Weekend

Межзвездный Нолан

Режиссер «Интерстеллара» показал зрителям то, чего они не могли даже вообразить.

08 ноя 2014, 19:15 Александра Прохоренкова

Режиссер «Интерстеллара» показал зрителям то, чего они не могли даже вообразить.

Настоящий симбиоз искусства и науки в кино увидишь нечасто, до сих пор это было скорее прерогативой литературы. Многие ленты были созданы при помощи консультантов-ученых, но работа над моделированием черной дыры в «Интерстелларе» привела к написанию двух научных статей. Как всегда с действительно хорошим кино, сложно определить жанр последнего фильма Кристофера Нолана, но не будет преувеличением сказать, что кинофантастика покоряет новые высоты.

Засуха, исчезновение зерновых культур и голод — не самый пессимистичный сценарий обозримого будущего. Отказ от современных технологий и развития науки, а заодно и от своей собственной истории — вот действительно мрачная перспектива, обрисованная авторами фильма. Человечество пытается выжить в гибельных условиях, а попытки найти решение где-то вовне, в безграничной Вселенной, предпринимает лишь небольшая группа ученых в засекреченном исследовательском центре.

Главный герой, бывший астронавт Купер, вынужденный стать фермером и забыть о своем романтическом стремлении к звездам, с помощью замеченных его дочерью таинственных знаков вычисляет координаты этого центра и в качестве пилота космического корабля отправляется в межзвездную экспедицию с целью исследовать планеты для будущего переселения человечества. 

Не будь фамилия «Купер» столь распространенной — одноименная страница Википедии называет более 100 известных людей, носящих ее, — можно было бы увлечься аналогией с персонажем «Твин Пикс», детективом, также наделенным любопытством ученого и смелостью первооткрывателя. Сохраняя здравомыслие и в то же время ставя свою жизнь на карту ради неизведанного, подобная личность в поисках ответов и новых миров способна зайти дальше, чем кто бы то ни было. Уникальность персонажа фильма в том, что он — любящий отец, и в нем привязанность к своим детям и чувство ответственности за них борется с тягой к небесам. Он никакой не фермер, но он и не ученый, да и в качестве астронавта не бывал дальше стратосферы. Авантюризм и жажда постичь неизведанное тянут его вперед, не давая осесть в своем запыленном доме посреди кукурузного поля. Не представляя, что ждет его за горизонтом событий, он отваживается шагнуть в пропасть черной дыры, чтобы спасти человечество. Но законы физики оказываются совсем не такими, какими их знали люди, и его личное будущее становится прошлым, которое он может изменить.

Межзвездный Нолан

Создавая антиутопию, Нолан исследует не только территорию космического пространства, но и границы человеческого духа. Он воспевает ученых и первооткрывателей, несмотря на то, что и среди них могут оказаться слабые и бессердечные. И тут отсутствие близких у одного из героев, доктора Мана, казавшееся преимуществом в подобной миссии, оборачивается эгоизмом и способностью к убийству — ему некого спасать, кроме себя, и на деле он не готов к самопожертвованию. Любовь в фильме становится не просто романтическим чувством, но единственной движущей силой, способной преодолеть границы измерений и изменить течение времени. 

Самый важный эпизод предваряется сценой, которая создает уверенность, что она последняя. В любом из предыдущих фильмов о покорении космоса момент самопожертвования Купера, когда он падает в черную дыру, стал бы прекрасным открытым финалом, полным надежды на успешное завершение миссии единственным оставшимся в живых участником экспедиции. Но здесь это не финал, а шаг в будущее. В этот момент все ожидания сидящих в зале оказываются напрасными и на экране появляется то, чего никто не мог даже вообразить.

Структура фильма выстроена по образу симфонии: как классическое музыкальное произведение, он лишает ощущения времени — и здесь это вдвойне очевидно. Музыка не просто сопровождает действие, но является его основой, своеобразной соединительной тканью. 

Межзвездный Нолан

Нолан собрал блистательную команду актеров, чьи предыдущие роли не только не тяготеют над их нынешними образами, но делают их более полнозвучными и живыми. Появление в первых же кадрах Джона Литгоу — дань уважения к старым историям о космосе, в том числе добрым и милым телесериалам вроде «Третьей планеты от Солнца». Для Майкла Кейна, по словам режиссера, роль всегда найдется, с Энн Хэтэуэй он также сотрудничают не впервые.

Идея сквозных проходов или «кротовых нор» через пространство, прошивающих Вселенную, не нова. Любители жанра вспомнят и «Гиперион» Дэна Симмонса (там же встречается и планета-океан), и романы из цикла «Дюна» Фрэнка Герберта. Таким же образом перемещается героиня фильма «Контакт», в котором, кстати, снимался и исполнитель главной роли в «Интерстелларе» Мэттью МакКонахи.

Почти не преувеличивая, фильм можно назвать новой страницей в истории кино. Сотрудничество с одним из виднейших ученых наших дней, Кипом Торном, делает его больше, чем просто научно-фантастической историей или классическим sci-fi произведением. В этот раз Нолан работал с новым оператором, используя камеры IMAX и максимально реалистичный подход к съемкам, и они создали невероятную по красоте и натурализму картинку. Это тот случай, когда творчество и профессионализм заставляют зрителя буквально забывать о времени. Безусловно, перед нами новая классика фантастического кино.

По масштабу происходящего на экране и силе воздействия на зрителя «Интерстеллар» превосходит все премьеры нынешнего года. Повествующий об актуальных проблемах человечества фильм пронизан свойственным еще американским пионерам духом приключений. Но теперь фронтир находится за сотни световых лет от Земли, путь проходит через «кротовые норы», а неизведанные территории скрываются за ледяными облаками и многометровыми волнами.

Читайте также

Первая полоса

Последние новости

Weekend

Премьера недели. «Джокер»

Кинообозреватель «Югополиса» Сабина Бабаева о том, что «Джокер» с Хоакином Фениксом уверенно становится фильмом года.

Weekend

Премьера недели. «К звездам»

Сабина Бабаева о том, почему новая sci-fi-драма с Брэдом Питтом заслуживает внимательного просмотра, хотя и вряд ли понравится многим.

Люди Ситуация Weekend

Небо в кайтах. Бугазская коса вчера, сегодня, завтра

Как Веселовка и Благовещенская в Краснодарском крае благодаря кайтерам стали цивилизацией. Фотограф и спортсмен Алексей Охрим рассказал «Югополису» о «русском Вудстоке», жизни на Бугазской косе и особенностях национального освоения побережья.