Город

Довезет — не довезет

Колумнист «Югополиса» Сабина Бабаева — о краснодарских таксистах, бессмысленных и беспощадных.

09 дек 2014, 13:14
Сабина Бабаева
журналист

К

олумнист «Югополиса» Сабина Бабаева — о краснодарских таксистах, бессмысленных и беспощадных. Когда мне было от семи до девяти лет, в школу мы с мамой чаще всего отправлялись на такси, которое было всегда одинаковое, бежевые «жигули» с шашечками, стоило один рубль поездка и безмолвствовало. То есть и водители молчали: никаких разговоров за жизнь, никаких «дорогу подскажете?» — и потенциальный шансон молчал.  Теперь, когда мне уже не от семи до девяти, я стараюсь реже пользоваться услугами такси, во всяком случае, краснодарского. Бог с ним, что поездка стоит давно не рубль, — главное, иногда не определить, кто же все-таки продавец, а кто покупатель услуги и вообще — платную услугу тебе оказывают или делают одолжение.  Недавно, например, был такой случай. Приезжает такси — белая «Лада Приора». И тут бы насторожиться. Но мы садимся. Таксиста не видно за надвинутой на глаза панамой расцветки бразильской сборной по футболу. И тут бы насторожиться. Но мы едем. Таксист делает громче музыку. «Музыка» — как бы ее назвать, неопределенного кавказского жанра, но на русском языке дынц-дынц, рядом с которым обычный таксистский шансон — просто ария соль мажор для струнных. Мы просим убавить звук. Таксист недоуменно оборачивается, и тут впервые нам явлен под бразильской панамой грозный взгляд горного аристократа, униженного неподобающим обращением черни: «Простите, вы не могли бы сделать немного потише?»
Довезет — не довезет

Отвернувшись, он убавляет звук, открывает окно (в холодный ноябрьский день) и начинает курить. Через минуту снова делает музыку громче. Я опять прошу убавить. Следует приятнейший диалог: «Чем тэбэ моя музыка нэ нравится?» — «Как вам сказать, не в моем вкусе. Вы можете просто сделать потише». — «Мнэ даже моя мама нэ смээт указыват, какую музыку мнэ в моей машинэ включат, какую нэт. Почему я тэбя должен слушат?» — «А почему вы ко мне на «ты» обращаетесь?» — «Я — осэтын, у мэня на «вы» обращэния нэт».

Потом он, услышав, что я звоню диспетчеру, высадил нас на улице, мы отказались платить, таксист сделал вид, что звонит «в мэнтовку», орал, в чем-то клялся мамой, а под занавес швырнул мои деньги в воздух парковки торгового центра «Кристалл». Картина, наверное, была хрестоматийная: мелкокалиберный кривоногий горец в спортивных штанах и панаме возле белой «приоры» на фоне синей стекляшки краснодарского торгового центра швыряет куда-то чьи-то сто рублей. Теперь мне доподлинно известно, как рождаются анекдоты. И все равно интересно, что если убавить звук этого таксиста попросил бы крупный мужчина, а может даже, «осэтын» поинтеллигентнее. Есть же такие. В том числе среди водителей краснодарского такси.

Картина, наверное, была хрестоматийная: мелкокалиберный кривоногий горец в спортивных штанах и панаме возле белой «приоры» на фоне синей стекляшки краснодарского торгового центра швыряет куда-то чьи-то сто рублей»

Другое дело, что у нас многим мужчинам — как и многим женщинам — плевать на громкую и вульгарную музыку в такси, на то, курит ли водитель, нужно ли ему показывать дорогу, приезжает ли он к вашему подъезду, а не к дальнему, не нарушает ли ПДД, не лихачит ли, довозит ли прямо до нужного места и так далее. Как и на качество работы с покупателем услуги в магазинах, парикмахерских, общественном транспорте, торговых центрах, паспортных столах и прочей так называемой сфере услуг. Люди к подобному обращению привыкли и не хотят «шуметь» или лишний раз трепать себе нервы. Лишь бы все скорее кончилось. Лишь бы довезли, хоть и под «поют петухи про турьму». Лишь бы постригли, пусть под нескончаемый галдеж на тему личной жизни парикмахерши. Лишь бы выдали, наконец, чертов паспорт, даже и нахамив напоследок.

Хамство краснодарского такси хорошо известно его пассажирам. От диспетчерского «будете возмущаться — сниму заказ» до водительского «едете в самом дешевом в городе такси — молчите». Так заявил уже совершенно славянского вида водитель иномарки, подъехавший вместо нужного подъезда к черному входу и простоявший там десять минут, пока его ждали на морозе. «Вы чего возмущаетесь?!» — «Стою на морозе у подъезда и не вижу вас». — «У вас с какой стороны Кубань?»

Люди к подобному обращению привыкли и не хотят «шуметь» или лишний раз трепать себе нервы. Лишь бы все скорее кончилось. Лишь бы довезли, хоть и под «поют петухи про турьму»

Откуда я знаю, с какой стороны Кубань? Я что, Паганель? Почему таксист вообще решил, что я обязательно уезжаю из своего дома? А вдруг я из другого города? Страны? Галактики? Это что, получается, находись я на каникулах в Париже и ожидая такси у подъезда, услышу от водителя в трубку: «А с какой стороны у вас там Сена?» Или на то он и маленький Париж, что все не слава богу?

В интервью деловым изданиям руководители краснодарских служб такси постоянно рассказывают о своих проблемах: отношении государства к частному бизнесу, новых странных для них законах, о том, как трудно живется сегодня частным извозчикам. Зато о хамстве своих работников никто не упоминает. И о том, каким образом чудо из «приоры» оказалось на работе в сфере услуг. Говорят, когда такой человек хочет получить работу, он приходит устраиваться, и его берут, если прописка на месте, машина на ходу, документы на нее есть — и все. А дальше — хоть Роберт де Ниро из фильма «Таксист». Маньяк то есть. Но там хотя бы стекло отделяет от водителя… «Жалуйтесь в службу качества». Но, как мне рассказывали, если и заблокируют такого водителя, то на время, а потом — снова дрова возить. То есть пассажиров.

Довезет — не довезет
Роберт Де Ниро в фильме «Таксист»

А вся проблема в том, что водители краснодарского такси (оговорка: не все) не считают себя продавцами услуг. Считают — дарителями. Наш человек — гордый. Не служит, а подвозит. Что за плату — это уже десятое дело. Конечно, мой «хрестоматийный» случай, надеюсь, - редкость. Но случаи не столь вопиющие, а просто неприятные — сплошь и рядом. Правда, есть решение: при звонке сразу просить иномарку — это считается классом комфорт и стоит всего на 50 рублей дороже. Такая маленькая хитрость, если ехать, к примеру, в аэропорт: далеко, долго, при скандале можно опоздать, и лучше не экономить. Хотя, может, хитрость и не твоя, а службы такси, мол, пользуешься дешевым — сиди молча и слушай «Владимирский централ». 

Удивительно, наверное, но при слове «такси» я невольно представляю себе бежевые жигули с шашечками, за рубль и без болтовни и музыки. Может, это детские воспоминания настолько сильны. А может, таким и должно быть обыкновенное такси. Не «жигулями» уже, конечно, но непременно тихим и приезжающим по адресу.

6 комментариев

Донская 15 дек 2014, 09:05
Сабиночка, огромное спасибо за статью! Подпишусь под каждым Вашим словом! Сама так устала от наших горе-таксистов.... Ощущение, что все они не местные - дорогу им покажи, как лучше проехать, расскажи... Еще интересно, что стоимость услуг часто в одном и том же такси отличается при проезде, казалось бы, одного и того же расстояния: туда - 250 р., обратно - 350 р... Каждый сам себе "расценщик"? И разговоры про жизнь, и музыка, и окошко открытое в непогоду, и печка перегревающая сверх меры, и грязные машины - как снаружи так и внутри... Нет никакого сервиса в нашей стране... А с таким отношением (и нашим попустительским, и безконтрольным) ничего и не изменится.... А все к европейскому уровню тянемся, хвалимся успехами... А в самом простом (бытовом, можно сказать) Европу нам и не догнать....
avatar
Zenkor 15 дек 2014, 12:55
Не могу согласиться. Сам посыл верный, да, но что я, что супруга достаточно часто пользуемся услугами такси - раза три-четыре в неделю точно. За несколько лет всего пару раз оставались негативные впечатления, не зависящие от цены машины. Оператора называть конечно не стану, дабы не сочли рекламой К предыдущему оратору - пользуйтесь сервисами, которые цену объявляют до поездки.
wonderful_amur 16 дек 2014, 09:47
Я работаю таксистом. Заметку поддерживаю, но считаю, что вызвана она негативом от плохой услуги, которую предоставил тот мужчина с музыкой. Да, увы, такое бывает, но никто не мешает клиенту набрать номер службы качества (в большинстве такси он приходит вместе с смс), либо самому диспетчеру. И не надо делать из себя жертву. Раз водитель так себя вел, значит клиент позволял это делать. Я лично всегда спрашиваю у пассажира, если хочу добавить музыку, а часто и интересуюсь, какого рода музыку поставить. По поводу "Где река Кубань" - да, это позорище. Да, иногда бывает, путаешься в районах, в домах. Но для этого у меня два телефона, и в каждом установленог по три навигатора. С собой всегда аккумулятор на случай разрядки телефона и полный карман разменной монеты и мелких купюр. Вожу всегда по самому быстрому маршруту: так для пассажира дешевле, даже если на километр дольше (не все это понимают! т.к. простой в пробках считается, в итоге более короткий маршрут оказывается более дорогим по стоимости) По поводу проблем - извините, дорогие пассажиры, но совершать поездку за 100 рублей и строить из себя королев - не к месту совершенно. Никто не говорит, что вы обязаны таксисту, но и вести себя нужно подобающе. Из этих 100 рублей водитель отдаст 30 фирме и 20 за бензин, итого выручка 50, это не считая амортизации. Просто бывают пассажиры, которые звонят в диспетчерскую или самому водителю и высказывают, почему подъехал к 4 подъезду, а не к 3-му. Но особенности движения во дворах, паркования и пр. - не все понимают. Или начинает командовать, как ехать, хотя я доказываю картами Гугл и Яндекс, что там жесткая пробка. Да, еду все равно по маршруту пассажира (таковы инструкции), но тот потом в итоге недоволен (!), что опоздал, да еще и цыкает всю дорогу. А если и откровенное замло - пару раз я таких просто взял и высадил. И еще. Смешно бывает, когда пассажиры (особенно если видно, что небедные - мент с кучей 5000х купюр, директор фирмы, просто успешный мужчина - причем в сопровождении дамы, - не стыдно ж так позориться?) сидят и ждут 2-3-4 рубля сдачи. А те, кто попроще (бабушки, учителя, врачи и т.п.) не берут ни в какую даже 30-40 рублей. Люди, не позорьтесь. Хочется сказать: водители, не допускайте нарушений в работе, вы выходите на линию и отвечаете за имидж сферы перевозок и вашей фирмы в целом. А пассажиров призвать к вежливости.
avatar
Many 16 дек 2014, 11:41
Человек - wonderful_amur я думаю бесконечно прав. Как с одной так и с другой стороны полно хамов и невоспитанного быдла, которое относится к людям, работающим в сфере обслуживания как ко второму сорту людей или к своим клиентам - как к личным врагам. На днях нам водитель бежевой лады гранты из фирмы "Сатурн" в раздражительной форме высказывал, что в машину надо садиться не через одну дверь, а то "прёте как в маршрутку". Было неприятно. Мы люди культурные и скромные, никогда никому не хамим и в грязной обуви в такси не лезем. А тут такая порция негатива на пустом месте. Но, к счастью, это единичный случай, а так таксисты у нас чаще интересные или просто молчаливые.
avatar
Олег 18 дек 2014, 16:56
Ж/д вокзал Краснодар-1. Звонок в такси "Везет". Предложенное время ожидания такси 30 (!) минут. А все потому, что объявленная стоимость поездки маловата...150 руб., никто ехать не хочет.
avatar
kidim 18 дек 2014, 20:37
Сабина, уже давно нет Союза, а Вы все мыслями там))) Везде есть ответственные люди, с мозгами, если хотите, а есть гопники, они плохие не потому, что хотят такими казаться, а просто мозгов маловато

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Цветущий Крым ждет гостей

Почти 60% номеров в отелях Крыма на майские праздники уже забронированы. А в особо популярных гостиницах мест уже не осталось. И это не удивительно. Весна в этом году в Крыму особенно яркая и теплая. Местные жители отмечают, что цветы раскрылись примерно на две недели раньше обычного срока. Насладиться яркими красками можно не только на многочисленных клумбах в парках и на улицах курортных городов, но и на пешеходных тропах в горах, и в заповедниках. Сменяя друг друга, цветы будут радовать вплоть до середины лета

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.