Традиционным

Из-за голливудских забастовок сценаристов и актёров, произошедших прошлым летом, многое в расписании кинематографистов пошло не по плану. Вот и «Оскар» вместо привычного конца февраля состоялся в ночь на 11 марта. Организаторы церемонии поставили мероприятие на час раньше обычного и, похоже, решили ускорить раздачу наград в борьбе за телерейтинги. В остальном этот «Оскар» мало отходил от традиций, проверенных на протяжении почти столетней истории премии.

Отвергнуты попытки нововведений, которые предпринимались в последнее время. Снова кинозвёзды шли в Dolby Theatre по красной ковровой дорожке, прошлогоднее покрытие цвета «шампань» (кстати, очень стильное) кануло в Лету. Прекратились и старания организовать премию без ведущего. Ход «Оскара» второй год подряд оказался в одних руках – Джимми Киммела. Комик и телезвезда под руководством продюсеров решил повторить успех прошлой церемонии, используя ту же «модель повествования». Что ж, в этот раз не сработало.

Проблема не только в том, что шутки стали пошлее и неприятнее. Что-то есть некомфортное в голом Джоне Сине на сцене и Гильермо в зрительном зале, заявляющем, что он муж Шарлиз Терон (актриса была неприятно удивлена). «Санчо Панса» Киммела в его вечернем шоу, сам по себе он выглядит не очень современно: актёр нещадно эксплуатирует образ глуповатого мексиканца, думающего только о текиле. Нехорошо это, правда.

Но самый неприятный осадок оставляет «появление» на церемонии пса Месси. Бордер-колли отметился ролью в фильме-победителе Каннского фестиваля и лауреате «Оскара» – «Анатомии падения» и явно задумывался как альтернатива прошлогоднего триумфа ослицы Дженни. Двойник актрисы из «Банши Инишерина» появился на 95-й церемонии неожиданно и ненадолго, а вот бедного-несчастного Месси терзали всю 96-ю церемонию. Позже оказалось, что кадры с собакой сняты заранее, но сами эти кадры вызывают вопросы.

Бедная-несчастная собака, финал «Барбигеймера» и мечты о переменах: каким получился «Оскар-2024»?
Месси

В отличие от трагикомедийного амплуа Дженни, у пса была драматичная роль. Учитывая этот tone of voice, наблюдать за тем, как в финале церемонии Месси помечает звезду Мэтта Деймона на Аллее славы, становится вдвойне некомфортно. На случай, если вы вдруг пропустили, почему собаку вообще заставили это делать, объясним. Джимми Киммел и Мэтт Дэймон давно ведут шуточную войну в пределах и за пределами вечернего шоу ведущего. Как и образ Гильермо, противостояние давно потеряло какое-либо очарование, тем более что ведётся такими низкопробными методами. Весь этот туалетный, сексистский и расистский юмор должен был остаться в середине десятых, но вот он, добавляет «Оскару» не столько традиционности, сколько традиционализма. В худшем смысле слова.

Предсказуемым

По большому счёту, 96-я церемония строилась лишь на двух интригах. Первая касалась самого ожидаемого выступления ночи – номера Райана Гослинга с песней I'm just Ken из фильма «Барби». То, насколько хорошо режиссёры церемонии справятся с переносом лучшего эпизода картины Греты Гервиг на оскаровскую сцену, волновало чем дальше, тем больше.

Перед Гослингом успели выступить все остальные номинанты на премию за лучшую песню, и их номера были очень скромными. Даже Осейджи из «Убийц цветочной луны», казалось, не дожали, а остальные – и вовсе просто пели за роялем или без него.

Впрочем, переживания оказались напрасными. Ближе к финалу церемонии Райан Гослинг в образе Кена вышел на сцену из зрительного зала, где его уже ждали танцоры, а в процессе номера к актёру присоединились и партнёры по фильму. Получился ироничный и масштабный перформанс с отсылками к Мэрилин Монро и, конечно, самой Барби. Гослингу подпевал весь зал, а сам номер вызвал стоячие овации в зале (и в наших сердцах).

Бедная-несчастная собака, финал «Барбигеймера» и мечты о переменах: каким получился «Оскар-2024»?
Выступление Райана Гослинга

Второй интригой оказалась премия в номинации на главную женскую роль. Основными претендентками на звание лучшей актрисы года стали Лили Гладстоун из «Убийц цветочной луны» и Эмма Стоун из «Бедных-несчастных». В ходе наградного сезона они шли нос к носу, да и перформансы обе выдали действительно стоящие. Если бы Гладстоун победила, то стала бы первой актрисой индейского происхождения, получившей награду. Но в итоге «Оскар» отошёл к Стоун, став вторым в карьере 35-летней артистки.

Бедная-несчастная собака, финал «Барбигеймера» и мечты о переменах: каким получился «Оскар-2024»?
Эмма Стоун

Возможно, дело в том, что у исполнительницы главной партии в «Бедных-несчастных» была основная и самостоятельная роль, в то время как Гладстоун сыграла лишь жену протагониста. Возможно, Эмма Стоун показала свою лучшую работу. Возможно, нам просто стоит смириться. И надеяться, что карьера Гладстоун не затухнет также внезапно, как разгорелась. С распределением остальных наград всё стало понятно ещё в середине зимы. Как и ожидалось, почти во всех главных номинациях победил «Оппенгеймер», забрав статуэтки за режиссуру, главную и второплановую мужские роли, монтаж, музыку, операторскую работу и лучший фильм.

Бедная-несчастная собака, финал «Барбигеймера» и мечты о переменах: каким получился «Оскар-2024»?
Команда фильма «Оппенгеймер»

Так и закончился «Барбигеймер» – ничьёй. Фильм Греты Гервиг получил награду лишь за лучшую песню в исполнении Билли Айлиш (что расстроило многих зрителей, болевших за I'm just Ken), но «сделал» такие сборы в прокате, какие картине Кристофера Нолана и не снились.

Основным же оппонентом «Оппенгеймера» в борьбе за «Оскар» оказались «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса. Победитель Венецианского кинофестиваля стал самым зрительским и красивым фильмом греческого режиссёра. Помимо главной женской роли, он «забрал» награды за грим и причёски, работу художника-постановщика и костюмы.

Отметили киноакадемики и другого фестивального победителя – уже упомянутую «Анатомию падения». Её постановщица Жюстин Трие получила приз за лучший оригинальный сценарий, написанный в соавторстве с мужем Артуром Арари. Парную премию за адаптированный скрипт забрал Корд Джефферсон, создатель фильма «Американское чтиво». Интересно, что сценарные «Оскары» в этом году достались работам, деконструирующим привычное повествование и играющим на поле метамодерна. К сожалению, сами фильмы кроме необычного подхода к истории мало чем могут похвастаться, на деле являясь крепкими, но середнячками.

Последним «фестивальным приветом» от «Оскара» стала победа «Зоны интересов» Джонатана Глейзера. Скорее перформанс, чем фильм, получил в Каннах второй по значимости приз и был высоко оценён критиками. От киноакадемиков картина отхватила награды как лучшая международная лента и за лучший звук, что исчерпывающе характеризует работу Глейзера.

Тихой, но значимой победой стал триумф Давайн Джой Рэндольф, актрисы второго плана в «Оставленных». На большее ламповая по факту и скандальная постфактум картина Александра Пейна претендовать не могла из-за обвинений в плагиате. Чем бы ни закончилась эта некрасивая история, «Оставленным» всё равно повезло больше, чем «Убийцам цветочный луны» Мартина Скорсезе и «Маэстро» Брэдли Купера. Старина Марти при таком количестве номинаций мог рассчитывать хотя бы на победу Гладстоун, учитывая, что многие критики называли его фильм лучшим из прошлогодних. Ну, а то, что Купер остался с накладным носом, с которым играл дирижёра Леонарда Бернстайна – неудивительно. Сам писал сценарий, сам режиссировал, сам виноват.

Развлекательным

И всё же лучше бы «Оскар» не гнался за рейтингами, а старался привнести что-то новое в мир кино. Например, больше уважения к специалистам, остающимся за кадром.

В этом году, несмотря на всю традиционность премии, в церемонию всё-таки ввели одно новшество. Награды в актёрских номинациях вручали лауреаты и лауреатки прошлых лет. Каждый из презентующих рассказывал немного о кандидатах на звание лучших: что они привнесли в свою роль, почему их работа важна. И было бы здорово, если бы такой подход использовали в других номинациях. Дизайнеры, гримёры, монтажёры, сценаристы и операторы могли бы отметить достижения своих коллег, показав, что кино – это не про популярность, но про искусство и огромный труд большого количество профессионалов.

Правда, рассчитывать на это не стоит. Технические и закадровые номинации всё ещё оглашают как бы между прочим, чтобы не потерять зрителей и, конечно, деньги. Поэтому «Оскар» продолжает удовлетворять аудиторию, а не направлять и развивать её.

Будем думать, что именно поэтому на церемонию не явились её самые приятные победители Хаяо Миядзаки и Уэс Андерсон. Вряд ли, конечно: у японского аниматора, получившего «Оскар» за «Мальчика и птицу», как известно, вздорный характер и своё мнение на всё. Андерсон же со своими перфекционистскими, но не оценёнными киноакадемиками работами, мог просто обидеться. Первая и пока единственная премия досталась ему за короткометражку «Чудесная история Генри Шугара», что всё же мелковато для такого большого мастера. Может, когда-нибудь режиссёр получит свою награду по совокупности заслуг, как сейчас Нолан с «Оппенгеймером».

Бедная-несчастная собака, финал «Барбигеймера» и мечты о переменах: каким получился «Оскар-2024»?
Кристофер Нолан

Впрочем, «Оскар» не школа, пропустив церемонию, записку от мамы можно не приносить. Не факт, что мы узнаем истинную причину «прогула». Но думается, ни Миядзаки, ни Андерсон не грустят. Ведь после ламповой церемонии прошлого года нынешняя кажется далеко не самой удачной.


Заглавное фото: Adarsh Upadhyay / Flickr.com

Первая полоса

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми