Это сладкое слово «Свобода»: символ труда и преображения — Югополис
Закрыть
Закрыть
13:20, 25 июня 2025
Евгения Вольская

Это сладкое слово «Свобода»: символ труда и преображения

Искусство юга России всегда было символом труда и преображения, где каждое предприятие, каждый завод и фабрика связаны не только с производственными достижениями, но и с уникальной культурной атмосферой

В рамках проекта ГК «Прогресс Агро» «Агрокультурная столица» при информационной поддержке «Югополиса» мы продолжаем знакомство с предприятиями Краснодарского края, которых наряду с производственными достижениями отличает особое отношение к культуре, искусству, истории.

На этот раз вместе с известным искусствоведом Алексеем Угольниковым жители Усть-Лабинска и сотрудники сахарного завода “Свобода” были приглашены на необычную экскурсию по цехам предприятия. Дело в том, что цеха «Свободы» украшены уникальными мозаиками советского периода, которые отражают культуру того времени и неразрывно связаны с историей Кубани и сахарной промышленности.

История с географией

В день экскурсии гостей и участников встречи приветствовали главный инженер завода Анатолий Мосьпан и председатель Рабочего совета Марина Подорожная. Они поделились важными фактами о развитии предприятия, которое сыграло ключевую роль в возрождении сахарной промышленности региона после Второй мировой войны. Завод был основан в 1958 году и с тех пор пережил несколько этапов реконструкции, в результате чего улучшалось качество производства, модернизировалось оборудование. 

Анатолий Мосьпан отметил, что строительство таких крупных предприятий в условиях послевоенного восстановления было настоящим вызовом. Это было время, когда в стране ощущались большие экономические трудности, требующие немедленного реагирования и решения проблем в индустриальной сфере. Сахарная промышленность переживала кризис, и решение о строительстве сахарных заводов на Кубани было частью общей государственной стратегии. Несмотря на территориальные особенности, в частности, ограниченная площадь для выращивания сахарной свеклы, Кубань была выбрана в качестве важного аграрного региона для производства сахара.

Отражение времени

По словам Алексея Угольникова, панно на сахарном заводе — это не просто искусство, а часть истории как самого предприятия, так и всего края. Данные работы стали отражением того времени, когда каждый завод, каждый коллектив был вовлечен в создание будущего.

История мозаик тесно переплетается с историей развития промышленности в Советском Союзе. В 1960 году, когда на заводе «Свобода» был получен первый сахар, предприятие посетил Никита Хрущев, что стало важным событием для всего региона. С этого момента началась полноценная работа завода, который быстро набрал мощность и стал одним из лидеров в своей отрасли.

Нельзя не отметить, как быстро развивались технологии в сахарной промышленности. На протяжении десятилетий завод «Свобода» не только увеличивал объемы переработки, но и внедрял новые методы производства, улучшая количество и качество продукции. На сегодняшний день предприятие может перерабатывать до 7,5 тысячи тонн свеклы в сутки. А благодаря последним технологическим внедрениям, оно продолжает оставаться одним из крупнейших и эффективных в своей отрасли.

Красота и труд — рядом живут

Наряду с промышленной направленностью большое внимание на заводе всегда уделялось культурно-эстетическому направлению, в немалой степени способствующему повышению настроения работников, а значит, и производительности труда. Мозаичные панно, выполненные в ярких, насыщенных цветах, украшают здания завода. Среди них — одна из самых заметных и запоминающихся работ, расположенная на первом этаже предприятия. Яркая композиция, в которой доминирующая красная гамма напоминает полотна известных художников начала XX века, создает ощущение праздника и динамики.

Тематика мозаик тесно связана с русской народной культурой. Центральным мотивом является традиционное чаепитие. На панно изображены крестьяне, наслаждающиеся чаем, а также чайники, фрукты, сладости, пшеничные колосья и, конечно же, сахарная свекла — главный символ сахарной промышленности Кубани. Именно эти элементы подчеркивают роль завода в жизни региона и его связь с сельским хозяйством.

Экскурсия по мозаичным панно завода — это не просто знакомство с произведениями искусства, это целый путь через культуру и историю Кубани, Советского Союза и сахарной промышленности. Каждое панно, каждое произведение имеет свою историю, каждое является частью того времени, когда завод был построен. И именно в этом контексте искусство как неотъемлемая часть производственной культуры служит мостом между поколениями.

Алексей Угольников также рассказал о том, что на данный момент не удалось установить авторов и дату создания панно из керамической плитки на первом этаже предприятия. Он также отметил, что энергичная цветовая гамма с преобладанием красного цвета, определенная аппликативность и декоративная стилизованность его форм, а также мажорное настроение панно, напоминают о полотнах Анри Матисса. Не случайно, когда знаменитый художник создавал панно «Танец» и «Музыка» для особняка Сергея Щукина, он придумал определенное место для их размещения — на лестничных пролётах. Тем самым энергия цвета и динамичной композиции как бы помогала жильцам и гостям дома подниматься по лестнице. Подобная идея, по-видимому, закладывалась и авторами данной мозаики, так как оно расположено вдоль лестницы, ведущей на второй этаж.

Смальтовое панно Валентина Федоровича Папко «Мечта. Свобода. Чиновники» 1982-83 гг. на втором этаже предприятия является одновременно глобально философским и личным высказыванием. Оно выполнено в более сдержанной, холодной цветовой гамме с преобладанием синего цвета, свойственной многим монументальным произведениям автора. В сложной композиции со множеством фигур и геометризированных элементов фона разворачивается история жизни и драмы художника-творца. 

В правой части панно изображена мать, ведущая ребенка от начала жизненного пути по длинной дороге жизни. В центре размещены разные этапы: беззаботное детство с играми, размышления юности, счастье любви и рождения ребенка. И уже в левой части творец наталкивается на стену непонимания со стороны бюрократического аппарата. Валентин Папко создает образы чиновников с фальшивыми нимбами и завязанными глазами. Они слепы, невосприимчивы к искусству и полету фантазии художника, который оказывается низвергнут их решением. Образ прерванного полета во многом навеян картиной «Егорка-летун» учителя Валентина Папко — Гелия Михайловича Коржева. Сюжет мозаики во многом является автобиографичным и связан с отказом художественного совета принять к реализации эскиз его мозаики «Высоцкий» для краснодарского Дворца культуры хлопчатобумажного комбината.

Сопричастность

Любопытно, что полученная в ходе экскурсии информация об истории завода, о создании мозаичных панно у многих сотрудников «Прогресс Агро» вызвала особые эмоции.

— Завод напрямую связан с историей моей семьи — мой дедушка строил его и работал здесь главным механиком до самой пенсии. После экскурсии я по-другому стала воспринимать то, что казалось обыденным по незнанию. Теперь же, проходя мимо мозаик, кажется, что они ожили, чувствуешь себя еще более сопричастным к старшему поколению. И не просто сопричастным, а ответственным перед следующими поколениями: мы тоже должны оставить после себя добрый след! — отметила специалист предприятия Оксана Черноштан.

Мозаики на сахарном заводе «Свобода», как вы могли убедиться, это не просто элементы декора, это своего рода вехи истории, которые сохранились до наших дней, воплощая в себе дух времени, связанного с индустриализацией, культурой и трудом советской эпохи. Через мозаики и другие произведения искусства завод не только продолжает работать, но и несет в себе важное культурное наследие, которое продолжает вдохновлять и объединять поколения.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.