Бизнес

...А мне летать охота

Какое будущее ждет крупнейшую региональную авиакомпанию, которая когда-то была лицом Кубани?

20 июл 2012, 11:55 Светлана Журавлева

Какое будущее ждет крупнейшую региональную авиакомпанию, которая когда-то была лицом Кубани?

Старый, дребезжащий «Боинг» отправлялся в Салоники с задержкой  часа в полтора. В салоне — неприятный спертый запах. Пока стюардесса рассказывала об инвестиционной привлекательности Краснодара, многие выстроились в очередь в единственный туалет, так как на рейсе было полно детей - время-то отпускное. Обед подали холодным: рис скользкий, кусочек курицы с застывшим жиром. Когда стюардесса ходила по коридору салона, многие крестились, так как  казалось, что маленький самолет   раскачивался от ее шагов.

…Авиакомпания  открыла лето ростом числа перевезенных пассажиров. Пассажиропоток авиакомпании в июне 2012 года увеличился на 38,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 134 488 пассажиров. При этом количество перевезенных пассажиров на чартерных направлениях увеличилось на 134,3%, составив 78 599 человек. Самолеты авиакомпании за первый месяц лета 2012 года выполнили 1 566 рейсов, что на 22,8% больше, чем в июне прошлого года. Рост регулярных рейсов составил 10,9%, а чартерных - 51,7%.

...А мне летать охота
Что же происходит на самом деле в компании, которая еще до недавнего времени была лицом региона?

И первый, и второй абзацы этого текста об одном и том же предприятии — авиакомпании «Кубань». С одной стороны, вроде бы  неплохие экономические показатели, свидетельствующие о росте. Что вполне объяснимо в летний, высокий сезон, так как компания стала активнее работать с туроператорами. С другой — бесконечные слухи о продаже компании, сокращении персонала, за-крытии некоторых  региональных направлений. Солидные экономические информационные агентства вообще уже «хоронили» компанию, дедлайн — июль. В довершение — и недавняя смена генерального директора компании. Им стал Сергей Мордвинцев, имеющий значительный опыт работы в авиационной отрасли.

Что же происходит на самом деле в компании, которая еще до недавнего времени была лицом региона?

Источник, работающий  в самой компании, рассказал, что сейчас ситуация улучшилась по сравнению, например, с зимним периодом. Тогда бывали и задержки с зарплатой, и ходили разговоры о сокращении людей.

Если посмотреть по отзывам пассажиров на самых крупных авиационных сайтах, то они сводятся к следующему: задержки рейсов, плохое питание на бортах, старые самолеты»

— Тогда мы действительно готовились к самому худшему. Сегодня все стабильно. Разговоры стихли, работы прибавилось, зарплату выдают вовремя, - рассказал пожелавший остаться неназванным сотрудник компании. По данным Росавиации, в  рейтинге 30 крупнейших авиакомпаний России по пассажирообороту  по итогам 2011 года «Кубань» стоит на 19-м месте с приростом в 40 процентов по отношению к 2010 году. А по количеству перевезенных пассажиров - на 16-м. Как видим, не самый лучший результат, но и не самый плохой. Компания ходит в «середняках».

Если посмотреть по отзывам пассажиров на самых крупных авиационных сайтах, то они сводятся к следующему: задержки рейсов, плохое питание на бортах, старые самолеты.

Наша «Кубань» вошла в десятку самых непунктуальных компаний. По отчетам Росавиации, за май этого года из 34 компаний  «Кубань» стоит на шестом  месте по количеству задержанных рейсов. Из 943  рейсов 55 задержаны. Каждый семнадцатый. Пассажиры 21 рейса ждали свой самолет более двух часов, восемнадцати рейсов — более трех часов, а пассажиры четырех чартерных рейсов ждали вылета более шести часов.

...А мне летать охота
По отчетам Росавиации, за май этого года из 34 компаний «Кубань» стоит на шестом месте по количеству задержанных рейсов

В июне этого года закрыли несколько направлений: Москва-Екатеринбург и Москва-Владикавказ. Компания  объяснила этот шаг «низким спросом и экономической неэффективностью самолетов Як-42 на этих маршрутах». Пресса же комментирует, что  «Базовый элемент» Олега Дерипаски (которому принадлежит основной пакет акций компании «Кубань») пытается избавиться от авиакомпании, подыскивая  убыточному активу стратегического инвестора. 

— «Базовый элемент» готов обеспечивать текущую деятельность авиакомпании, но для дальнейшего развития нужны серьезные дополнительные вложения, - пояснили в пресс-службе компании. — Мы рассматриваем возможность привлечения в авиакомпанию стратегического партнера, который был бы заинтересован в совместном управлении.

— Кто мог бы стать партнером?

— Например, Краснодарский край, для которого крайне важен региональный перевозчик, гарантирующий приемлемый тариф и высокое качество обслуживания, особенно в преддверии Олимпиады.

— Означает ли это, что «Базовый элемент» полностью готов отказаться от компании?

— Нет. При этом мы не хотим и не собираемся уходить из «Кубани» полностью, потому что для стабильного развития наших аэропортов в Краснодарском крае важно наличие базового перевозчика.

— Как компания оценивает заявление главы  «Аэрофлота»  Виталия Савельева  о готовности купить   «Авиалинии Кубани»? Идут ли эти переговоры?

— Мы направляли ОАО «Аэрофлот» свои предложения по «Кубани» и обсуждали с его представителями возможные варианты сотрудничества, - подтвердили в пресс-службе компании.

— А что будет со старыми самолетами?

— Авиакомпания планирует  обновление парка за счет вывода из  эксплуатации самолетов ЯК-42 и перехода на суда иностранного производства по окончании летнего сезона. Сейчас мы изучаем возможность переобучения  сотрудников, задействованных в обслуживании ЯК-42, для работы на судах иностранного производства, а также прорабатываем  вопрос об использовании высвобождающегося  персонала в наземных службах.

Авиакомпания планирует обновление парка за счет вывода из эксплуатации самолетов ЯК-42 и перехода на суда иностранного производства по окончании летнего сезона»

Станет ли хозяином компании Краснодарский край в лице Комитета по госимуществу? Вряд ли. Наоборот — бюджет сейчас старается избавиться от непрофильных  активов, особенно тех, что высасывают средства. Именно на это направлена обширная программа приватизации госпредприятий.

По крайней мере в краевом департаменте имущественных отношений  в лице заместителя руководителя Михаила Синицына еще некоторое время назад прессе не подтверждали информацию о возврате компании (администрация края уже была в свое время миноритарным акционером ОАО «Авиалинии Кубани», имея менее 1% акций, но затем вышла из управления компанией).

...А мне летать охота
Так кто же возьмет под свое крыло старейшую — почти с 80-летней историей — авиакомпанию?

Так кто же возьмет под свое крыло старейшую — почти с 80-летней историей — авиакомпанию? И если это — лицо, базовый перевозчик нашего аэропорта, то не пора  ли его сделать все-таки более современным, соответствующим и времени, и статусу инвестиционно привлекательного центра?

Количество  авиапассажиров с каждым годом увеличивается. По официальным данным «Базэл Аэро», в краснодарском аэропорту работает 31 авиакомпания. Осуществляются перелеты по 70 направлениям (из них 26 - международные). По итогам 2011 года пассажиропоток вырос на треть, аэропорт Краснодар обслужил 15 тысяч рейсов  и 2,51 млн пассажиров. А летом число желающих летать  вырастает в полтора-два раза.

Но именно летом, когда нас так много, особенно остро ощущаешь, как наш краснодарский аэропорт, что называется, «отстал от жизни». Особенно терминал международных линий -  духота, неработающие кондиционеры (холодит только один зал),  жуткий запах, доносящийся из туалета (это при нынешних-то средствах по уходу за помещением!), перебивает даже ароматы изрядно обедневшего дьюти-фри,  заоблачные цены в кафе. Девушка за стойкой,  прежде чем налить вам кофе, предупреждает: «Имейте в виду, у нас чашка эспрессо стоит 200 рублей».

...А мне летать охота
Но именно летом, когда нас так много, особенно остро ощущаешь, как наш краснодарский аэропорт, что называется, «отстал от жизни»

Я уже молчу о паспортном контроле — это отдельная песня, неторопливая и заунывная, как, собственно, и сам контроль. Нередко в свои кабинки пограничники  заходят, когда уже стоит огромная очередь, не спеша налаживают аппаратуру, как будто только сейчас узнали о прилете лайнера  и это для них стало полным откровением.

Кстати, в кризисной Греции, которую я упоминала в начале статьи, пассажиры всего самолета прошли паспортный контроль за 15 минут, а чашка кофе в аэропорту там стоит три с половиной евро.

— К лету 2013 года  помимо полной реконструкции  аэродрома  будет построен новый терминал международных воздушных линий пропускной способностью 400 пассажиров в час, - заверила нас Лариса Передеро, пресс-секретарь «Базэл Аэро». — Новые кондиционеры будут установлены до конца июля. Однако окончательно проблема будет решена с вводом нового терминала международных линий.

— Почему во всех странах мира  паспортный контроль длится 15-20 минут, а у нас  в три раза дольше?

— Согласно административному регламенту, утвержденному приказом ФСБ № 305, работа с пассажиром на кабине паспортного контроля может осуществляться до 3 мин., тогда как по международным нормам норматив по обслуживанию пассажира составляет 45 секунд, а реально во всех европейских аэопортах не превышает 30 секунд. Руководство «Базэл Аэро» пытается убедить представителей погранслужбы принять на себя современные обязательства по нормативам обслуживания пассажиров. В частности, этот вопрос был поднят недавно на координационном совете пункта пропуска, но решение по нему пока не принято.

Что же касается недавнего скандала, связанного с ремонтом взлетно-посадочной полосы и отправкой  самолетов из Краснодара в другие аэропорты, то сейчас, слава богу, никаких ЧП пока нет.

— Сегодня  ведется реконструкция магистральной рулежной дорожки, которая будет использоваться под временную  взлетно-посадочную полосу. Этот этап планируется завершить к сентябрю 2013 года. Затем начнется реконструкция существующей взлетно-посадочной полосы. Ее расширят до 45 метров, на ней будет оборудована новая дренажная система, установлено новое светосигнальное оборудование и установки для отпугивания птиц. После ремонта аэропорт сможет принимать все виды воздушных судов без ограничений, - рассказали в «Базэл Аэро».

...А мне летать охота

По результатам работы за прошлый год краснодарский аэропорт признан одним из лучших. Он вошел в десятку крупнейших аэропортов России по пассажиропотоку. Конкурс ежегодно проводит Ассоциация «Аэропорт» гражданской авиации. Учитывались такие показатели, как: пассажиропоток, грузопоток, выручка, количество регулярных рейсов и т.д.

То есть летать мы стали чаще, летать  нам охота. И тем самым поднимаем экономику акционеров авиабизнеса.

Но! И требования наши уже изменились - это факт. Мы хотим комфорта,  безопасности, качественного обслуживания. Мы научились сравнивать.

И если бы рейтинг основывался на предпочтениях пассажиров, что,  по сути,  является  тоже объективным индикатором деятельности, — то каким был бы результат?

1 комментарий

avatar
cucumber 16 сен 2012, 01:31
Как все непрофильные журналисты, автор не видит разницы между авиакомпанией и аэропортом. А это две разные компании, два разных бизнеса со своими проблемами и достиженими. Причем достижения бывают в экономике (как у аэропорта), так и в предпочтениях пассажиров. Кстати, объективный рейтинг, основывающийся на предпочтениях пассажиров, существует (например, SKYTRAX http://www.airlinequality.com/), но участие в нем стоит денег)

Читайте также

Бизнес

Разбор полетов

Генеральный директор «Базэл Аэро» Сергей Лихарев рассказал «Югополису» о том, когда из Краснодара можно будет улететь в Париж, Лондон и Нью-Йорк.
Анна Шалимова
Ситуация

То взлет, то посадка

Гибель целой спортивной команды - событие резонансное, во много раз усиливает внимание мирового общества к случившейся трагедии. Сколько самолетов должно упасть для приведения в порядок отечественной авиации?
Бизнес

В пролете

В начале этой недели прекратила свои полеты компания «Авианова». Уход с рынка небольшого (всего 6 судов) игрока, который предлагал дешевые билеты, вызвал массу мнений и споров. Как это отразится на нас, пассажирах? И самое главное — что будет с ценами?
Светлана Журавлева
Бизнес

Безответственно

Чем грозит конфликт между авиакомпанией «Кубань» и аэропортом Внуково пассажирам?

Первая полоса

Город Weekend

Куда пойти в Краснодаре с 29 апреля по 12 мая: афиша мероприятий

Ближайшие две недели краснодарцев ждут длинные выходные, которые они проведут с семьями, на природе или на парадах и патриотических акциях. А что насчёт культурного и спортивного досуга на этих майских праздниках? Концерты, спектакли, футбольные матчи и фестивали – в обзоре «Югополиса».
Ситуация

Цветущий Крым ждет гостей

Почти 60% номеров в отелях Крыма на майские праздники уже забронированы. А в особо популярных гостиницах мест уже не осталось. И это не удивительно. Весна в этом году в Крыму особенно яркая и теплая. Местные жители отмечают, что цветы раскрылись примерно на две недели раньше обычного срока. Насладиться яркими красками можно не только на многочисленных клумбах в парках и на улицах курортных городов, но и на пешеходных тропах в горах, и в заповедниках. Сменяя друг друга, цветы будут радовать вплоть до середины лета

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.