Местные производители — драйвер развития экономики каждого региона. Однако иногда крупные розничные сети обвиняют в том, что полки в их магазинах заполнены в основном импортными товарами, а продукцию отечественных, и уж тем более региональных, производителей достаточно сложно найти в ассортименте торговых сетей. Как оказалось, эти опасения не совпадают с реальностью. Например, доля отечественных товаров в ассортименте торговых сетей X5 Retail Group превышает 90%, а по некоторым категориям продуктов достигает стопроцентного показателя.

Федеральные торговые сети, активно развиваясь в российских регионах, нуждаются и активно сотрудничают с местными производителями. И это вполне естественное и объяснимое желание ритейлеров, особенно учитывая «потребительский патриотизм» россиян, которые, как правило, предпочитают продукцию своих производителей аналогам из других регионов или даже стран. Особенно ценят покупатели местную молочную продукцию, мясную гастрономию и хлебобулочные изделия. Поэтому крупные торговые сети заинтересованы в том, чтобы популярные в каждом регионе бренды были обязательно представлены в их магазинах.

Совокупность данных фактов приводит к стремительному росту региональных производителей, поставляющих свою продукцию в федеральные торговые сети. Так, крупнейший российский продуктовый ритейлер, компания Х5 Retail Group, объединяющая розничные сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», сотрудничает более чем с 5000 поставщиков, 1050 из которых появились в 2017 году. При этом ассортимент местной продукции расширился в категориях повседневного спроса, таких как хлебобулочные и кондитерские изделия, молочная и мясная продукция, овощи и фрукты, напитки.


Поможем своим

Виктор Сергеев, председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельхозпродукции Краснодарского края:

— Наша ассоциация объединяет около 5 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств и свыше 80 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

На полках супермаркетов растет доля товаров местного производства, особенно овощей. Факторы санкций и эмбарго с момента их ратификации воздействовали не только на работу торговых сетей, но и на весь рынок потребления в целом. В связи с резким уходом многих игроков рынка поставщики посмотрели на местного производителя другими глазами. В числе причин повышения интереса к отечественным производителям и рост курса американской и европейской валют. И это очень хорошо в условиях, когда у фермеров нет своих площадей.

И все же первую скрипку играют сети — они выбирают продукцию, за ними последнее слово. И это нормально. Поэтому я бы не говорил о создании единых правил и стандартов для потенциальных поставщиков крупных торговых сетей и тем более о системе отбора поставщиков. Гораздо легче не только выжить вместе, но и выстроить конструктивный диалог между сетями и поставщиками.


Сотрудничать трудно, но выгодно

Выгоды производителей от сотрудничества с крупной федеральной торговой сетью трудно переоценить. Это стабильный гарантированный объем сбыта продукции. В результате предприятие получает возможность увеличить выручку и прибыль, у него появляется возможность инвестировать в собственное развитие — закупать новое, более современное оборудование, расширять производственные площади, повышать зарплату сотрудникам.

«Мы работаем с компанией Х5 Retail Group уже более десяти лет, — рассказывает директор по продажам сетевым клиентам группы компаний «Ренна» (производит молочную продукцию под брендом «Коровка из Кореновки») Федор Могутнов. — Это не только дало нам дополнительные 12 тысяч точек продаж, но и позволило участвовать в серьезных проектах, как в развитии производства, так и в плане привлечения дополнительных ресурсов. Стабильный спрос со стороны сети позволяет нам безбоязненно наращивать мощности и увеличивать объемы выпускаемой продукции».

Есть и другое несомненное преимущество: расширяется география поставок. Стандартная схема выглядит так: сначала продукция местного производителя продается в его родном регионе, затем начинает поставляться в соседние, а в конце концов оказывается на полках всех магазинов сети. Стоит отметить, что в 2017 году та же Х5 Retail Group увеличила количество своих магазинов на рекордное за всю историю число — 2934, и теперь поставщики-партнеры торговых сетей могут увидеть свою продукцию на полках в двенадцати с лишним тысяч магазинов. Нередко бывает, что после взаимодействия с крупной компанией, на поставщика обращают внимание и другие федеральные сети, так что объемы продаж и география поставок увеличиваются еще больше.

Еще один, менее очевидный для стороннего наблюдателя выигрыш заключается в том, что сотрудничество с федеральными сетями становится мощным стимулом для совершенствования бизнеса не только с точки зрения производства, но и в вопросах организации бизнес-процессов, делопроизводства, маркетинга.

«Мы регулярно получаем рекомендации, пожелания и предложения по изменению наших продуктов, — рассказывает Могутнов. — Нам дают советы по части маркетинговых мероприятий, формирования ассортимента для сети и многим другим вопросам. Совместно обсуждаем этикетки, рецептуры, выбор технологического оборудования. Мы очень благодарны специалистам Х5 за такую обратную связь, потому что она позволяет сделать нашу продукцию более привлекательной для покупателя».

Предоставляя производителям широкие возможности, торговые сети предъявляют к ним и высокие требования, поскольку необходимо, чтобы товар не только был хорошего качества и в необходимом количестве. Кроме того, ретейлеры постоянно предоставляют поставщикам рекомендации, пожелания и предложения по улучшению продукции. Для их выполнения приходится много работать, менять бизнес-процессы, развивать производство, чтобы соответствовать требованиям потребителя. Но в конечном итоге от этого выигрывают все.


Право на полку

Советник главы Армавира, экс-директор армавирского молочного комбината «Кубарус-Молоко» Владимир Павлюченко:

— Активное сотрудничество торговых сетей с местными поставщиками только приветствую, потому что это выгодно всем. Собственники сетей дифференцируют свои риски и поддерживают экономику в регионе. А наши поставщики развивают свои производства, что, в конечном счете, сказывается на качестве продукта. Производители продовольствия из малого и среднего бизнеса, ранее только мечтавшие зайти на полки торговых сетей, получили шанс на сотрудничество с крупным ретейлом.

Как показывает практика, размер компаний или их прописка препятствием к началу продуктивного взаимодействия с лидерами рынка не являются. Право на полку приобретает каждый производитель, предлагающий качественный и интересный продукт. И торговые сети только рады таким новым партнерам. За результат этого сотрудничества потребитель голосует рублем, выбирая лучший товар и лучший магазин.

Первая полоса

Город Weekend

Подытожим!

По просьбе «Югополиса» руководители площадок Краснодарского муниципального творческого объединения «Премьера» подводят итоги минувшего театрально-концертного сезона.

Город Weekend

Песни лета и зелени

«Югополис» выяснил, где в Краснодаре можно посидеть с музыкой на свежем воздухе.