Бизнес

Скоростной трамвай: возможности и перспективы

Сильные морозы, явившиеся испытанием для транспортных и коммунальных служб, в очередной раз доказали незаменимость краснодарского трамвая.

05 фев 2010, 12:21 Марина Аванесова

Сильные морозы, явившиеся испытанием для транспортных и коммунальных служб, в очередной раз доказали незаменимость краснодарского трамвая. Он стал палочкой-выручалочкой и для запоздавших вечером пешеходов, и для тех, кто оставил свой автотранспорт дома, предоставив каждому возможность всюду вовремя успеть. Впрочем, чему же тут удивляться? Во всем мире трамвай переживает второе рождение.


За последние 30 лет этот вид транспорта пустили вновь более чем в ста городах мира: новые линии строят в Лондоне, Париже, Мадриде, ряде городов США, Стамбуле, Пхеньяне, Тунисе, Гонконге, проектируют в государствах Африки. Успех трамваю гарантирован простым расчетом: по одной полосе движения он перевозит в час в 10 раз больше, чем автомобильный транспорт, и в 3 - 4 раза больше пассажиров, чем автобус и троллейбус. А в условиях дефицита городского пространства, когда каждая дорожная полоса для транспорта выделяется с трудом, трамвай является оптимальным решением как для центров городов, так и для окраин.

Проблемы городского наземного электрического транспорта в декабре обсуждали и Госдуме РФ на заседании круглого стола. По словам одного из участников заседания, главного «трамвайщика» Краснодара, директора КМУ «ТТУ» Анатолия Панина, одной из важнейших проблем сегодня является техническое и технологическое отставание городского пассажирского транспорта, существенное отставание от мирового уровня в разработке современных комфортных и безопасных транспортных средств. Важным направлением совершенствования городского электрического транспорта, имеющего особое инновационное и стратегическое значение, может стать развитие в крупнейших городах России и городах-полумиллионниках легкого рельсового транспорта. К системам ЛРТ относятся как современный трамвай, движущийся на изолированном полотне, с обеспечением приоритетного режима проезда через перекрестки, оборудованные светофорной сигнализацией, так и скоростной трамвай, полностью обособленный от автомобильных транспортных потоков (движение организуется на эстакаде или в выемке).

В рекомендациях, выработанных на круглом столе, было отмечено: «учитывая высокую степень предварительной проработки проектов строительства систем ЛРТ и новейшего подвижного состава в городах Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Краснодаре, представляется целесообразным разработка комплексных мер по организации в Санкт-Петербурге и на юге России производства подвижного состава ЛРТ с учетом современных инновационных решений. Лучшие результаты реализации этих пилотных проектов на принципах открытого рынка могут быть в дальнейшем тиражированы в других городах РФ».

И действительно, в краевом центре есть отличные возможности для обеспечения скоростного трамвайного движения. Есть вариант, при котором даже не придется прокладывать новые трамвайные линии.

— Вместо того чтобы решать проблему перевозки пассажиров таким сложным и дорогостоящим способом, как метро, - говорит Анатолий Панин, — лучше было бы в полной мере использовать те преимущества краснодарского электротранспорта, которые реально существуют. В Краснодаре трамвайная сеть на 70 процентов автономна, движение не зависит от заторов на дорогах. А значит, есть возможность прямо сейчас в полтора раза увеличить скорость трамвая: от 16 километров до 23 - 25. Для этого трамвай должен получить право преимущественного движения на перекрестках, а водитель - возможность самому переключать светофор. Конечно, для этого парк должен обновиться: нужны низкопольные современные вагоны, соотвествующее светофорное регулирование и т. д. В таком случае пассажиру не придется ехать к станции метро, спускаться под землю - привычный трамвай при правильной организации перевозок довезет его до места быстро и без проблем. К тому же трамвай в любой момент способен сойти со скоростной и перейти на обычные уличные линии, по которым без пересадок доставит пассажиров из центра прямо к дому.

О скоростном трамвае шла речь и при обсуждении проекта генплана города на публичных слушаниях в ноябре. Один и разработчиков генплана, специалист ОАО «Краснодаргражданпроект» Любовь Халимова, отвечая на вопрос о перспективах строительства метро в краевом центре, сказала: «Мы в проекте не рассматривали развитие метро, но считаем, что тот же скоростной трамвай может стать легким метро наземного типа. Чтобы построить метро, нужна достаточная плотность населения. Если город имеет возможность перевозить каждый час 10 - 20 тысяч пассажиров, тогда оно (метро) поедет, а у нас этого потока нет. Поэтому мы не должны предлагать то, что не может функционировать».

В краевом центре есть и завидная для многих других городов возможность для организации движения скоростного трамвая, полностью обособленного от автомобильных транспортных потоков, на месте нынешней железной дороги, разрезающей город по центру.

Еще одна структура в виде ювенальных судов - это дополнительные расходы, эффективность которых вызывает очень большие сомнения».
Дочь угрожает совершить самоубийство, если мама не обеспечит ей домашнее обучение, не желает ходить в школу».

— Проектом «Краснодарский транзит», которым предусматривается перенос железной дороги из центра города в его объезд, - сказал глава города Владимир Евланов во время он-лайн конференции 10 декабря на портале «Юга.ру», — предложено освобожденное полотно бывшей железной дороги. Оно будет использовано в качестве скоростной магистрали, соединяющей северную и южную части города с устройством скоростного трамвая. Как в Москве кольцевые дороги, так в Краснодаре эта трасса будет способствовать скорейшему прохождению транспорта через весь город с устройством въезда с этой трассы в различные микрорайоны. С прошлого года проектные иституты приступили к проектированию. Проект финансово емкий, в условиях финансового кризиса он будет выполняться в течение нескольких лет. После че-го он должен стать инвестиционным проектом российского масштаба. Предварительные согласования о его реализации есть.

Линия скоростного трамвая предусмотрена и в транспортной схеме, предложенной питерским Институтом урбанистики. Новая улица с полосой непрерывного движения должна пройти по трассе ликвидируемой железной дороги на участке от ул. Ставропольской по ул. Шевченко до разъезда на 7-м километре с подключением ее на южной границе центра к проектируемой магистрали, соединяющей центр с аэропортом и автодорогой «Дон» (в перспективе с выходом на левый берег Кубани). По этой магистрали предложено проложить трассу скоростного трамвая - от аэропорта до железнодорожного вокзала и далее вдоль Ростовского шоссе в район нового жилищного строительства. Это позволит увеличить пропускную способность на направлении юго-восток-центр-север, снизить нагрузку на ул. Дзержинского, Шоссе Нефтяников, Офицерскую.

Впервые о скоростном трамвае в Краснодаре заговорили в 2003 году, после визита городских властей в Германию. Хочется верить, что в ближайшие семь лет сказка о скоростном трамвае все-таки станет былью.

Система скоростного трамвая в России успешно действует в Волгограде. Поскольку часть линии проходит под землей и имеет подземные станции, аналогичные станциям метрополитена, эта система называется метротрамом. За счет отказа от целиком подземного расположения трассы общее время поездки для пассажиров оказывается даже меньше, чем аналогичный путь в метро: нет длительных подъемов и спусков на эскалаторах, улучшается пешеходная доступность станций. Сегодня линии метротрама проектируются в Барнауле, Саратове, скоростного трамвая - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Казани , Липецке, Белгороде, Кирове, Пензе, Чебоксарах, Туле, Орле и др., легкого метро — в Воронеже и Ульяновске.

Первая полоса

Ситуация

Цветущий Крым ждет гостей

Почти 60% номеров в отелях Крыма на майские праздники уже забронированы. А в особо популярных гостиницах мест уже не осталось. И это не удивительно. Весна в этом году в Крыму особенно яркая и теплая. Местные жители отмечают, что цветы раскрылись примерно на две недели раньше обычного срока. Насладиться яркими красками можно не только на многочисленных клумбах в парках и на улицах курортных городов, но и на пешеходных тропах в горах, и в заповедниках. Сменяя друг друга, цветы будут радовать вплоть до середины лета

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.