От «не просило вас рожать» до «волшебной палочки» демографии: как в России женщин учат обходиться с собственным телом
В последнее время количество разговоров о повышении рождаемости растёт в геометрической прогрессии. Разнообразные спикеры от власти все чаще выступают с порой экстравагантными предложениями, как увеличить численность граждан огромной страны.
Понятное дело, что ей нужны и рабочие руки, и налогоплательщики, и защитники. Символичным бэкграундом тут являются спецоперация и связанные с ней волны релокации и эмиграции. Притом предложения часто касаются не мер поддержки семей, а возможности женщины самостоятельно распоряжаться своим здоровьем и телом.
Тема отношения «государевых людей» к личным решениям россиян относительно дел семейных существует достаточно давно. Однако сейчас становится всё скандальней и чаще изобилует громкими репликами, содержащими в себе и экспрессивные оценки, и даже советы касательно того, что всегда считалось вопросами сугубо интимными. Многим, например, запомнились произнесённые в 2018 году слова чиновницы и олимпийской чемпионки по спортивной гимнастике из Свердловской области Ольги Глацких. Во время обсуждения молодежных проектов она заявила: «Вам государство вообще, в принципе, ничего не должно. Вам должны ваши родители, которые вас родили. Государство не просило их вас рожать, если мы будем идти от истоков». Итогом, правда, стало окончание её политической карьеры, после чего Глацких вернулась обратно в спорт, где успехов у неё было всегда существенно больше.
С тех пор отношение чиновников и народных избранников к этой теме не стало менее специфическим, добавились новые реалии. От рассуждений о том, как нужно жить и во имя чего умирать, до попыток определить, кому сколько и для чего нужно нарожать. Если раньше на последнюю тему говорили чаще одиозные представители религиозных организаций, то сейчас с такими нравоучениями выступают и с высоких политических трибун. Женщин просят не просто рожать, а делать это чем раньше, тем лучше – чуть ли не со школьной скамьи. Ну или после выпускного. Или, как максимум, к середине обучения в университете. Хотя и в целом получение высшего образования, как пытаются нас убедить, для юной девушки в начале жизненного пути – дело совсем не первостепенной важности.
Вот, к примеру, 41-летняя зампред Госдумы и бывший детский омбудсмен Анна Кузнецова («Единая Россия»), заявила, что первый ребенок у женщины должен появляться примерно в 20 лет (приблизительно 2-3-й курс вуза). Тогда, по ее мнению, семья сможет иметь четырех и более детей. У самой Кузнецовой их семеро. Остаётся только позавидовать тому, как она успевает совмещать успешную и стремительную политическую карьеру с их воспитанием.
Глава Минздрава РФ Михаил Мурашко и вовсе назвал «порочной практикой» желание женщин сначала получить образование, сделать карьеру, создать необходимую материальную базу и только потом заводить детей. Недавно повторила эту мысль и сенатор от Челябинской области Маргарита Павлова. «Девушку ориентируют: надо сначала выучиться, сделать карьеру. В результате мы имеем поколение 40-летних несчастных женщин, которые не реализовались как мать, как женщина. <…> Нужно перестать ориентировать девушек на получение высшего образования. Поиск себя затягивается на долгие года и упускается детородная функция», — считает она. К слову, сама Павлова получила два высших образования. В 2001 году она окончила Челябинскую государственную академию культуры, а в 2014-м — Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Притом, нужно отметить, она воспитывает трёх детей. Первенца она родила, правда, уже после защиты первого диплома – в 2004 году. Появившаяся на свет девочка оказалась особенным ребёнком – ей поставили диагноз «аутизм». Два последующих ребёнка родились в 2012 и 2017 годах соответственно. Муж сенатора – предприниматель.
Пока одни спикеры говорят о том, как бы сориентировать женщину рожать раньше и больше, другие озаботились тем, как бы запретить (ну или хотя бы усложнить) процедуру избавления от нежелательной беременности. В начале ноября стало известно, что в Крыму и нескольких других регионах России частные клиники отказались от проведения абортов. Глава крымского минздрава Олег Скорпуский заявляет, что бизнесмены решили отсечь эту статью доходов абсолютно добровольно. Прервать беременность можно будет только в государственных медучреждениях и только после психологической консультации. Инициативу подхватили в Татарстане, Липецкой и Курской областях. Обсуждается подобное в Калининградской и Челябинской областях, а также в Приморском крае. Из Нижегородской области проект закона, который запретил бы вообще аборты в частных клиниках на государственном уровне, собираются уже направили в Госдуму. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко в свою очередь заявила, что по пути тотального запрета абортов Россия не пойдет.
Усложнятся не только доступность абортов в клиниках, но и продажа препаратов для прерывания беременности. С 1 сентября 2024 года продавать их будут только по рецепту установленного образца. Более того, данные медикаменты нужно будет учитывать особым образом.
В процесс снижения доступности процедуры абортов даже вмешалась Федеральная антимонопольная служба. ФАС начала проверку в отношении минздравов Татарстана и Крыма на предмет нарушения антимонопольного законодательства. По информации ведомства, клиники добровольно стали отказывать клиенткам в процедуре не просто так, а якобы после «предложений» от местных минздравов. Притом антимонопольщики пока аккуратно добавляют, что факт проверки не отражает позицию ведомства, а лишь подтверждает необходимость разобраться в ситуации.
Последовательно наступают на аборты и представители РПЦ. Так, на прошедшем Общецерковном съезде президент фонда «Женщины за жизнь» Наталья Москвина заявила, что «аборт — это культура смерти, и эта культура смерти в нашей стране существует». Глава РПЦ патриарх Кирилл также поддержал уже вышеупомянутую инициативу на федеральном уровне запретить «склонение к абортам». «Действительно, мы нуждаемся в большем количестве людей, это факт очевидный, его все признают: и политики, и социологи. Но для того, чтобы это было так, кто-то там должен работать реально для того, чтобы увеличивалось население. А население можно увеличить просто как по движению волшебной палочки. Если эту проблему решим, если научимся отговаривать женщин от свершения аборта, сразу статистика пойдёт вверх», — сказал он.
Сложную демографическую ситуацию в стране признал и президент Владимир Путин. Согласно прогнозу Социального фонда РФ, рождаемость в стране и дальше будет сокращаться, причём опустится даже ниже уровня 90-х годов. По итогам нынешнего года, как указано в прогнозе, в России появятся на свет 1,245 миллиона человек – это минимум с 1999 года.
«Задача действительно стоит так, что нужно дополнительно поддержать семьи, будущих мам, наши традиционные ценности поддержать, объединить силы государства, общества, религиозных конфессий и вместе добиться перелома ситуации. А она, повторюсь, сейчас сложная, ведь мы вновь в полной мере столкнулись с последствиями демографических провалов прошлых десятилетий», — отметил президент.
Усилила последствия «провалов прошлых десятилетий» идущая уже скоро как два года специальная военная операция. И если о людских потерях в боевых действиях официальной информации нет, то о количестве уехавших говорят открыто. А это зачастую молодые мужчины и женщины, находящиеся в репродуктивном возрасте. Forbes cо ссылкой на свои источники еще в конце 2022 года писал о цифрах от 700 тысяч до миллиона человек. Правда, в Кремле эти числа назвали «уткой», однако своих данных не привели. Писатель Захар Прилепин и вовсе говорит о более двух миллионах уехавших (из которых, по его словам, миллион человек вернулись).
Какой-то перекос получается: не склоняйтесь к абортам, просто рожайте, рожайте и еще раз рожайте. А если уж бог даёт вам зайку, то даст, как в народе верят, и лужайку, на которой зубастик сможет пастись. Но с лужайками что-то порой «напряжёнка» выходит, несмотря на все введенные многочисленные пособия, начиная от материнского капитала, ежемесячного пособия на детей до компенсации оплаты за детсад.
Размер единого пособия в Краснодарском крае составляет от 6 693 рублей до 13 386 рублей в зависимости от доходов семьи. Выплачивают его семьям со среднедушевым доходом меньше прожиточного минимума на человека (13 800 рублей на Кубани). Согласно официальным данным Росстата за 2022 год, только у 2,4% семей с одним ребенком были деньги купить то, что считают нужным. 45,7% таких семей имеют сложности в покупке товаров длительного пользования. А 12,7% семей даже с одним ребенком затруднительно покупать одежду и оплачивать услуги ЖКХ.
Всего за границей бедности, по данным статистического ведомства, в стране проживают 14,8 млн человек. За год это число сократилось на 1,2 млн человек.
Практически ту же мысль про зайку и лужайку, только, конечно, другими словами высказал и президент Владимир Путин. Он признал, что одними только льготами и деньгами демографическую ситуацию не исправить. Нужно, по его мнению, сперва поменять «жизненные ориентиры», сделать многодетность «нормой и образом жизни». «У наших бабушек и прабабушек детей было и по семь, и по восемь», — напомнил Путин и предложил эти традиции возрождать.
Несмотря на озвучиваемые успехи в экономике и эффективное противодействие введенным санкциям и кризисам, с высоких трибун стали раздаваться идеи и о снижении такой поддержки семей. Первый зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая («Единая Россия») заявила, что маткапитал нужно выплачивать только тем женщинам, которые родили первенца в возрасте до 25-30 лет. Эту инициативу, правда, не одобрили эксперты-демографы и представители строительной отрасли (а именно на покупку жилья чаще всего тратится материнский капитал), указывания на то, что сдерживающие рождение детей обстоятельства сильнее, чем желание получить деньги.
Минфин РФ предложил сократить оценку федерального трансферта, необходимого Социальному фонду на выплату материнского капитала в 2024-2026 годах. Общее снижение за этот период может составить 356 миллиардов рублей, или 17%.
О сокращении финансирования на поддержку семей рассказала и глава комитета ГД по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина (КПРФ). «Если на молодые семьи до этого выделялось 5 млрд рублей, то на следующей год выделили только 4 млрд. <…> Поэтому совершенно очевидно, что всякие призывы к тому, что «молодежь, рожайте детей», я смотрю тут представители фракций ЕР, СР, ЛДПР с пеной у рта говорят, что студентки должны рожать, потому что это возраст такой хороший, продуктивный. Только как содержать этих детей, кто ответит на этот вопрос?» — цитируют ее слова Telegram-канал «Осторожно, Media» (проект Ксении Собчак).
И как тут не вспомнить бывшего министра труда Саратовской области Наталью Соколову. Она, защищая величину прожиточного минимума, рекомендовала всем жить на кефире и «макарошках», которые, по её мнению, в цене не особо растут.
Более жестко высказался по поводу финансового обеспечения детей депутат Госдумы от «Справедливой России – За правду» Михаил Делягин. В эфире радиостанции «Говорит Москва» главными проблемами демографии он назвал абсолютную нищету и катастрофу в здравоохранении. «В чём реальная проблема демографии? Во-первых, абсолютная нищета. Ребёнок — это для абсолютного большинства граждан России билет в один конец в бедность, второй ребёнок — билет в один конец в нищету», — сказал парламентарий.
Нередко в России пытаются что-то отрегулировать запретительными мерами вместо того, чтобы применить то, что психологи называют «положительным подкреплением». Россияне уже вполне привыкли к тому, что нужного поведения в любой сфере пытаются добиться не созданием условий, а штрафами за непослушание. Сейчас же эту логику, кажется, пытаются распространить и на демографическую проблему.
При этом новому, правильному, нужному поведению власти собираются учить только женщин, судя по логике всех вышеперечисленных заявлений. Женщина не должна идти учиться, женщина должна быть ориентирована на многодетность / семейный очаг, женщина не должна идти делать аборт. А если вдруг что-то пойдет не так и она захочет, то ей нужно этот процесс максимально усложнить.
С одной стороны, безусловно, финальное решение о рождении одного-двух-трех детей либо об искусственном прерывании беременности ложится на плечи женщины. Ведь именно ее организм проходит, вероятно, через одно из самых сильных в жизни испытаний. И именно ей первый год жизни младенца приходится находиться в условиях, скажем мягко, далеких от комфортных.
Но, с другой стороны, если мы говорим о необходимости исправить демографическую ситуацию в стране, то нужно учитывать весь спектр факторов, влияющих на снижение цифр рождаемости. И поведение мужчин в широком смысле слова играет здесь не последнюю роль. Речь тут идет и о поддержке женщин (моральной и финансовой) в непростой период, и о заботе о детях, о воспитании, о самом понятии отцовства.
Обращает на себя внимание и тот факт, что те, кто так решительно высказывается о роли женщины в семье и обществе, решительно умалчивают о степени участия в этих процессах мужчин. Складывается впечатление, что их участие, к примеру, в создании ребенка и в создании семьи считается чем-то самим собой разумеющимся, незыблемым и истинно правильным в том виде, в котором оно есть.
И мне представляется в этом отношении необходимость смещения фокуса с запретительных мер (которые, как показывает история, не всегда работают) на внедрение поддерживающих мер. В том числе и со стороны мужчин в ежедневной жизни.
Именно о такой мере говорила и депутат Госдумы от ЛДПР Галина Афанасьева, когда предлагала ввести в школах курс материнства и отцовства. Он, по ее мнению, должен быть нацелен не только на то, чтобы учить девочек, как стать мамами, но и мальчиков – как стать папами.
«Пока же каждая шестая женщина в России идет на аборт, потому что ее партнер не готов к отцовству. Каждый третий аборт делается потому, что женщина не может позволить себе воспитание еще одного ребенка», — говорил еще в 2015 году главный специалист Минздрава России по репродуктивному здоровью профессор Олег Аполихин в интервью «Российской газете». Мне представляется, что с тех пор цифры стали еще больше.
Положение женщины в семье является аспектом, на который власти предпочитают не обращать внимание (или, наверное, считают это дело сугубо личным – в отличие от родов). Сюда же относится и очень глубокая и больная тема укоренившегося в обществе домашнего насилия. Разговоры о борьбе с ним после того, как Госдума отклонила соответствующий законопроект, вообще поутихли.
По данным центра «Насилию.нет» (признан иноагентом), в 2020-2021 годах 24% россиян сталкивались с домашним насилием. В 75% случаев пострадавшими были женщины. Подавляющее число из них — в браке…
Самые интересные концерты кубанской столицы на ближайшие две недели – в обзоре «Югополиса».