Люди

Ледовое побоище

Александр Лазаридис — о лихорадке Ice Bucket Challenge.

26 авг 2014, 15:45 Александр Лазаридис

Пока вирус Эбола выкашивает тысячи жизней в Африке, жителей развитых стран поразила другая лихорадка — разрывающее социальные сети летнее испытание Ice Bucket Challenge.

История болезни

С чего началось очередное сетевое помешательство, никто доподлинно не знает. Еще в прошлом году на севере Соединенных Штатов пользователи социальных сетей брали друг друга «на слабо» и прыгали в бассейн с холодной водой. Бонусом американцы жертвовали средства на исследование рака. Затем водой начали обливаться жители штата Индиана, онкологи из Новой Зеландии и вашингтонские пожарные.

Считается, что жаркий август 2014-го перестал быть томным, когда экс-капитан бейсбольной команды в Бостонском колледже Пит Фрейтс выложил в Facebook ссылку на видео с условиями онлайн-эстафеты. Бывший спортсмен уже два года прикован к инвалидному креслу из-за болезни Лу Герига или бокового амиотрофического синдрома (ALS). Под аккомпанемент трека Ice Ice Baby Фрейтс предложил вылить на себя ведро воды со льдом и передать эстафету трем людям или перечислить сотню долларов в фонд борьбы с недугом.

Ледовое побоище
Пит Фрейтс

В число «звездных пациентов» нового движения уже попали основатель Facebook Марк Цукерберг, экс-президент США Джордж Буш, модель Жизель Бундхен, актеры Бенедикт Камбербэтч и Вин Дизель, теннисист Роджер Федерер, премьер-министр Италии Маттео Ренци, главный редактор американского издания Vogue Анна Винтур, модельер Диана фон Фюрстенберг, и этот список деятелей политики, шоу-бизнеса, спорта постоянно растет.

Недавно к российским участникам Ice Bucket Challenge присоединилась балерина Анастасия Волочкова. Бывшая прима Большого театра сделала вертикальный шпагат, а из ведра ее окатил гражданский супруг, бизнесмен Бахтияр Салимов.

Член организации по защите животных PETA Памела Андерсон отказалась поддержать благотворительный флешмоб. Звезда обвинила ученых, борющихся с болезнью нервной системы, в проведении испытаний над мышами и обезьянами. «Попытки вылечить человеческие заболевания в расчете на устарелые и безрезультатные эксперименты не только жестоки, но и наносят невероятный ущерб людям, которые отчаянно нуждаются в излечении», - написала модель на своей странице в Facebook.

Комментатор Дмитрий Шнякин пошутил, что хотел бы бросить вызов бизнесмену Сергею Галицкому. Тот в своем Twitter ответил лаконично: «Я в массовых психозах не участвую».

Ледовое побоище
Сергей Галицкий: «Я в массовых психозах не участвую»

Сторонников Ice Bucket Challenge катастрофически много, и проще назвать тех, кто остался в стороне от участия в акции. Одним из первых селебрити, кто отказался выливать себе на голову ведро воды со льдом, стал Чарли Шин. Его кастрюля была наполнена купюрами, которые, впрочем, актер направил в благотворительную организацию. Баскетболист Шакил О’Нил, поеживаясь и выкрикивая «So cold, so cold!», сбрызнул лысину несколькими каплями воды из стакана. Звезда сериала Star Trek Патрик Стюарт выписал чек в поддержку движения по борьбе с болезнью ALS, а затем выпил порцию виски со льдом.

Президент США Барак Обама воздержался от водных процедур, но перечислил деньги в The ALS Association, а вот у Владимира Путина оказалась «другая повестка дня».

Кому? Зачем?

Как это часто бывает во время массовых акций, многие участники Ice Bucket Challenge благополучно позабыли о главной цели флешмоба — информировании общества о редком и пока неизлечимом заболевании под названием боковой амиотрофический склероз. Многие в одночасье стали благотворителями, однако в их видео нет ни слова о недуге и о том, как обливание ледяной водой может помочь угасающим на глазах людям. Нет упоминания и о денежных средствах.

Вся затея превратилась в забавную игру, основной составляющей которой стал глобальный конкурс мокрых маек и проверка фантазии. Всем же интересно, поможет ли тазик со льдом за 24 часа свести старые счеты, выразить симпатию, укрепить партнерские отношения между бизнес-организациями или бросить вызов бесконечно далеким знаменитостям.

Иногда кажется, что толпе совершенно не важно, какое проявление массового психоза — а, строго говоря, подобные всемирные мероприятия с точки зрения психологии так и называются — поддерживать. Недолго думая, в прошлом году все забились в синхронном припадке на фоне композиции Harlem Shake. Внимание к онкологическим заболеваниям пользователи социальных сетей привлекали прыжками в бассейн, заполненный разноцветными шариками. В марте флешмоб «селфи без макияжа» помог направить 8 миллионов фунтов стерлингов на борьбу с раком. Как бы цинично это ни звучало, но, судя по собранной сумме, некоторые люди как будто не знали о существовании болезни до начала глобальной акции.

Однако справедливости ради нельзя не упомянуть, что подобные инициативы — едва ли не единственный способ конвертировать виртуальные лайки в реальные деньги для пациентов.

Первые жертвы

Среди участников Ice Bucket Challenge появились первые жертвы и пострадавшие

Идти легким путем

В акции участвуют среднестатистические люди, как мы с вами. В обычной жизни они с одинаковой вероятностью могут оказаться на вершине социальной лестницы или спокойно досидеть на одном рабочем месте до самой пенсии. И вдруг внезапно рождается флешмоб, о котором все забудут через несколько недель, но здесь и сейчас акция любого своего участника делает знаменитостью.

Самые заурядные персонажи заражаются медийным вирусом, упиваются несколькими секундами славы — а сейчас чем короче отчетное видео, тем лучше — и передают эстафету своим друзьям. Классическому чеховскому «маленькому человеку» еще проще стать героем интернета: достаточно, чтобы бак с водой упал ему на голову вместе с куском крыши, или чтобы напарник, с восторженным выражением собирающийся окатить своего приятеля из ведра, попал в точности по лицу, едва не сделав автора видео инвалидом.

Причастности к PR-акции года особенно рады журналисты. Сотни никому не известных сайтов взлетели на первые строчки поисковых систем после того, как запустили инфернальный конвейер, рассказывающий о новых участниках флешмоба. Даже эта статья невольно станет звездочкой во Вселенной ледяного ведра. Ice Bucket Challenge стал самым живописным кейсом в истории социальных медиа: в Facebook ролики благотворительной эстафеты примерно за месяц были упомянуты больше миллиона раз, более 2 миллионов раз о них «чирикнули» в Twitter.

Сами видеоматериалы на 100% вирусные: они забавные, легко воспроизводимые с помощью камеры мобильника, втягивают во флешмоб по цепочке миллионы людей, рассказывают о детях и взрослых, а сама возможность всему миру доказать свою смелость заставляет делиться контентом снова и снова.

Даже эта статья невольно станет звездочкой во Вселенной ледяного ведра. Ice Bucket Challenge стал самым живописным кейсом в истории социальных медиа»

Ice Bucket Challenge стал не только идеальным информационным поводом, но и бесплатной рекламной кампанией, на которой паразитируют все кому не лень. Временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко своим участием вмиг оказался на короткой ноге с «загнивающей Гейропой» и завоевал долю народной любви в преддверии предстоящих сентябрьских выборов.

Корейская компания Samsung подставила под холодный душ свой водостойкий флагман Galaxy S5 и бросила вызов смартфонам других игроков рынка — HTC One M8, Nokia Lumia 930 и iPhone 5S. В этом есть и доля издевки: защиту от брызг имеют лишь первые два конкурента Samsung, яблочный же девайс боится воды.

В Apple ответили на вызов, и, судя по видео, их детище продолжило работать как ни в чем не бывало.

По доброте душевной

Изначально создатели свежего мема не ориентировались на конкретный благотворительный фонд. Они планировали лишь привлечь внимание общественности к заболеванию. За первые сутки акции, стартовавшей в конце июля, было собрано более 8,5 миллиона долларов. Сейчас собранная сумма уже превысила 80 миллионов.

Стоит сказать, что The ALS Association решила ковать железо, пока горячо, и подстроилась под набирающий популярность тренд. В своем Twitter представители организации начали активно упоминать последователей флешмоба, а ведерко со льдом украсило один из новых разделов на сайте фонда. В этом легко усмотреть своего рода демпинг: жители разных стран перечисляют деньги исключительно в одну-единственную американскую компанию.

Именно поэтому особую роль в Ice Bucket Challenge сыграла Чулпан Хаматова. Актриса приняла вызов, но вот деньги предложила перечислить в свою родную благотворительную организацию «Подари жизнь». Дело в том, что финансирование, направленное в The ALS Association, в десятки раз превышает суммы, которыми вынужден довольствоваться любой другой фонд. Впору крикнуть: «Горшочек, не вари!» - и разделить этот пирог между другими учреждениями.

Но, к сожалению, «Подари жизнь» не придумывает громких флешмобов, а Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией довольствуется крохами только потому, что о последствиях ВИЧ-инфекции в какой-то момент говорить стало немодно.

Даже минута, когда американский фонд соберет миллиард долларов, не остановит толпу. Жители Земли все равно будут лить воду»

Благотворительность без впечатлений и эмоций сегодня никому не интересна. Пост со словами «срочно нужны деньги на лечение» вызовет желание как можно быстрее прокрутить страницу вниз. Действительно, заставить толпы людей делать что-то забавы ради и при этом делиться своими кровными — это великое дело. В то же время важно помнить: суть испытания в том, что ты либо обливаешь себя из ведра, жертвуешь 10 долларов и называешь имена трех следующих участников флешмоба, либо выходишь сухим из воды и перечисляешь сотню баксов. Конечно, некоторые сторонники Ice Bucket Challenge и льют, и расщедриваются. Однако если сравнить количество опубликованных видео и сумму собранных средств, мы увидим перед собой армию мокрых жлобов.

Остановить такой маховик практически невозможно. Становясь частью флешмоба, люди не думают о том, кому на самом деле нужна помощь. Все сводится к простому алгоритму — облиться водой и снять это на видео. Даже минута, когда американский фонд соберет миллиард долларов, не остановит толпу. Жители Земли все равно будут лить воду. На сегодняшний день пролилось около 30 миллионов литров драгоценной жидкости, которой так не хватает жителям Африки. Трата воды впустую — серьезный повод для критики благотворительной кампании.

Остается надеяться, что один из щедрых меценатов профинансирует и другие проблемы, неожиданно вскрывшиеся благодаря Ice Bucket Challenge.

Если сравнить количество опубликованных видео и сумму собранных средств, мы увидим перед собой армию мокрых жлобов»

Шкурный интерес

Одним из самых известных больных ALS является английский физик Стивен Хокинг. Он живет с недугом уже 50 лет. Интересно, что пик популярности летних благотворительных водных процедур удивительным образом совпал с появлением трейлера фильма «Теория всего». Картина рассказывает историю британского ученого, показывая Хокинга сначала студентом Кембриджа, а затем человеком, который живёт с диагнозом, изменившим всю его жизнь. Лента выйдет на экраны кинотеатров в ноябре.

Возможно, скорая премьера биографии — лишь желание продюсеров прокатиться на гребне волны, накрывшей общество с легкой руки сочувствующих больным ALS. С другой стороны, если припомнить, по каким правилам играет американская медиа-индустрия, сами собой напрашиваются несколько параллелей.

В свое время уход из жизни Майкла Джексона стала лучшей рекламой для его фильма This Is It, а записанные перед безвременной кончиной поп-короля песни взлетели на вершины чартов. Через год после смерти певца стартовали продажи его альбома Michael, которые «потянули» на 5 миллионов долларов. В мае 2014 года поклонники получили возможность приобрести диск XSCAPE. На сегодняшний день прибыль от продажи пластинки равняется примерно двум миллионам долларов. Отдельного упоминания заслуживают клипы, которые появляются в эфире музыкальных телеканалов также после смерти Джейксона.

В прошлом году из-за угрозы рака Анджелина Джоли удалила молочные железы. Многие хирурги уверены, что за операцией голливудской звезды стоят интересы магнатов медицинского бизнеса. Американская корпорация Myriad Genetics выявила у актрисы мутированный ген, который делает женщину предрасположенной к раку груди, и высчитала 87-процентную вероятность онкозаболевания. Волей-неволей Джоли запустила пиар-кампанию, которая сделала тест на «ген рака» у конкретной организации невероятно популярным. В выигрыше оказались также производили силиконовым имплантатов и пластические хирурги.

Дивный новый мир

Оставаться объективным и позволять себе ковыряться в социальном феномене, который не побрезговали поддержать действительно значимые персоны, сложно. Еще труднее честно относить новую медийную лихорадку к «одноклеточным удовольствиям» общества потребления. Ведь на другой чаше весов возникают больные, которые из-за бокового амиотрофического склероза не могут говорить и даже с трудом дышат самостоятельно.

Человек всегда будет сначала позером, а потом уже добродетелем, а сетевые мемы продолжат сменять друг друга»

Хочется верить, что миллионы долларов помогут The ALS Association найти лекарство от редкого заболевания, и надежда появится в том числе у наших соотечественников. Более того, полученного финансирования может хватить на исследования рака и сердечных недугов. Вспомните фильм «Идиократия». В нем компания-производитель тонизирующего напитка подписывает контракт на орошение полей. Легко понять, почему же на этих плантациях ничего не растёт. В реальности за фармацевтическими средствами стоят коммерческие интересы корпораций, которые определяют, насколько рентабельно лечить ту или иную болезнь. Таким образом лекарство от рака может быть никогда не найдено.

Участникам флешмоба стоит на мгновение перестать принимать пилюлю от творческой и социальной импотенции и задуматься, не зря ли они льют воду. Человек всегда будет сначала позером, а потом уже добродетелем, а сетевые мемы продолжат сменять друг друга. Только «тихая» адресная благотворительность, которая сегодня не будет делаться just for fun, а потому не соберет тысячи репостов в социальных сетях, завтра, возможно, избавит нас от созерцания голой задницы на экране кинотеатра на протяжении полутора часов.

Читайте также

Первая полоса

Люди

«Бессмертный полк» на передовой СВО – в одном строю с казаками-добровольцами

Добровольческие отряды Кубанского казачьего войска принимают участие во всероссийской акции ко Дню Победы в новом формате: они вновь разместили портреты своих родных – ветеранов и участников Великой Отечественной войны прямо на боевых позициях.
Наталья Николаева
Ситуация

Небанальное путешествие по Крыму: Опук и Карадаг

Для искушенных туристов, которые вдоль и поперек обошли Ялту и Севастополь, побывали на Ай-Петри и Аю-Даге, накупались в море, но не надышались Крымом, полуострову еще есть что предложить. Здесь достаточно заповедников с редкими растениями и древними камнями, которые могут заинтересовать самых привередливых гостей. Журналист “Югополиса” побывал в двух таких заповедниках - Опукском и Карадагском - и выяснил, что же там можно посмотреть.

Город Weekend

Куда пойти в Краснодаре с 29 апреля по 12 мая: афиша мероприятий

Ближайшие две недели краснодарцев ждут длинные выходные, которые они проведут с семьями, на природе или на парадах и патриотических акциях. А что насчёт культурного и спортивного досуга на этих майских праздниках? Концерты, спектакли, футбольные матчи и фестивали – в обзоре «Югополиса».

Люди

Два дебюта и премьера

Какое манящее слово – дебют. Сколько в нём обещаний и надежды… В каком-то смысле премьера – тоже дебют. Премьера сказки «Русалочка» и два дебюта порадовали зрителей нынешней весной.
Нелли Тен-Ковина
Ситуация

Цветущий Крым ждет гостей

Почти 60% номеров в отелях Крыма на майские праздники уже забронированы. А в особо популярных гостиницах мест уже не осталось. И это не удивительно. Весна в этом году в Крыму особенно яркая и теплая. Местные жители отмечают, что цветы раскрылись примерно на две недели раньше обычного срока. Насладиться яркими красками можно не только на многочисленных клумбах в парках и на улицах курортных городов, но и на пешеходных тропах в горах, и в заповедниках. Сменяя друг друга, цветы будут радовать вплоть до середины лета

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».