Судья Конституционного суда раскритиковал высшее образование в России
Константин Арановский поставил под сомнение ценность дипломов отечественных вузов.
Валентина Мищенко / Югополис
Судья Конституционного суда Константин Арановский раскритиковал современную организацию системы высшего образования, ее неэффективность, несвободу и отсутствие адекватного финансирования. На это обратило внимание издание «Коммерсант».
Арановский выступил с «особым мнением» (.pdf) — так называют заявление, в котором член судейской коллегии может высказать личную позицию по рассмотренному делу. В начале документа господин Арановский рассуждает, можно ли доверять диплому российского вуза, и приходит к выводу, что «профессиональное образование» не в состоянии «уверенно гарантировать квалификацию обладателей дипломов».
Арановский считает, что то, что происходит с системой образования не позволяет рассчитывать на стабильное качество образовательного продукта. «Улучшения в образовании длятся лет тридцать, а результаты их все еще спорны, так что теперь, когда столько истрачено, а доверия дипломам не прибавилось, нет причин полагаться впредь на министерские решения, инициативу ректоратов и на энтузиазм активистов», — пишет он. В качестве примера он приводит внедрение болонской системы, которое не все считают полезным, поскольку оно не сказалось на качестве образования и признании российских дипломов за рубежом.
Затраченные на «улучшения» средства можно было «израсходовать во благо науке и на достойную оплату преподавательского труда», считает судья.
«Система платит скудно, если преподаватель не получит в ее управленческом секторе оплачиваемую роль администратора, исполнителя или активиста-энтузиаста, — замечает Арановский. — А иногда преподавателю платят за хорошую статистику и отчетность, за демонстрацию компетентностного подхода вместо академических методов, за соискание грантов и за рейтинги, мониторинги с графиками и за все остальное, что дорого службам ректората и ведомства».
Для этого преподавателю приходится совершенствовать навыки в написании заявок и других документов и в их правильном размещении. «В такой обстановке ценят не преподавание и не учебу, а учебно-методические комплексы, которые нужны не студентам и педагогам, а службам, чтобы те хорошо себя чувствовали и оставались при важном деле на выгодных позициях», — сообщает судья.
«Субординация и отчетность под началом администраторов угнетают преподавание и науку, когда вузы уступают свое самоуправление, академическую свободу, стиль и обслуживают систему, которая выдает разрешения на профессию», — заключает Арановский.
Как сообщал «Югополис», в 2017 году глава Сбербанка Герман Греф рассказывал, что российские школы в своем подходе к обучению детей остались на уровне XIX века. По его словам, еще в 1850 году министр образования Японии писал, что система насильного образования не несет счастья школьнику, поскольку она создана для государства. Глава Сбербанка уточнил, что основа обучения с тех пор осталась прежней и это является гигантской проблемой.
Первая полоса
Последние новости
-
Гендиректор «Красной Поляны» покидает пост 17:44
-
Владимир Путин назвал условие, при котором изъятие активов в пользу государства является оправданным 17:26
-
На Кубани пьяный станичник поджег женщину, которую ревновал 17:16
-
МТС совместно с городскими властями наводят порядок на самокатных парковках 16:52
-
Песчаная буря из Сахары накрыла Кубань 16:39
-
Первый в мире препарат для лечения болезни Бехтерева зарегистрирован Минздравом РФ 16:14
-
В Краснодаре ищут пропавшего 12-летнего мальчика 16:02
-
Депутат ЗСК Анна Невзорова рассказала о неудовлетворительном состоянии дорог к отдаленным селам в Адлерском районе Сочи 15:58
-
Глава Минфина РФ Силуанов заявил о необходимости донастройки налоговой системы 15:57
-
Жители двух улиц Темрюка к концу лета смогут получить доступ к центральной канализации 15:51
-
На Кубани произвели на 40% больше растительного масла, чем годом ранее 15:39
3 комментария
Человек 15 окт 2019, 09:21
scaramouche 15 окт 2019, 09:42
Ohsher 15 окт 2019, 10:44
Последние обсуждения