О чём шепчут волны - Югополис
Закрыть
17:37, 25 сентября 2024
Нелли Тен-Ковина

О чём шепчут волны

«Достоевский! Достоевский!» – шелестит осока на анапских дюнах.

«Сальса, сальса!» – перекатываются камешки на карибских пляжах.

«Нежность», – пропел трепетный голос Юлианы Рогачёвой.

Театрально-концертный сезон в «Премьере» набирает обороты.

Театр на песке

Едва отшумел детскими голосами пятый, юбилейный фестиваль спектаклей малых форм для детей «Под солнышком», проводимый Министерством культуры Краснодарского края, Краснодарским отделением СТД РФ и КМТО «Премьера», как там же, на том же берегу, в культурно-оздоровительном центре «Премьера» в Анапе открылась IV Южная театральная школа «Театр на песке». В ней приняли участие ведущие театральные режиссёры и педагоги, артисты Молодёжного театра и Нового театра кукол, Московского областного драматического театра.

Мастер-классы по актёрскому мастерству и речи, тренинги, «прокачка» базовых навыков профессионального артиста, поиск новых инструментов и форм, расширение палитры приёмов, средств, техник и подходов – всё это входило в обязательную программу Южной театральной школы. И ещё – работа над текстом. В этом году под перекрёстные взгляды режиссёров, педагогов, артистов и критиков попал… Ф.М. Достоевский, чья проза оказалась на удивление актуальной.

Итогом плодотворной работы школы стали три спектакля-эскиза, в которых приняли участие артисты Молодёжного театра и Нового театра кукол, Московского областного драматического театра.

Три разных подхода к тексту продемонстрировали молодые режиссёры: от детективно-мистического водевиля («Дядюшкин сон», режиссёр – Иван Чумаченко) до трагифарса («Бесы», режиссёр – Александр Гостюхин) и психологической драмы («Игрок», режиссёр – Алексей Андросов). По коллективному мнению участников лаборатории, произведения Фёдора Михайловича не так «страшны», как «малюют» их в школе. Они полны иронии, глубины, неожиданного смысла. И порой горького пророчества. Это благодатная почва для театра: их хочется читать, смотреть и ставить…

– Мне кажется, никакой текст не должен быть демонизирован – и «Бесы» в меньшей степени. «Бесы» – это роман-предупреждение. В нём Фёдор Михайлович гениально, пророчески прозрел опасные тенденции, с которыми он посчитал необходимым познакомить мир. Роман встретил серьёзную критику как при жизни автора, так и в советское время. Театр, как и литература, должен нам говорить про сегодня. Задача режиссёра – выстроить разговор с сегодняшним зрителем на том материале, который он берёт в работу, – комментирует Вера Сердечная, театральный критик, доктор филологии. – Для меня словосочетание «Театр на песке» имеет особенный смысл. Лабораторные эскизы – это пример сиюминутного искусства. То, что недолговечно, по-своему прекрасно. Каждый эскиз неповторим. Как праздник. Как попытка. И как то, что мы как соучастники запомним навсегда.

– Это удивительная штука: когда актёры обмениваются опытом, они становятся  абсолютно живыми, свободными, имеют возможность попробовать себя в новых рамках, новом материале, предлагаемых обстоятельствах. Поэтому оценить, как и переоценить опыт, который мы здесь приобрели, невозможно, – подводит итог насыщенным творческим дням негласный художественный руководитель школы режиссёр, профессор кафедры режиссуры РАТИ (ГИТИС), большой друг Молодёжного театра Михаил Чумаченко.

А спустя всего неделю Молодёжный театр открылся забавной историей В.  Гуркина «Любовь и голуби». А уже 7 ноября театр порадует (удивит, заинтригует, заставит думать и восхищаться) премьерой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в постановке Павла Пронина. Ещё в этом году нас ждёт продолжение совместного с объединением «Аврора читает» проекта «Хорошая пьеса» и прекрасная снежная новогодняя сказка.

Счастливого полёта тебе, театр!

Кубано! Кубина! Это –  латина!

Сколько дробинок содержится в одном маракасе? Можно ли переиграть Максима Кабальскиса, если он в паре с Александром Боженко? И склоняется ли «латина»? Эти и другие вопросы волновали зрителей на концерте «Жгучая латина», которым Оркестр Ильи Филиппова открыл сезон во Дворце искусств.

Отвечаем по порядку. Не считали. Нельзя. Не склоняется.

Но это не так уж и важно.

Главное, что во Дворце искусств проводили лето джазом!

Это была настоящая феерия! Знойные латиноамериканские мелодии, звёздные хиты Мигеля Бланко, Гордона Гудвина, Артуро Сандоваля, Майлса Дэвиса, других классиков жанра в элегантной аранжировке заслуженного артиста Краснодарского края Ильи Филиппова следовали один за другим, изумляя слушателей и повышая градус страсти.

Было жарко. Не только от не желающего прощаться с краснодарцами лета, но и от рвущихся из груди эмоций.

Кстати, против жары нашлось остроумное решение в виде самодельных вееров, которые раздавали всем желающим администраторы зала. Эти милые изделия из плотной бумаги добавили шарма: заставили почувствовать себя знойной сеньорой, где-то под пальмой внимающей серенаде от горячего кабальеро…

Концерт был чувственен и академичен. Прекрасное сочетание для музыки этого стиля! Гвоздь программы – большой друг оркестра легендарный трубач Виталий Головнёв (США), исполнивший «Ночь в Тунисе» Диззи Гиллеспи, другие головокружительные соло.

Для справки: всемирно известный музыкант, обладающий собственным неповторимым стилем, обладатель премии «Грэмми» Виталий Головнёв 20 лет прожил в Нью-Йорке, на родине джаза работал с ведущими джазовыми оркестрами.

Впервые в Краснодаре выступил перкуссионист Александр Боженко, составивший блестящую альтернативу неутомимому барабанщику Максиму Кабальскису. Их ритмический поединок войдёт в музыкальную историю Краснодара! Кстати, можем похвастаться: Александр Боженко поменял статус приглашённого солиста «Премьеры» на штатного сотрудника!

В финале вишенкой на торте (перчинкой в бутылке рома, орешком в горьком шоколаде) с хитами Sunshine Of My Life Стиви Вандера, Over The Rainbow Харольда Арлена, It Had Better Be Tonight Генри Манчини  вышел… любимец публики всех возрастов Роберт Бабаев!

И растопил всё то, что ещё осталось нерастопленным…

Смотрим и слушаем Оркестр Ильи Филиппова в программе «Первые 40 лет в джазе» во Дворце искусств!

Ждём вас 26 октября в 19:00!

Билеты здесь.

Город влюблённых людей

В органном зале симфонической и камерной музыки пели и слушали о любви. Проект «Нежность», посвящённый памяти замечательной певицы ХХ века Майи Кристалинской, снова, как и год назад во Дворце искусств, собрал аншлаг.

Однажды, уже на заре ХХI века, известная и очень востребованная джазовая певица Юлиана Рогачёва (кстати, первая российская исполнительница, завоевавшая награды Shure Montreux Jazz Voice Competition – европейского джазового конкурса топ-уровня в Монтрё, Швейцария) услышала на кухне песню, доносившуюся из радиоприёмника. Голос трогал, завораживал, говорил о чём-то тихом и важном. О самом главном, что не высказать словами. «Мама, кто это?» Оказалось, это пела Майя Кристалинская. С тех пор Юлиана загорелась идеей – исполнить песни, которые когда-то пела Майя Владимировна. Она стала изучать творчество Кристалинской, «вживаться в образ» всенародно любимой, но не обласканной властью советской певицы.

Исполнить песни из репертуара Кристалинской стало её заветной мечтой.

Помог осуществить планы супруг, композитор, джазовый пианист Алексей Чернаков. Алексей – молодой, но уже зарекомендовавший себя в профессиональных кругах музыкант, лауреат нескольких престижных композиторских премий, автор оперы «Вещий сон», посвящённой событиям 1812 года. Он загорелся идеей аранжировать хиты отечественной эстрады из репертуара Кристалинской специально для своей жены. Так что для Юлианы и Алексея работа над проектом стала глубоко личной историей.

Цикл «Нежность» для певицы Юлианы Рогачёвой, симфонического и джазового оркестра впервые прозвучал в год 90-летия Майи Кристалинской. Концерт транслировали по телеканалу «Культура». Трансляцию увидел художественный руководитель краснодарского Эстрадно-джазового оркестра заслуженный артист Краснодарского края Илья Филиппов, прекрасно знакомый с Юлианой и Алексеем. Пригласить музыкантов в Краснодар оказалось делом техники.

…Кубанский симфонический оркестр, усиленный музыкантами джазового оркестра под руководством Ильи Филиппова, был ослепительно красив. На сцену органного зала Юлиана вышла в скромном чёрном платье с ярким цветочным принтом. Немного не современном. И сразу повеяло чем-то домашним, родным. Словно мы тоже пришли на кухню к маме, услышав голос из радиоприёмника…

Концерт-ностальгия… Песни возвращали нас в те времена, когда мелодия правила бал, а слова имели смысл. Трудно было не поддаться обаянию этого вечера: песен, которые невозможно не любить, даже единожды услышав. Голос певицы бережно доносил до слушателей каждый изгиб мелодии, значение каждого слова… И всё – деликатно, без нажима, искренне, от сердца к сердцу.

«Подпевайте, если хотите», – предложила Юлиана зрителям. Правда, никто не осмелился. Но лица слушателей озарились радостью и тихим светлым счастьем. Словно ангел пролетел.

«Старый клён» стучал веткой в окно. Где-то на далёкой планете манил к себе «Город влюблённых людей», а «Маленький принц» ждал своего Экзюпери… Были исполнены Фантазия для симфонического и джазового оркестров на тему М. Таривердиева. Зажигало фортепианное джазовое трио в составе: Алексей Чернаков (рояль), Максим Вострецов (бас-гитара), Максим Кабальскис (барабаны). Музыканты отдали должное классике отечественного джаза – прозвучала композиция Александра Цфасмана в оркестровке Алексея Чернакова. Юлиана и Алексей исполнили песню «Первый миг весны», которую сочинили вдвоём. Премьера песни состоялась на вечере, посвящённом 100-летию русского джаза.

После исполнения «Нежности» Александры Пахмутовой, которую зрители ждали с особым трепетом, Юлиана извинилась за свои невольные слёзы. По её словам, когда она поёт «Нежность», они просятся наружу  и справиться удаётся не всегда.

Надо сказать, что не ей одной не удалось справиться в тот вечер со слезами…

Фото: Екатерина Струналь, Марина Богдан, Алексей Петров

Реклама. КМТО «Премьера»

ERID: 2SDnjdBjR9c