С начала этого лета в России участились случаи аварий с участием владельцев электросамокатов. Нестандартные ДТП за последнее время зафиксировали в Москве, Санкт-Петербурге, в Карелии и Новосибирске (кстати, в столице количество таких происшествий за 2020 год выросло сразу на 66 процентов). Транспорт вроде бы «игрушечный», но травмы от него настоящие и серьезные. Так, в Санкт-Петербурге после наезда электросамоката в тяжелом состоянии госпитализировали 5-летнюю девочку.

Кстати, модный транспорт угрожает не только окружающим, но и собственным хозяевам. Взять хотя бы недавний случай с солистом Мариинского театра Давидом Залеевым, который, будучи в нетрезвом состоянии, упал с электросамоката, ударился головой и две недели пролежал в коме.

На Кубани, к счастью, аварии с самокатами пока можно по пальцам пересчитать. Пожалуй, самый громкий случай – прошлогоднее происшествие в парке «Краснодар», где 12-летний мальчик не справился с управлением самокатом и врезался в бетонное препятствие. Подростка тогда тоже пришлось госпитализировать.

Впрочем, о такого рода авариях (самокат – пешеход) обычно сообщают СМИ, а не ГИБДД, поскольку у автоинспекции нет даже соответствующего раздела статистики. Зато инспекторы исправно регистрируют случаи ДТП с владельцами самокатов и автолюбителями. И их уже немало, поскольку молодежь не боится использовать электрический транспорт на проезжей части.

В общем, опасная тенденция, как говорится, налицо. И пока в Минтрансе РФ думают, что с этим делать, крупные города страны начали вводить собственные ограничения для нового вида транспорта. Мэр Краснодара Евгений Первышов также заявил, что в Краснодаре назрел вопрос регулирования движения самокатов. Но справиться с проблемой не так просто, и мы узнали почему.

ПДД ждут перемен

«В некоторых городах уже вводятся ограничения для самокатов и других средств индивидуальной мобильности. Но кто и как будет контролировать их соблюдение? Уверен, что регулирование движения СИМ должно осуществляться на федеральном уровне. Для этого необходимы соответствующие единые регламенты, которых до сих пор нет, - написал на своей странице в Telegram-аккаунте Евгений Первышов. – Считаю, что бизнес и власть должны делать встречные шаги. Мы поможем с разработкой схем ограничения скорости в разных районах города. Также муниципалитет должен развивать условия и инфраструктуру для пользователей СИМ. Единую велодорожку мы уже делаем».

Загвоздка в том, что внести такие изменения можно только на федеральном уровне, а не на муниципальном – соответствующее постановление должны разработать в правительстве. До этих пор никакой управы на любителей самокатов нет и не будет. Интересно, что соответствующий регламент в Минтрансе написали еще в 2019 году.

«Год назад у меня была полная уверенность в том, что этот регламент успешно примут и внедрят, но не случилось, - говорит депутат Государственной думы РФ от Краснодарского края Светлана Бессараб, вот уже несколько лет занимающаяся проблемой электротранспорта. – Я вижу, как молодые люди ездят по проезжей части на скорости, практически равной автомобильной, да еще и слушают при этом музыку в наушниках. В такой ситуации легко не заметить пешехода, да и под колеса попасть самому, а аварии с самокатами приводят к серьезным травмам, требуется долгое лечение. И счет этих ДТП уже идет на сотни! Я не против электротранспорта, ведь он функционален и перспективен для городской среды, но без законодательного регулирования может быть очень опасным, особенно для наших детей».

Светлана Бессараб считает, что владельцы самокатов должны проходить обучающие курсы по вождению, хотя бы краткие, но с обязательной сдачей экзамена. А самое простое, что можно сделать в первую очередь, - ограничить разрешенную скорость передвижения до 6 км/ч. Или еще меньше – иначе говоря, до скорости среднестатистического пешехода.

«Раз владелец самоката двигается в пешеходной зоне, то пусть едет соответственно скорости движения потока людей. Иначе ходить по тротуарам просто опасно», - предлагает депутат.

Светлана Бессараб подчеркивает, что соответствующие изменения в правила дорожного движения необходимы, поскольку без штрафов и санкций, одними уговорами с проблемой не справиться. И тянуть с решением нельзя, ведь электросамокаты и прочие подобные средства передвижения будут становиться все более и более популярными.

Кстати, на круглом столе ОНФ заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Владимир Луговенко раскрыл некоторые подробности готовящегося регламента об использовании электросамокатов. После очередных консультаций с полицией документ дополнили ограничением скорости до 20 км/ч на тротуаре, а владельцам мощных самокатов вообще запретят выезжать в пешеходные зоны. Также власти предлагают составить «черные» списки агрессивных водителей, чтобы не пускать их за руль даже самоката.

Двуликий самокатчик

Поскольку правовой статус владельца самоката в нашей стране пока что не определен, то этой категории граждан проигрывают даже велосипедисты, для которых у ГИБДД тоже существуют свои правила поведения на дороге. Например, нельзя ехать на двухколесном транспорте по переходу – надо спешиться и перейти проезжую часть, ведя велосипед рядом с собой. Такая же рекомендация актуальна и для электросамокатов, но кто ж ее слушать будет? В законе ничего об этом нет.

«Статус средств индивидуальной мобильности в действующих правилах дорожного движения до конца не прописан, и сейчас считается, что если мощность электросамоката ниже 250 Ватт, то его владелец – пешеход. Значит, он должен соблюдать ПДД, которые предписаны для данной категории участников дорожного движения, - поясняет начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю Ирина Заватская. – Если же самокат имеет большую мощность, то его владелец считается водителем мопеда, а значит, он должен двигаться только по проезжей части и соблюдать правила дорожного движения, которые предписаны для водителей транспортных средств».

В первую очередь, это запрет на вождение в нетрезвом виде и необходимость иметь при себе водительские права.

Вот тут и возникает еще одна законодательная загвоздка: ведь люди, имеющие водительские права, в большинстве случаев на самокатах не ездят, они целенаправленно копят на автомобиль или мотоцикл. А электрические средства передвижения предпочитают «безлошадные» граждане, которые разве что велосипед освоили.

Есть еще один нюанс. Для катания на электросамокате необязательно иметь водительские права категории «В» (для легкового авто), подойдет и категория «М», куда входят мопеды, скутеры и квадроциклы (мощность у них такая же, как и у «продвинутых» электрических самокатов). На них ездить без прав нельзя – это серьезное нарушение, ведь и транспорт тоже серьезный и травмоопасный.

Таким образом, если вы честный и добропорядочный гражданин и хотите приобрести быстрый самокат, а водительских прав у вас нет, то вам нужно… записаться в автошколу! На категорию «М», конечно, потому что обучение по этому классу и короче, и значительно дешевле (в Краснодаре надо заплатить 15 тысяч рублей). На этом месте вы, разумеется, тяжело вздохнете, потому что придется потратить не только время и деньги, впереди – финальный экзамен в ГИБДД.

Но это теория, а на практике совсем другое. Во-первых, автошкол, обучающих на категорию «М», даже в Краснодаре единицы – придется хорошо поискать. Во-вторых, самокатчиков они не обучают.

«Поскольку электросамокаты на законодательном уровне пока не приравняли к транспортным средствам, то и обучение на них не проводится. И инструкторов по этому профилю у нас нет. Возможно, со временем в случае принятия закона такая возможность у нас появится», - вежливо ответила мне администратор автошколы «Луч» после консультаций с руководством.

А от себя добавила, что за время работы учебного учреждения еще ни один самокатчик к ним не обращался. Да и зачем? Экзамен на категорию «М» все равно придется сдавать на скутере. Не покупать же в нагрузку к самокату еще и скутер?

«Все из-за идиотов, которые детей сбивают!»

В магазинах, занимающихся продажами мотоциклов и электросамокатов, подтверждают, что для «пилотирования» мощных гаджетов нужно их лишь купить. Никаких водительских прав не требуется. Впрочем, судя по форумам, где общаются любители такого рода езды, к ним претензий меньше всего, поскольку опытный водитель самоката и в «железе» разбирается, и в правилах дорожного движения, и в новинках законодательства. Да и внешне они выделяются – чаще всего ездят в полном наборе экипировки. А опаснее всего дилетант, который взял свой первый самокат в прокате, вообразив, что легко научится на нем кататься. Крупные шеринговые компании, кстати, публикуют на сайте коротенькую инструкцию в картинках – специально для тех, кто не знает даже того, как включить самокат. И хотя бизнесмены уверяют, что пользователи сначала регистрируются и заполняют подробную анкету, малопонятно, как она поможет защитить от ДТП.

«Вот почему мы не даем напрокат мощные модели самокатов. Наш транспорт не может развивать скорость выше 25 км/ч. Безопасность важнее, - объяснили мне в одной небольшой краснодарской компании. – Можем сказать, что и другие прокатчики не работают с мощными самокатами именно по этой причине».

Однако везет не всем. И даже примитивные гаджеты способны стать оружием в руках неумехи. Владелец одного из пунктов проката на условиях анонимности признался, что ему пришлось «завязать» с электрическими самокатами и перейти на велосипеды как раз из-за таких случаев.

«Все это из-за идиотов, которые детей сбивают! – эмоционально отреагировал он. – Электрические самокаты – это действительно травмоопасный транспорт, на подростков не рассчитан, он только для совершеннолетних, взрослых и ответственных людей».

Елена Шумовская

P.S. Из Санкт-Петербурга пришла важная новость. После того как мужчина на взятом в аренду самокате сбил 5-летнюю девочку, правоохранители возбудили уголовное дело по статье 238 УК «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». У прокатчиков разных фирм проходят обыски, а самокаты изымаются с парковок.

Справка

Не мы первые наступаем на «грабли» электронных самокатов. Европа, куда технические новинки приходят быстрее, столкнулась с проблемой в начале 2010-х годов. С тех пор почти во многих странах Евросоюза такие средства передвижения используются с ограничениями. Так, в Швейцарии пользователи самокатов и моноколес обязаны получать номерные знаки и оформлять страховку, в Финляндии – надевать шлем и включать габаритные огни ночью, во Франции и Бельгии самокаты на тротуарах не могут двигаться быстрее 6 км/ч.

2 комментария

avatar
Василий Однако 13 июн 2021, 20:46
Страна ненависти всех ко всем.
avatar
Василий Однако 13 июн 2021, 20:56
Что за пургу вы пишете? То у вас ДТП с самокатами много, то, к счастью, немного. Вы уж определитесь. Как попугаи: кто-то что-то напишет — и давай подхваченную тему мусолить и пересказывать по кругу одно и то же. Давайте ограничим весь транспорт до 20 км/ч, запретим ходить по тротуарам, ведь спотыкаются и падают! Запретим ножи, топоры, вилки, веревки, таблетки — вообще все запретим! Хоть одно СМИ ткнуло власть в проблему инфраструктуры? Хоть кто-то спросил: государство, а что ты делаешь для удобства, комфорта и безопасности граждан, кроме запретов?! Нет. Потому что кишка тонка. Поэтому и пишете одну и ту же ерунду. Приведите анализ ДТП: сколько их случилось из-за автомобилей, из-за велосипедов, из-за самокатов, из-за паршивых дорог и тротуаров, из-за отсутствия велодорожек, из-за хамства, тупости — и водителей, и самокатчиков, и пешеходов, даже на красный переходящих дорогу уткнувшись в телефоны! А потом уже делайте выводы! У государства вечно денег нет, а у СМИ — смелости, честности, ума и профессионализма.

Первая полоса

Люди

Дорога начинается с проекта

Старейшая проектно-изыскательская организация дорожной отрасли Кубани ООО «Краснодаравтодорпроект» отмечает 65-летний юбилей.
Иван Прытыка
Люди

Выборы на Кубани. День третий

Краснодарский край всегда отличался активностью граждан, высокой явкой на выборах. Для этого приложили усилия и депутаты.
Люди

Выборы на Кубани. День второй

Наше издание продолжает рассказывать о депутатах, которые приходят на голосование за президента России и приглашают избирателей последовать их примеру.

Ситуация

Выборы на Кубани. День первый

Наше издание собрало информацию о том, как проходили президентские выборы на Кубани при активном участии народных избранников.
Ситуация

Победа России – Победа народа!

Более 500 тонн гуманитарной помощи получили защитники Отечества и жители новых российских территорий от Краснодарского регионального отделения Общероссийского Народного Фронта (ОНФ) в прошлом году.
Weekend

Бедная-несчастная собака, финал «Барбигеймера» и мечты о переменах: каким получился «Оскар-2024»?

Премиальный сезон устроен таким образом, что его финальное и главное событие мало удивляет кинолюбителей. Но всё-таки 96-й церемонии вручения наград Американской киноакадемии удалось привлечь внимание зрителей и «Югополиса». Каким получился в этом году «Оскар» – читайте в нашем обзоре.

Ситуация

«Кино» с «Утесовым»

В Арбитражном суде Краснодарского края рассматривается дело о передаче земли под элитным отелем в Анапе в федеральную собственность. Этого решения с большой надеждой ждут обманутые дольщики в Краснодаре.

Бизнес

Инна Арендаренко. Технология партнерства

Адвокат, кандидат юридических наук, эксперт по бизнес-партнерствам Инна Арендаренко уверена, что большие деньги создаются в правильных партнерствах. Инна разработала авторскую технологию, которая помогает предпринимателям лучше понимать ожидания от бизнес-партнерства, осознанно и безопасно вступать в партнерские отношения и выходить из них с минимальными потерями. Слово Инне
Бизнес

Максим Манахов: как риэлтору и застройщику построить отдел продаж

Повысить продажи с 30 до 300 домов в месяц и увеличить общий объем сделок в 4 раза за полгода — таких результатов Максим Манахов добился, когда стал коммерческим директором в строительной компании. На базе своего опыта эксперт вывел 5 главных ошибок, которые найдутся почти в каждом sale-отделе, и рассказывает о способах решений. Эксклюзивно в ЮП и специально для бизнеса в сфере недвижимости