельствует памятная табличка, находящаяся на одном из корпусов завода. Хотя продукция завода предназначалась в основном для Краснодарского края и других южных регионов, она была известна по всей стране. На заводе работали такие известные художники как Эльфа Гаранько, Людмила Павлова-Кошман, Анатолий Синицын, Николай и Эмма Турковы и многие другие. Созданные ими произведения отличаются оригинальностью художественных решений и высочайшим уровнем технического мастерства. Это работы музейного уровня, предмет поиска коллекционеров и ценителей фарфора. Изучение наследия завода и создание каталога наиболее знаковых произведений – обширная тема для будущих исследований.

Цеха завода и корпус административной части выложены шестигранными глазурованными плиточками белого и синего цвета, из которых создаются геометрические орнаменты и небольшие фигуративные изображения-пиктограммы: чайники, чашки, цветы и т.п. По словам Н.П. Туркова, бывшего главного художника экспериментального цеха «Чайки», это бомза – специальная подставка для запекания чашек, которая предохраняет заготовку от деформации при обжиге. Благодаря его инициативе, вместо выброса на бой их стали использовать для украшения зданий завода. Возле главных ворот находится и знаменитый мозаичный логотип ФФЗ «Чайка», выполненный из шамота Н.П. Турковым.

При входе на территорию завода перед нашими глазами предстает композиция (вероятно, бывшая доска почета), представляющая собой синтез монументально-декоративной керамики и архитектуры. В её центре находится керамическое панно со словами «Мир. Труд. Созидание» и профильным образом Ленина, отсылающим к известному рельефу М. Манизера 1925 года на здании Мукомольного комбината в Ленинграде. Образ вождя трактован несколько суховато, в духе официального академизма.

Подобного рода изображения ко времени создания панно были устоявшимся штампом, поэтому он воспринимается несколько инерционно. Однако авторы смогли придать этому панно оригинальность за счет других частей композиции. Профиль Ленина расположен на стилизованных полотнищах бурно развевающихся знамен с круглыми навершиями, которые создают определенную «барочную» динамику. Наибольшую выразительность панно придает экспрессивный фон, сформированный из ряда концентрических окружностей. Расходящиеся волнами потоки энергии, завихрения и «взрезанные» фрагменты рельефа напоминают о взрыве авангардного искусства первых лет Октября, когда за ним ещё стояла реальная вера в революцию. Использование наклонных шрифтовых композиций часто встречалось в искусстве тех лет: в книгах футуристов, в графике Фаворского, в плакатах вхутемасовцев и их учителей А. Родченко, Э. Лисицкого, В. Татлина.

Доску почета с двух сторон фланкируют небольшие керамические панно с изображением продукции «Чайки» (вазы, чайник, супница), атрибутами искусств (театральные маски, лира, раскрытая книга, рама картины), а также цветущей веткой дерева и летящей чайкой как символом завода.
Монотонный ритм бетонных ребер, соединяющих воедино три части монумента, поражает своей суровой пластикой, свойственной произведениям архитекторов-бруталистов.

Подобной архаической мощью впечатляет и стела с изображением основных вех в истории существования Советского Союза – от Революции, символизируемой крейсером «Аврора», до запуска человека в космос. Автором стелы является Николай Николаевич Уманец Композиция и пластика стелы явно вдохновлены древнеегипетским искусством. Об этом говорят и разномасштабный размер фигур, и характерный разворот лица и ног в профиль при анфасном положении торса, и тяжеловатая застылость поз, усиливающая монументальность.

Стела стилизована под такую разновидность углубленного рельефа, часто используемую древнеегипетскими скульпторами, как койлонаглиф (когда изображение врезается в плоскость материала, но моделировка остается выпуклой). Экспрессивность монумента усиливается за счет сочетания разных по фактуре и цвету материалов – черные силуэты фигур, «подсвеченные» дробящейся красной мозаикой на фоне, эффектно смотрятся на ровной светлой поверхности бетона. Автор произведения применяет интересный композиционный ход – верхняя часть ракеты как будто не вмещается в рамки пространства стелы, она прорывает его, уходя в высоту небес. Таким образом художник проводит своеобразную параллель между историей молодого советского государства, добившейся выхода человека в космос и одной из древнейших цивилизаций, повлиявшей на всю мировую культуру.

Пожалуй, наиболее выдающимся объектом монументально-декоративного искусства на территории завода является керамическое панно, посвященное спорту, автором которого является Василий Филиппович Ермоленко. Это единственный известный в Краснодаре пример объемной (высота рельефа около 10 см) монументальной полихромной керамики. Яркие, насыщенные цвета – красный, синий, желтый, и динамичные элементы композиции создают ощущение радости, бодрости, полноты жизни, напоминая по духу произведения спортивного цикла А. Дейнеки. Цветовое решение и отдельные пластические мотивы также напоминают об эскизе Д. Штеренберга «Солнце свободы» к оформлению города в первую годовщину Октябрьской революции (1918 г.). Условный язык изображения с использованием абстрактных элементов в композиции, смелое наложение локальных пятен цвета – это приемы, взятые из арсенала художников авангарда. Однако в то же время в мажорной праздничности и нарядности панно чувствуется влияние народной росписи.

Сейчас на территории завода сохранился целый ансамбль различных объектов монументально-декоративного искусства, которые требуют лишь небольшой реставрации, готовый музей под открытым небом. Хочется надеяться, что нынешние собственники завода сохранят эти произведения, а также откроют музей продукции «Чайки» на территории развлекательного комплекса. Такое решение, демонстрирующее заботу об историческом и культурном наследии города, было бы знаковым прецедентом для бизнеса.