Сход лавины
Конфликт в Краснодарском театре драмы перешел в завершающую стадию: за словесными баталиями последовало административное решение. Шестеро артистов не получили контракта на следующий сезон.
София Малахова
культуролог
К
онфликт в Краснодарском театре драмы перешел в завершающую стадию: за словесными баталиями последовало административное решение. Шестеро артистов не получили контракта на следующий сезон. Дежа вю? День сурка? Цикличность солнечной активности? Ведь лет двадцать назад театр проходил через ту же ситуацию. Семь лет (!) уволенные артисты доказывали свое право выходить на сцену. Некоторые, доказав, и сегодня работают в труппе. Иных уж нет, как нет и инициатора того массового увольнения. Не стало заслуженной артистки России Тамары Приходько. В прошлом году мы похоронили Виктора Суковского. Лишенные театра, они нашли в себе силы многого добиться на новом поприще. И там не обошлось без драматических обстоятельств. Но если бы не этот, первый, удар, уверена, жизнь обоих не оборвалась бы так рано.Новые руководители, к сожалению, не учатся на ошибках старых. И все повторяется с упорством карусели»
Может быть, доведись человеку, принявшему тогда немилосердное решение, принимать его снова, он осенил бы себя крестным знамением – и отказался от него. Только новые руководители, к сожалению, не учатся на ошибках старых. И все повторяется с упорством карусели.
На этот раз покинуть труппу предложено пятерым (шестой, Леван Допуа, сам подал заявление об уходе): заслуженному артисту РФ Станиславу Сальникову и его жене Наталье Иванцовой, актерам Марине Слепневой, Евгению Женихову и Александру Тихонову. Думаю, что их талант и работоспособность очень пригодятся в других российских театрах.
Итак, шесть ведущих артистов выбывают из репертуара. Вот, навскидку, десять спектаклей, где они играли главные роли: «Ревизор» и «Женитьба», «Трактирщица» и «Чума на оба ваши дома», «Полет над гнездом кукушки» и «Доходное место», «Ночной таксист» и «Ромео и Джульетта», «Легенда о Великом Инквизиторе» и «Лавина». Список можно продолжить.
Мне-то больше всего жаль «Лавину», потому что ее еще не успели посмотреть многие, кому я рекомендовала этот спектакль. Но о нем – ниже. И без него хватает названий, которые в связи с изгнанием непокорных артистов, вынесших сор из избы, будут либо сняты с афиши, либо возобновлены с другими исполнителями.
Отодвинем в сторону эмоции. Не будем говорить и о творческой индивидуальности, замену которой не так-то легко подобрать, и о том, что средний возраст оставшейся труппы еще более приблизился к пенсионному. Допустим, роли розданы. Но чтобы ввести новых исполнителей хотя бы в половину этих спектаклей, опытному режиссеру, хорошо знающему труппу, после отпуска понадобится не менее двух месяцев при репетиционном режиме «утро-вечер».
Роли, видимо, распределятся по принципу «кого люблю, тому дарю», а ответственность за вводы будет возложена на самих артистов»
То есть налицо упущенная выгода от проката. Можно, конечно, в это время ставить в афишу несколько сохранившихся названий, а сцену сдавать в аренду. Но где тогда репетировать? Ведь большая часть «черного списка» - спектакли крупной формы, рассчитанные на большую сцену...
Очень много вопросов. Причем касаются они и административного руководства театра, и творческого. Впрочем, теперь, когда их решение сосредоточено в одних руках, ответы довольно предсказуемы. Ведь чем хорош дилетантизм? Он обеспечивает внутреннее право даже не задавать себе вопросов, которыми мучается профессионал. Так что роли, видимо, распределятся по принципу «кого люблю, тому дарю», а ответственность за вводы будет возложена на самих артистов. Согласно известному постулату об утопающих.
Вернемся, однако, к «Лавине».
Камерную сцену Краснодарского театра драмы им. М. Горького открывали несколько раз. Причем обязательно провозглашали экспериментальной творческой площадкой. И когда выпускник ГИТИСа Николай Никольский ставил здесь в 1979 году свой дипломный спектакль «Женитьба Бальзаминова». И когда в 1991 году худрук Рудольф Кушнарев окреcтил ее латинским именем Multum in parvo (Многое в малом), и она блеснула «Зверем» М.Гиндина и Г.Синакевича в постановке Артураса Касиляускаса.
Но каждый раз стремление к обновлению театрального языка сходило на нет, и малая сцена становилась просто уменьшенной копией большой. Спектакли, которые шли там и тут, принципиально ничем не отличались, переносились с одной площадки на другую, а на гастролях и вовсе унифицировались под технические условия принимающей сцены.
Много лет спустя театр вновь решился на эксперимент на камерной сцене – главный режиссер Алексей Ларичев (теперь уже с приставкой «экс») поставил здесь «Лавину» турецкого драматурга Т. Джюдженоглу»
Однако тоска по эксперименту оставалась. И иногда рождала то «Ужин на пятерых» Э.Ветемаа с живым тапером-импровизатором М. Земляным, то «Детские шалости» Л. Хеллман с участием корифеев театра и всей девчоночьей части вновь набранной студии.
Много лет спустя театр вновь решился на эксперимент на камерной сцене – главный режиссер Алексей Ларичев (теперь уже с приставкой «экс») поставил здесь «Лавину» турецкого драматурга Т. Джюдженоглу. Кстати, за два года руководством театра это первый эксклюзивный спектакль Ларичева, поставленный на актеров краснодарской труппы, а не калька его успешных работ, осуществленных на других сценах.
Признаюсь, чтение пьесы в свое время энтузиазма не вызвало. Это многословная бытовая история из жизни маленького народа, чье существование намертво вписано в экстремальные обстоятельства высокогорья. Намертво – в прямом смысле. Рожденные в долине дети не выживают, а роды в горах чреваты гибелью для всех: крик женщины и младенца может вызвать сход лавины. Поэтому их сроки тщательно подверстываются под оттепель, и молодоженов до расчетного времени даже не подпускают друг к другу.
Но случается всякое… Вот и теперь молодая женщина, похоже, собралась раньше времени произвести на свет ребенка. Как разрешится коллизия? Это единственная интрига пьесы, для усиления которой автор уже в первом акте вешает на сцену «чеховское» ружье. Но чтобы дождаться выстрела, зрителям надо выдержать два акта разговоров, практически лишенных действия.
Спектакль, в отличие от всех, поставленных Ларичевым в Краснодаре, оказался коротким и емким, как притча, и завораживающим, как качественное фэнтези»
И все-таки сцена – место, где время от времени случаются чудеса. Недаром даже вождь мирового пролетариата считал театр единственным институтом, способным в обществе атеистов заменить церковь. Спектакль, в отличие от всех, поставленных Ларичевым в Краснодаре, оказался коротким и емким, как притча, и завораживающим, как качественное фэнтези.
Поначалу я еще беспокоилась за зрителей, скептически оглядывающих пустое пространство сцены, застеленное, как снегом, толстым белым одеялом. Но вот что-то шевельнулось под ним в одном месте, в другом. Из уютных коконов показались персонажи в невероятных костюмах и, непривычно интонируя, стали говорить загадочные вещи. В зрительном зале все замерли - на наших глазах словно рождался иной мир.
Именно мир, выстроенный по определенным законам, со своей внутренней логикой, которая постепенно открывается зрителю, с хрупкой гармонией, которая держится лишь на соблюдении условностей. И внешняя его красота – переработанная художницей Ирэной Ярутис в сценический образ сказочность морозных узоров на стекле, зимних, белых с просинью, пейзажей - изначально несет в себе недолговечность, неустойчивость, предполагая скорый распад. А уж когда на сцене появляется повитуха и «верхушка» местной общины, отчетливо веет атмосферой «Левой руки тьмы» Урсулы Ле Гуин, одной из культовых книг поклонников fictions.
В сценическом воплощении драма не имеет ни конкретного времени, ни места действия. От быта не осталось практически ничего, что мешало бы зрителю подняться на самый высокий уровень обобщения и прочесть историю персонажей как историю народа, государства, театра, наконец. Группа людей, сконцентрированных на себе, попавшая в плен высокогорья, но не желающая спускаться в долину, где живут все. Чем не метафора театра?
Вот этим-то театральным отсветом и подсвечены белые от грима лица героев, когда, например, они склоняются, чтобы сделать глоток воды. Как подсвечена вся постановка отношением режиссера, уже понимающего, что придется уйти из театра. А уходя, можно крикнуть во всю силу легких о том, как губительно молчание из страха, как оно входит в привычку, как парализует все живые реакции, замораживает живые ростки творчества. Как, наконец, отнимает голос, оставляя лишь сипение.
Только через репродуктор мы слышим болезненный шепот Председателя общины, который пришел выяснить все обстоятельства дела и принять решение: законопатить роженицу в гроб или позволить произвести на свет ребенка. Актер С. Мочалов достает черный квадрат громкоговорителя из складок костюма и до конца спектакля с ним не расстается, напоминая сразу всех «громкоговорящих» вождей, которые на самом деле больше всего на свете боятся малейших изменений в привычной, пусть и неудобной системе. Сыграно неожиданно, но очень органично. Хороша и вся свита Председателя, особенно актриса Н. Иванцова в роли Повитухи и И. Станевич в небольшой роли Женщины.
Вызванная режиссером лавина накрыла и его, и актеров, которые встали на его сторону»
Отдельных слов заслуживает семейство, где ждут ребенка. Ни грана фальши не допустили на сцене ни молодые актеры Е. Сокольникова и А. Фогелев, ни старшее поколение в исполнении Т. Коряковой и В. Подоляка. Совершенно очаровательная бабка получилась у Т. Родькиной – лукавая, обаятельная эгоистка. А такой удачной работы, как показал Р. Ярский-Смирнов в роли ее мужа, не было у актера, пожалуй, со времен «Тайной вечери» по «Библиотекарю» А. Галина.
Пожалуй, все герои спектакля похожи на привидения, и лишь в финале, неожиданно бурном и оптимистичном, они словно превращаются в живых людей. Только отказавшись от покорного молчания, можно вернуть себе статус человека - таков смысл притчи, «выжатой» режиссером из рыхловатой пьесы и отлитой в стильный, очень цельный и гармоничный по набору выразительных средств спектакль.
Однако жизнь развивается по своему сценарию. Вызванная режиссером лавина накрыла и его, и актеров, которые встали на его сторону. Остается повторить, что конфликт хорош на сцене, а за кулисами это явление грозит серьезными потерями всем его участникам. Без исключения.
7 комментариев
Gemma 29 июн 2010, 14:37
Lerange 30 июн 2010, 10:51
soboltr55 07 июл 2010, 14:23
soboltr55 07 июл 2010, 14:24
soboltr55 07 июл 2010, 14:25
soboltr55 07 июл 2010, 14:33
lollapalyzza 26 июл 2010, 15:13
Последние обсуждения