Мысли непонаеха
На волне обсуждения корректировок в Генеральный план развития Краснодара опять на гребень подняты предложения тотального запрета на жилищное строительство в столице Кубани. Посчитаем плюсы и минусы. Мнение главного редактора «Югополиса».

Разговоры о том, что Краснодар 20-30 лет назад имел самоидентичность, был свободен от пробок, и являлся едва ли не репликой райского сада мне близки. Действительно, тогда машин было в разы меньше, «Арбат» на Чапаева манил настоящими шедеврами непризнанных творцов и браслетами «на удачу» из нитки с пуговицами, а город заканчивался за краевой больницей. Это были золотые времена для нас студентов, но положа руку на сердце: только потому, что мы были молоды и видели будущее исключительно светлым, даже ожидая часами трамваи, застрявшие из-за потопа на пересечении улиц Горького и Коммунаров.
За крайне малый период наш любимый и мило-провинциальный Краснодар превратился в мегаполис, о количестве жителей которого до сих пор спорят: официально 1 миллион 660 тысяч, по ощущениям, в три раза больше. Причина общеизвестна: слоган про рай в Краснодарском крае многие поняли буквально и поехали к нам со всех регионов за солнцем, морем и фруктами. Для справки, по данным статистики только за последние три года в Краснодар приехало более 200 тысяч граждан России из других регионов.
Как следствие, подтянулись проблемы взрывного развития: дорожная и инженерная инфраструктура не успевали за жилищным строительством, что стало причиной появления таки «человейников» как Музыкальный микрорайон – о нем я не случайно вспомнил, потому как этот пример «вздымают знаменем» сторонники запрета жилищного строительства в Краснодаре – к этому вернемся.

К нам поехали люди, что породило ажиотажный спрос на жилье, а затем массовое явление самостроев, которые плодились как грибы. На решение этой проблемы пришлось бросить все силы и потратить годы. Уже немногие помнят, что в 2015 году, когда началась полномасштабная кампания против самостроев, количество объектов самовольного строительства многоквартирных домов на землях под ИЖС исчислялось тысячами, львиная доля которых была именно в Краснодаре. Пролистнем эту историю до конца и резюмируем: сегодня самострои – это нонсенс, на который идут только самые отмороженные «застройщики», так как наказание неотвратимо.
То же самое касается и точечной застройки – еще одного бича 10-х годов для Краснодара. Принятый за основу и жестко продвигаемый властями принцип комплексного развития территории (КРТ) переформатировал всю сферу жилищного многоэтажного строительства, сделал ее прозрачной и поднял требования людей к месту жительства: сейчас главные вопросы риелторам касаются близости школ и детских садов, транспортной доступности и наличия детских площадок, зеленых зон, социальной инфраструктуры. Как следствие, город прирастает новыми микрорайонами с окраин, которые становятся локальными центрами, дающими возможность жить, работать, учить детей и пользоваться социальными гарантиями в шаговой доступности.
И вот мы подошли к главному: тиражируемому в соцсетях и СМИ месседжу ввести мораторий на многоэтажное строительство в Краснодаре. Эта идея весьма привлекательна для жителей краевого центра, притом, характерно, что не только многие коренные краснодарцы ее поддерживают, но и «понаехи» — никаких оскорбительных ноток, просто использование общепринятой лексики. Если хотите, можете называть меня кубаноидом.

Давайте разберемся в аргументации антистроителей. Главный пункт: если не строить новые дома в Краснодаре, то к нам перестанут ехать и появится возможность привести в порядок инфраструктуру. Логика железная, но ровно до того момента пока не задашь вопрос: на какие средства будем строить инфраструктуру?
Только за 7 месяцев 2024-го строительные компании Кубани перечислили в бюджет 38,8 млрд. рублей, что на 12 млрд больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Что касается распределения, то не менее трети объема работ приходится именно на строительство жилых и нежилых зданий. При этом более половины как раз приходится на реализованные объекты инженерной и транспортной инфраструктуры. Доля же Краснодара в краевом пироге превышает четверть. Учитывая социальную направленность регионального и городского бюджета, большая часть налогов идет на нужды жителей.
Итак, если ввести мораторий на застройку, то город попросту лишится огромной доли доходов, которые как раз и направляются на развитие инженерной инфраструктуры.

Второй нюанс: что делать строителям. В этой отрасли непосредственно работает 62 тысячи специалистов. Это те, кто официально трудится в строительных компаниях. Если же посчитать субъекты малого бизнеса, занятые в сфере: производство материалов, комплектующих, осуществление ремонтов, риелторские фирмы и так далее, цифру можно смело умножать на 10. Даже если оставить в стороне социальную сторону такого решения – куда идти людям, стоит посчитать деньги: все они платят налоги, в том числе НДФЛ, который составляет очень значительную часть для пополнения бюджета, из которого берутся деньги на обеспечение жизнедеятельности Краснодара.
И третье, рынок не терпит пустоты. Любой запрет имеет обратную сторону, которую мы уже проходили — самострои. Мысль о том, что если в Краснодаре не будут строить дома и поэтому к нам не поедут из других регионов наивна до вреда. Такое решение лишь подтолкнет к возведению «музыкальных микрорайонов» в Динском и Северском районах, а также Адыгее, что приведет к еще большим заторам на въездах-выездах в город.
Свежа ли эта мысль? Нет. С подобными идеями уже выходили, например, в Екатеринбурге. Муниципальные депутаты обратились с требованиями к администрации города ввести мораторий на жилищное строительство и все средства направить на развитие социальной инфраструктуры. Предложение устояло ровно до того момента, как были представлены расчеты, показавшие, что без жилищного строительства о социалке можно забыть – денег не будет.
Власти Краснодарского края в этом вопросе успели сработать на упреждение, введя и жестко контролируя принцип комплексного развития территорий. Посчитайте сколько школ, детских садов, поликлиник и спортивных комплексов было построено в Краснодаре за последние годы. Это сотни объектов. Такого не было даже в эпоху активного социалистического строительства. Задумайтесь, за счет чего это произошло? Как раз из-за КРТ. Власти ввели правила, которые были вынуждены принять строительные компании; проект не утвердят, а затем не введут в эксплуатацию без соответствующей инфраструктуры: школ, детсадов, парковок и так далее. Так вырастают современные районы Краснодара. Это и называется развитием.

И в заключение: я тоже недоволен. Меня, как и всех не устраивают пробки. Я требую больше хороших дорог и идеальной работы коммунальщиков. И чтобы Музыкальный не топило, а на Куликовом поле перестали застревать в ямах автомобили. Но в то же время я помню, как 20 лет назад мы выталкивали из глубоких луж машины прямо в историческом центре Краснодара. Как предновогодний транспортный коллапс начинался в октябре, и я пересаживался с машины в переполненный трамвай, чтобы добраться на работу. Как по тому же Музыкальному плавали на лодках и эти посты тиражировались во всемирной паутине. И можете бросать в меня, кубаноида, тапками, но сейчас мой Краснодар намного благоустроеннее и красивее. И еще, там, где сейчас находится футбольный стадион «Краснодар» и парк Галицкого, был пустырь. Появилась бы эта жемчужина в моем городе оставайся улица Восточно-Кругликовская тем полем, которое я помню – большой вопрос. Только созидание улучшает нашу жизнь.