Шесть лет назад вопрос подготовки инженерных кадров всерьез озадачил российское правительство. Отечественное производство нацелилось на развитие, стране срочно требовались конструкторы и технологи, свежие идеи и прогрессивные разработки, а рынок труда демонстрировал их дефицит. Дошло до того, что в 2010 году число выпускников естественнонаучных и технических направлений всех вузов страны составило всего 336 тысяч, тогда как армия молодых специалистов-гуманитариев вплотную приблизилась к миллиону. И такой дисбаланс произошел всего лишь за два десятилетия. О нехватке квалифицированных и узкоспециализированных инженеров первыми заговорили работодатели - найти специалиста, способного хотя бы прочесть чертежи, становилось проблемой. Но кто их тогда слушал?

Объяснение случившемуся в принципе простое: для того чтобы вырастить будущего создателя новой техники или передовых технологий, требовались внушительные финансовые вливания. Прибавьте к этому современные научно-исследовательские лаборатории, новейшее оборудование, преподавателей-практиков, создание площадок для обмена опытом, связь с передовыми предприятиями-заказчиками… Государство на все это закрывало глаза, поставив финансирование инженерного образования наравне со всем остальным. Но ситуация заставила прозреть — и раскошелиться.

Накануне вступительной кампании в вузы «Югополис» разбирался, насколько сегодня оправдан выбор инженерных специальностей и каков вклад государства в поддержку будущих инженеров.


Вопрос № 1. Почему сегодня стоит идти в инженеры?


Владимир Лобанов, ректор КубГТУ, доктор технических наук, профессор:

— Последние годы государство активно взялось за поддержку инженерных вузов – тех, которые не останавливались в развитии, опирались на традиции, силу и опыт собственных научных школ. В их числе и наш Кубанский государственный технологический университет. Мы одними из первых вузов страны уже с 90-х годов начали устанавливать деловые контакты с предприятиями, организовывать на их базе представительства кафедр. Студенты там знакомились с современным оборудованием, проходили практику, лучших из них работодатели впоследствии трудоустраивали у себя.

Для нас главным всегда было качество подготовки, что позволяло нашим выпускникам быть востребованными. Неспроста ровно пять лет назад, 16 июня 2011 года, в день рождения университета, на нашей площадке был проведен Первый инженерный форум Кубани с участием первых лиц региона, работодателей. Вместе мы говорили о корректировке учебных планов - с учетом потребностей экономики, о расширении возможностей практического освоения техники и новых технологий, о переоснащении лабораторий современным оборудованием.

Alt

С тех пор для реализации государственной стратегии мы значительно расширили спектр возможностей для наших студентов и аспирантов - благодаря системе партнерства с ведущими университетами и наукоемкими производствами, инновационным междисциплинарным научным проектам, образовательным программам и технологиям высшего и дополнительного образования. Сегодня если абитуриент выбирает инженерную специальность и становится студентом, мы даем ему возможность учиться у лучших умов одной из 30 авторитетных научных школ вуза, практиковаться в крупнейших компаниях и предприятиях на рынке, заниматься исследованиями в центре коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием, творить в студенческом конструкторском исследовательском бюро и уже на втором-третьем курсе строить свое дело в бизнес-инкубаторе.

Роль господдержки здесь неоценима. Мы гордимся созданным у нас государственным инжиниринговым центром (ГИЦ) «Высокие технологии и продовольственная безопасность», - такие есть всего в 30 вузах России. А все началось с визита к нам в сентябре 2014 года министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Ознакомившись с нашими лабораториями, центрами коллективного пользования, с высокотехнологичным оборудованием, особенно в пищевом институте, посмотрев лабораторию 3Д моделирования и быстрого прототипирования, информационные отделы и Дата-центр, он настоятельно порекомендовал университету рассмотреть вопрос о создании ГИЦ.

Для этого надо было выиграть в конкурсе Минобрнауки РФ и Минпромторга РФ на предоставление господдержки пилотных проектов по созданию и развитию инжиниринговых центров. Буквально сразу же мы сделали это и вошли в десятку лучших инженерных вузов страны - из 150 участников. Выигранный грант в 90 млн позволил приобрести высокотехнологичное оборудование и программное обеспечение, которое сегодня дает возможность ученым КубГТУ разрабатывать передовые технологии для пищевой и перерабатывающей промышленности в рамках импортозамещения, завоевывать престижные гранты государственных фондов - РНФ, РФФИ, РГНФ, оказывать инжиниринговые услуги предприятиям, заявлять о себе во весь голос проведением на своей территории событийных мероприятий.

Alt

К примеру, уже второй раз на базе КубГТУ «Сколково» совместно с фондом Бортника и РВК провело региональный этап «Стартаптура». И это не случайно, так как организаторы выбирают только те вузы, которые достаточно оснащены и активно ведут инженерную подготовку.

Наш университет был избран площадкой для проведения на юге России такого представительного фестиваля научно-технического творчества для детей и молодежи, как «Робофест». Он собрал более 700 участников - от учащихся 1-2 классов до студентов и молодых инженеров.

Вопрос № 2. Что гарантирует работу: инженерный бакалавриат или специалитет?


Светлана Калманович, проректор по научной и инновационной деятельности КубГТУ, доктор технических наук:

— Успешное трудоустройство гарантирует не сам факт получения образования, а правильно выбранный абитуриентом вуз. Учебные программы для подготовки инженеров наравне с остальными программами в вузах страны были перестроены на двухуровневое образование. Однако реакция российских специалистов и аргументы профессиональных сообществ убедили государство вернуть специалитет по ряду инженерных направлений, требующих подготовки от пяти и более лет. В КубГТУ возвратили энергетиков, специалистов по информационной и экономической безопасности, строительству уникальных зданий и сооружений и всем тем направлениям, что связаны с системами жизнеобеспечения.



Если говорить о втором высшем образовании, то наш вуз второй год выигрывает грант Всероссийской программы Минобрнауки по подготовке и переподготовке кадров, в том числе для предприятий оборонно-промышленного комплекса, по компьютерным технологиям, по строительному направлению. На условиях софинансирования университет готовит кадры под конкретное промышленное предприятие с использованием и производственной базы, и лабораторий вуза с их высокотехнологичным оборудованием.


Вопрос № 3. Какие специальности в цене и на какую зарплату может рассчитывать молодой инженер?


Светлана Калманович:

— Импульсом к рывку в развитии инженерного образования для КубГТУ послужила Олимпиада-2014 в Сочи. В этом масштабном проекте были задействованы студенты практически всех видов инженерной подготовки: строители и специалисты по IT-технологиям, дорожники и механики, инженеры пищевого профиля — общественного питания и товароведения.

Спрос на специалистов с дипломом КубГТУ только растет: механики потребовались после запуска Абинского электрометаллургического завода, инженеры-технологи - вслед за укреплением в крае агробизнеса и созданием агротуризма. В цене сегодня и дорожники, поскольку в крае принята программа по оптимизации дорожного движения, и ее основным исполнителем стала кафедра организации дорожного движения факультета автомобильно-дорожных и кадастровых систем КубГТУ. Предприятия Тюменской области, Ханты-Мансийского АО и других северных нефтяных районов постоянно приглашают на работу наших специалистов из института нефти и газа, хотя в Тюмени есть свой нефтяной вуз.

Зарплаты начинающим инженерам определяют очень достойные, обеспечивают их квартирами. Краснодарский институт «ВНИПИгазпереработка» на 85 процентов укомплектован нашими выпускниками. Недавний студент, ныне руководитель одной из фирм, специализирующейся на IT-технологиях и робототехнике, не скрывал, что зарплата его сотрудников колеблется от 100 тысяч до 250 тысяч рублей.

Alt

Не так давно КубГТУ подписал соглашение с АО «Тандер», которое сейчас создает громадный комплекс по выращиванию и переработке сельхозпродукции. Сегодня АО приглашает студентов третьего курса и магистров первого года обучения на стажировку с дальнейшим отбором для трудоустройства, а мы корректируем учебные планы, учитывая интересы заказчика. Кроме того, востребованы инженеры пищевой и перерабатывающей промышленности, компьютерных систем и информбезопасности, выпускники факультетов строительства и управления недвижимостью, машиностроения и автосервиса, экономики управления и бизнеса.

Что касается студентов, то у нас постоянно растет число тех, чей совокупный ежемесячный доход от побед в различных конкурсах составляет 25-30 тысяч рублей. И преподаватели, активно занимающиеся творческой научной деятельностью, получают в месяц 200-250 тысяч рублей.


Вопрос № 4. Может ли инженер прожить, занимаясь чистой наукой?


Наталья Тарасенко, преподаватель кафедры технологии зерновых, хлебных, пищевкусовых и субтропических продуктов:

— В 2002 году я, обычная девчонка из станицы Отрадной Тихорецкого района, сразу после школы поступила в КубГТУ. Со второго курса благодаря своему научному руководителю профессору И. Б. Красиной увлеклась наукой, и сейчас имею уже более 40 патентов. Мои разработки — кондитерские изделия с натуральными сахарозаменителями для диабетиков — в разные годы были удостоены наград конкурсов У.М.Н.И.К. и «Премия IQ года», выставлялись на международном салоне инноваций «Лепин» в Париже, получали грант РГНФ и дважды — грант президента РФ.

Сегодня я преподаю на кафедре и вместе со студентами в вузовской лаборатории разрабатываю рецептуру вафель, печенья, пряников, крэмблов, конфет с полезными добавками из натуральных растительных ингредиентов. Темой моей докторской диссертации будет использование полезного и дешевого натурального сырья, производство которого уже налажено в России. За пять лет работы на заработанные гранты я смогла купить двухкомнатную квартиру.

На инженерах экономить невыгодно

Петр Русинов, докторант, доцент кафедры динамики и прочности машин факультета машиностроения и автосервиса:

115 000

специалистов

КубГТУ,основоположник высшей школы на Кубани, за почти вековой период деятельности обеспечил подготовку свыше 115 тысяч специалистов для промышленности Краснодарского края, России и 60 стран мира. Это единственный вуз на Кубани, в котором сосредоточен весь спектр инженерных специальностей и направлений подготовки, он имеет лицензии более чем на 700 образовательных программ всех уровней

— Сегодня десятки молодых ученых КубГТУ выигрывают конкурсы и гранты, ездят по России и за рубеж на научные конференции. Поездки эти оплачивает вуз. В прошлом году мои ученики ездили в Словакию, в этом — на Сицилию и во Францию. Все это важно, для того чтобы ребята видели перспективы своих научных исследований и чувствовали, что нужны стране.

Сам я наукой занялся на втором курсе — по настоянию профессора кафедры динамики и прочности машин М. И. Чаевского, основателя научной школы «Надежность». Будучи студентом я имел пять патентов на изобретения, сегодня их уже больше 30. Сейчас вместе с группой ученых работаю над созданием материалов с эффектом памяти, которые можно использовать в качестве имплантов в медицине или машиностроении. Наша технология относительно западных более дешевая и продвинутая: надеюсь, скоро она шагнет в жизнь.

Должен сказать, что российские инженерные школы очень сильные, жаль, что государство в свое время оставило это направление без поддержки. В лучшую сторону ситуация изменилась буквально с 2010-го. У нас в КубГТУ появились новые установки , оборудование для исследований, для проведения испытаний – на миллионы рублей. Чего стоит только установка по напылению многофункциональных композитных материалов в центре коллективного пользования. Появился шанс вырваться вперед или хотя бы сравняться с ведущими университетами по этой тематике. Не cлучайно разработки нашего коллектива под руководством Ж.М. Бледновой уже во второй раз выигрывают очень крупные гранты.

Вопрос № 5. Можно ли продолжить инженерное образование за рубежом?


Иван Шорсткий, аспирант КубГТУ, выпускник факультета машиностроения и автосервиса по специальности «инженер-конструктор»:

— В аспирантуру я пошел потому, что еще годом раньше столкнулся с проблемой утилизации отходов оргтехники — порошкообразных элементов, которые образуются в процессе печати. Тогда я работал как индивидуальный предприниматель, занимался сервисом оргтехники. Не помню, что случилось с моими плоскогубцами, но почему-то отсутствующий на них кожух я заменил ватой и обратил внимание на то, что вата через время перешла в интересное состояние насыщения — и это стало толчком к исследованиям.

В итоге получилось разработать безвредную для окружающей среды технологию утилизации отходов порошка тонера и запатентовать ее. В 2012 году проект победил в конкурсе «Время удивлять!», проводимом фирмой KIA-Motors. Наградой стала поездка в Южную Корею.

Alt

Вторая поездка за рубеж в 2014 году, в Сингапур, снова случилась благодаря полученной стипендии президента для обучения за рубежом. К тому времени я был уже аспирантом, работал над своей будущей диссертацией под руководством профессора Е. П. Кошевого, темой которой стал процесс получения масел из растительного материала эффективным способом воздействия импульсных электрических полей на мембрану клетки. Работа в сингапурском институте, общение с учеными способствовали разработке мной новых технологий.

Один из последних моих проектов - «Многофункциональный фильтр-клапан» — получил золотую медаль на салоне инноваций в Москве «Архимед-2016». Этот проект представляет собой новый способ процесса микрофильтрации для пищевой, нефтегазовой и химической промышленности.



Петр Красин, аспирант КубГТУ факультета машиностроения и автосервиса:

— Я занимаюсь поиском средств, при помощи которых можно существенно повысить эффективность работы дисковых тормозов, продлить им жизнь. Это позволит значительно уменьшить затраты производства. Год назад я выиграл президентский грант на стажировку за рубежом и из списка предлагаемых вузов выбрал престижный инженерный вуз в Оксфорде. Год в качестве магистранта изучал там специальность «гоночный инженер».

Плюсы английского вуза — в хорошей материальной базе и упрощенном доступе к ней. Очень полезное дело — внеклассные занятия студенческих гоночных команд. В качестве спонсоров выступают крупные организации, с университетом сотрудничают и команды «Формулы-1».

На Западе большинство ниш для ноу-хау занято, у нас же — было бы желание, идея и хороший научный руководитель. Я ориентируюсь на уровень своего научного руководителя кандидата технических наук, доцента кафедры Н. А. Вольченко.

Что касается российского автопрома, то у меня есть идеи, как модернизировать транспорт. Страна, лидирующая по добыче газа, должна использовать этот ресурс. Почему не внедрить такие технологии в автопроизводство, а нефть пусть идет на экспорт?

4 комментария

Gabi Grausam 30 июн 2016, 03:13
Необъективно.
avatar
scaramouche 30 июн 2016, 07:03
Всё это полная ерунда. У нас "система" не срабатывает. Самое яркое подтверждение этому - выступление Лорена Грехема , профессора МТИ (Массачусетского Технологического Университета) на СПб экономическом форуме. Главная причина технологического отставания России , при высочайшей культуре научных знаний, - это административный ресурс (власть плутократии) и крепостное право - с этим ничего нельзя поделать у нас в России. А все эти заклинания профессорско-преподавательского состава в лучшем случае незнание , либо обычный страх потерять работу , потому что возвысить голос на российское чиновничество - худшее преступление в России.
avatar
DEDAkim8 30 июн 2016, 11:35
Сколько всякой вкусной лапши....ммм... Объедение! Студентов в крайне редких случаях вуз устраивает на практику(и то даже если это происходит то благодаря личными связям какого-нибудь преподавателя), будете искать практику сами и вам еще весь мозг поедят. Перед выпуском всех заставят составлять трехсторонние договора о вашем работоустройстве...хоть в продукты к тете Розе, но будете обязаны заключить договор иначе не поставят допуск к сдаче 9 сессии. Ваша да будучи инженером после вуза будет в промежутке 15-23т.р потолок крайне редок и будет удачей. На 3м курсе идите на практику по специальности, на 4м уже идите работать на пол ставки, иначе вам будет практически несложно устроиться на работу. Мне на 4м курсе приходилось ходить на пары, потом в проектный институт на 4часа, потом до ночи в ресторане официантом. Сейчас я работаю в другой проектной конторе с доходом в 50т.р с опытом 3 года Не верьте что вам обещают. Все будет в 90% случаев очень плохо, но выбора нет и нужно предоставить что вы в шоушенке а свобода через канализацию. Удачи , не вам очень пригодится.
avatar
DEDAkim8 30 июн 2016, 11:39
* ваша зарплата будучи инженером * практически невозможно * удачи, она вам очень пригодится! Псы. Писал с телефона, прошу простить

Читайте также

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Цветущий Крым ждет гостей

Почти 60% номеров в отелях Крыма на майские праздники уже забронированы. А в особо популярных гостиницах мест уже не осталось. И это не удивительно. Весна в этом году в Крыму особенно яркая и теплая. Местные жители отмечают, что цветы раскрылись примерно на две недели раньше обычного срока. Насладиться яркими красками можно не только на многочисленных клумбах в парках и на улицах курортных городов, но и на пешеходных тропах в горах, и в заповедниках. Сменяя друг друга, цветы будут радовать вплоть до середины лета

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.