Песнь песней
Колумнист «Югополиса» Анжелика Гюрза — о возне вокруг кубанского гимна.
Анжелика Гюрза
антисветская львица
К
олумнист «Югополиса» Анжелика Гюрза — о возне вокруг кубанского гимна. Третью неделю юг России сотрясают отголоски скандала, начавшегося во время футбольного матча между краснодарской «Кубанью» и махачкалинским «Анжи». Тогда, напомню, парочка местных хулиганов на трибунах устроила сожжение дагестанского флага. Нарушителей тут же изловили, оштрафовали и заставили принести извинения официальному представителю Республики Дагестан в Краснодарском крае. К сожалению, на этом история не закончилась. Дагестанские власти наотрез отказались верить в обыкновенную подростковую дурость футбольных хулиганов и стали искать другую причину, толкнувшую их на стезю экстремизма. Истинный виновник вскоре нашёлся. Им оказался некто Константин Образцов, автор гимна Краснодарского края «Ты - Кубань, ты - наша Родина». Это из-под его пера вышли слова из пятого куплета песни: «На врага, на басурманина мы идём на смертный бой». То, что автор, священник 1-го Кавказского казачьего полка, написал свой экстремистский текст аж в 1914 году на русско-турецком фронте, никоим образом не избавило его от подозрений в намеренном разжигании межнациональной розни. Также политиков-лингвистов из соседней братской республики не остановило довольно расплывчатое толкование словарём Даля термина «басурманин», обозначающее «всякого иноземца и иноверца в неприязненном значении».То, что автор, священник 1-го Кавказского казачьего полка, написал свой экстремистский текст аж в 1914 году на русско-турецком фронте, никоим образом не избавило его от подозрений в намеренном разжигании межнациональной розни»
В самом деле, ни в одном словаре как будто нет указаний на то, что басурманами следует считать жителей какой-либо конкретной республики. Однако депутаты дагестанского Народного собрания отчего-то решили принять это на свой счёт и объявили гимн Кубани «настоящим позором».
Эта версия нашла горячий отклик в сердце дагестанского президента Рамазана Абдулатипова. Он предложил пожаловаться в Конституционный суд на то, что кубанский гимн разжигает межнациональную и межрелигиозную рознь. И уже совсем скоро эксперты Южного федерального университета приступят к проведению лингвистической экспертизы текста.
На самом деле всё это было бы даже смешно, когда бы не было так грустно. Отрадно видеть, что на территории Дагестана столь блестяще решены все остальные проблемы, что руководство республики щедро отдаёт свои душевные силы изучению песенного наследия кубанского казачества. По-видимому, в Дагестане уже арестовали всех скрывавшихся в горах и лесах боевиков, обезвредили все без исключения схроны оружия и боеприпасов, изловили последних ваххабитских вербовщиков. Теперь можно и о чужих песнях побеспокоиться.
Например, британский гимн настойчиво призывает королеву «рассеять врагов и привести их к погибели», гимн США изобилует выражениями «банда убийц» и «надменный враг»
Так ли ужасны слова про басурман, столь немилые сердцу дагестанских властей? На самом деле тексты большинства гимнов вообще грешат воинственностью. Например, британский гимн настойчиво призывает королеву «рассеять врагов и привести их к погибели», гимн США изобилует выражениями «банда убийц» и «надменный враг». Украинский гимн грозно предупреждает, что «сгинут наши враги», французы мечтают о том, «чтоб нечистая кровь напоила наши поля». И даже тишайшие жители Монако готовы «отдать жизни и встать на защиту».
Вот где раздолье для экспертов-лингвистов Южного федерального университета. Наивная «Ты - Кубань, ты - наша Родина» на этом фоне звучит не страшнее, чем «В лесу родилась ёлочка».
Однако история с троллингом кубанского гимна хорошо укладывается в новую российскую традицию по переписыванию, переделыванию и замалчиванию всего на свете. Одни республиканские лидеры негодуют по поводу термина «татаро-монгольское иго», другие вносят бессмысленные поправки в единый учебник российской истории. Третьих раздражает «Кавказский пленник» в школьной программе по литературе, четвёртых оскорбляет сатирическое изображение духовенства в «Сказке о попе и работнике его Балде». Что ещё можно проверить на экстремизм и разжигание? «Друг степей калмык», «злой чечен ползёт на берег», «бежали робкие грузины»?.. Кто еще из российских классиков успел насолить местечковым борцам за толерантность?
Конечно, выискивать в песнях и стихах воображаемый экстремизм куда проще и заманчивей, чем ловить по лесам и горам вооружённых исламистов. Нагнетать истерию вокруг «казачьей армии Ткачёва» куда безопаснее, чем пересчитывать золотые пистолеты охранников Рамзана Кадырова. Переписывать учебник российской истории якобы во имя науки, а на самом деле из-за застарелых национальных обид куда легче, чем во имя всё той же науки навести порядок с липовыми выпускниками-стобалльниками сами-знаете-из-каких регионов.
Если бы борьба с реальным экстремизмом велась с таким же неподдельным энтузиазмом, как с кубанским гимном, возможно, уроженка Дагестана Наида Асиялова не взрывала бы волгоградский автобус. Что-то я не припомню, чтобы жители кубанских станиц, наслушавшись до одури своего гимна, обвязывались тротилом и отправлялись на священную войну с басурманами»
Хорошо бы все гордые и обидчивые представители властей сосредоточились на решении реально существующих в многонациональной и многоконфессиональной России проблем. Ловили бы террористов, разоблачали экстремистов, не заигрывали с националистами и религиозными фанатиками всех мастей...
Если бы борьба с реальным экстремизмом велась с таким же неподдельным энтузиазмом, как с кубанским гимном, возможно, уроженка Дагестана Наида Асиялова не взрывала бы волгоградский автобус. Что-то я не припомню, чтобы жители кубанских станиц, наслушавшись до одури своего гимна, обвязывались тротилом и отправлялись на священную войну с басурманами. Как не припомню и случаев, чтобы во время футбольного матча глава нашего региона через громкоговоритель обзывал судью «козлом», а игроки местных клубов прямо на поле безнаказанно колошматили соперников. Может, меня подводит память, но участники кубанских свадебных кортежей вроде не имеют привычки разъезжать по улицам чужих городов, паля в воздух из огнестрельного оружия. Да и на священную войну с иноверцами никакие религиозные проповедники кубанцев вроде не зовут...
И этот список можно продолжать до бесконечности. Так что, по-видимому, регулярное хоровое исполнение кубанского гимна ещё не делает жителей Краснодарского края оголтелыми экстремистами.
Очень надеюсь, что у экспертов Южного федерального университета и у судей Конституционного суда хватит характера и здравого смысла, чтобы оставить наш гимн в покое. А мы уж как-нибудь сами разберёмся, какие песни нам у себя на Кубани петь.
4 комментария
Майк Вазовски 16 ноя 2013, 10:28
scaramouche 17 ноя 2013, 12:44
wonderful_amur 19 ноя 2013, 10:06
З 20 ноя 2013, 00:15
Последние обсуждения