Город

Без лица

Новый колумнист «Югополиса» Александр Лазаридис уверен, что Краснодар — это больше «собачкина столица», чем «маленький Париж».

31 окт 2011, 11:10
Александр Лазаридис
пиарщик

Н

овый колумнист «Югополиса» Александр Лазаридис уверен, что Краснодар — больше «собачкина столица», чем «маленький Париж». Мы с вами живем в самом лучшем городе на свете, а обитатели других городов нам завидуют. Особенно ростовчане. И пусть Краснодар — это, по моему скромному мнению, больше «собачкина столица», чем «маленький Париж», все равно он лучший, потому что он — наш. Однако нам стоит смириться с простым до отвращения фактом: у Краснодара нет собственных символов. Конечно, можно сколько угодно притягивать за уши пафосные фразы вроде «Краснодар - это город цветов», «Краснодар - город фонтанов». Но... У города нет своего лица. И все тут!
Предлагаю поставить в городе и Эйфелеву башню, хотя бы в миниатюре, — зачем же Лихоносова обижать?»

Собственно, пресловутую иронию Маяковского власти не поняли. Количество «друзей человека» оставили прежним — не пропадать же званию! Но на этом не остановились и решили придать устойчивому выражению материальную форму в виде памятника двум собакам на пересечении улиц Красной и Мира. Предлагаю поставить в городе и Эйфелеву башню, хотя бы в миниатюре, — зачем же Лихоносова обижать? 

Когда мы слышим слово «Лондон», представляем себе свинцовое небо, капли дождя на щеках, лукавую улыбку Елизаветы и чаепитие five o´clock. При упоминании Барселоны воображение рисует победы знаменитого футбольного клуба, совершенную архитектуру Антонио Гауди, возможно, песню Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье, а также соблазняющий своей эстетикой фильм Вуди Аллена. От мысли о Стамбуле рот увлажняется слюной в предвкушении сочного ароматного кебаба, наслаждения пахлавой и рахат-лукумом, и захватывает дух от утонченной красоты множества мечетей.

...можно тратить миллионы, высаживая цветы и сооружая фонтаны, но все это – пыль, пущенная в глаза»

Приезжающие в Краснодар наверняка первым запоминают кинотеатр «Аврора», так как находится он недалеко от станции «Краснодар-2», и кипучую энергию другого вокзала — «Краснодар-1». А ведь есть же люди, мечтающие о том, чтобы Краснодар ассоциировался с памятником Екатерине II и с собором Александра Невского.

Я убежден, такое вряд ли возможно. Хотя бы потому, что монумент в начале улицы Красной чертовски напоминает питерский аналог, установленный на Невском.

Без лица
Казак на племенном жеребце, сверкающем тестикулами прямо в окна краевой администрации

В целом соглашусь, что наш город живет, местами цветет, кое-где старательно изображает из себя лакомый кусочек для счастливой жизни и расточает инвестиционную привлекательность. Все это напоминает мне кисть руки с абсцессом: можно высокохудожественно обрезать кутикулу на пальцах, замазать кожу тональным кремом и тем самым придать ей товарный вид, но внутри все равно будет идти процесс гниения.

Иными словами, можно тратить миллионы, высаживая цветы и сооружая фонтаны, но все это — пыль, пущенная в глаза. Проблема даже не в том, что огромные деньги тратятся вовсе не на решение важных социальных проблем. Качественный «пряник» всегда сдерживал народные волнения.

Гораздо хуже то, что в необходимости того или иного монумента уверена лишь могучая кучка людей из чиновничьих кабинетов»

Гораздо хуже то, что в необходимости того или иного монумента уверена лишь могучая кучка людей из чиновничьих кабинетов. А подавляющее большинство горожан предпочли бы всей этой показной красоте отремонтированные улицы и новые парковки. 

Резюмируя мнения своих друзей из многих европейских городов, с сожалением констатирую: Краснодар — уютный одноэтажный «предбанник» в духе советского неоклассицизма и конструктивизма, подходящий для проведения сладких, томительных минут в ожидании появления на горизонте ласкового Черного моря.

Без лица
Краснодар — уютный одноэтажный "предбанник" в духе советского неоклассицизма и конструктивизма, подходящий для проведения сладких, томительных минут в ожидании появления на горизонте ласкового Черного моря

Нелепо маленького роста казаки у ног гипертрофированной Екатерины, казаки, сочиняющие письмо турецкому султану, казак на племенном жеребце, сверкающем тестикулами прямо в окна краевой администрации... Все это может обеспечить хорошую встряску ничего не подозревающему иностранцу перед безмятежным отдыхом на побережье. Но можно ли это считать настоящим, самобытным искусством? 

Мне кажется, что Краснодар стоит любить и помнить. Только здесь южная «местечковость» граничит с безудержным «патриотизмом». Здесь с детства маленьких краснодарцев вскармливают сывороткой безусловной любви к своему городу и краю. Те, кто сбежал от этой наивной патии, как правило, не жалеют.

Может быть, и я, когда перееду в какой-нибудь солнечный Мельбурн, буду скучать по дребезжащим трамваям, в которых летом никто не сидит на солнечной стороне, по кубанскому слову «баллон», обозначающему трехлитровую банку, по незнакомым людям, падающим на мои колени в маршрутках, и тому, что в «собачкиной столице» меня знает каждая собака.

30 комментариев

avatar
bodriar 31 окт 2011, 13:44
Товарищ, а ведь вы не правы. Особенно насчет того, что "можно тратить миллионы, высаживая цветы и сооружая фонтаны, но все это — пыль, пущенная в глаза". Из этой "пыли" и состоит нормальная человеческая жизнь.
avatar
Lazaridis 31 окт 2011, 13:48
Спасибо за мнение! У меня вопрос: до каких пор можно создавать красоту с миллионными бюджетами, но позволять народу терпеть "косяки" в социальной сфере? Вернее, когда в случае с Краснодаром, чаша переполнится?
avatar
mordovrat 31 окт 2011, 14:14
Вообще разумный комментарий к материалу Александра должен выглядеть так: какого, спрашивается, чёрта вы, Александр, сравниваете Краснодар с Лондоном, Барселоной и Стамбулом, тогда как резоннее было бы проводить параллели с каким-нибудь Шеффилдом, Сарагосой и Антальей? Лицо Сарагосы какое? Собор Св. Девы Марии Пилар и памятник Гойе с фонтаном. И идущие вокруг магазинчики. С учетом возрастных отличий наших городов не столь разительно выглядит. Или вот: какое лицо у города-побратима Краснодара — Карлсруэ? :) "Социальные вопросы", "доколе", аррргггхххх.
avatar
mordovrat 31 окт 2011, 14:20
Проще говоря, колонка — рессентимент человека, недовольного проживанием в губернском городе второго эшелона, а не каком-нибудь четырёхмиллионном Мельбурне.
avatar
Lazaridis 31 окт 2011, 14:41
Артем, знаешь сколько раз я удалял малодушную фразу "дело даже не в том, что я не люблю Краснодар"? Десяток. Мне хочет жить не только в красивом городе, но и в здоровом. Хочу привезти сюда многочисленную греческую родню из Афин и друзей из Еревана. Но дело в том, что ребята из Армении и так сюда приедут (пусть даже на заработки!), и в силу менталитета не будут шокированы остатками "совка" и проблемами в архитектуре, дизайне. А перед греками стыдно. Им просто нечего здесь показать. За "конвульсирующий" Краснодар не болит душа, здесь многие живут в ритме "от дома - до работы" и уж точно, если провести опрос на улице, не возведут "среду обитания" в ранг "СпасибоЧтоЯЖивуИменноЗдесьПотомуЧтоТутЕстьЧто-тоИЭтогоНетНигдеБольшеВМире". Вообще, тема "лица" - слишком интимная. У каждого из нас есть свой Краснодар, места, с которыми связаны истории, люди, чувства. Но речь идет о, скажем так, мировом масштабе и душевной составляющей. Все должно быть сделано ради чего-то, а то те же люди часто оценивают подачки властей в виде фонтанов, цветов и коней словами "красиво", "не красиво", "дорого", совершенно не задумываясь, что это, на самом деле, кому-то нужно.
avatar
mordovrat 31 окт 2011, 14:53
Повторюсь: о каком мировом масштабе идет речь в случае с разговором о Карлсруэ? Стыдно перед греками — это я, конечно, сочувствую. Но это, как я уже написал, рессентимент. Тем более что в Греции-то сейчас не самая веселая ситуация — а приедут люди в гости, и тут бац — им показать-то нечего. Менталитет, знаете ли, у нас и архитектура того-с, подкачала. И, хотя у вас уровень безработицы в Греции 17 %, а у нас 0,2 %, но мы дичайше извиняемся за памятник собачкам. Нда-с, не Колизей. «Всё должно быть сделано ради чего-то» — расплывчатая, нечёткая формулировка. Всё ведь и делается ради чего-то. И вашим скептическим отношением к «тем же людям» и их аналитическим способностям, Александр, вы в основном показали, что не любите вы не только Краснодар, но и краснодарцев. Что делать будем? Снесём всё к чертям, всех выселим, построим новый город и заселим хорошими, добрыми и улыбчивыми европейцами?
avatar
Lazaridis 31 окт 2011, 15:00
Да! Я буду очень рад. Не меня же выселять. Я, вроде как, уже душой прикипел к этому городу :-D
avatar
mordovrat 31 окт 2011, 15:11
Вот и всё у вас так.
avatar
Lazaridis 31 окт 2011, 15:19
Я - очень революционер! Вместо фонтана, к примеру, можно было начать строить мосты, подземные автомобильные "пролеты", дорожные развязки. Водители - довольно пассивные городские жители в своем поведении. Напоминает историю, как мыши кололись, но продолжали есть кактус. Все стоят в пробках, все недовольны, ну и скажите, что этот ваш "самый большой в Европе", прошу прощения, "не вперся".
avatar
mordovrat 31 окт 2011, 15:21
Мост, пролет и развязка — прекрасные, хорошо запоминающиеся символы!
avatar
Lazaridis 31 окт 2011, 15:24
С этого начать, а потом уже можно наполнять Краснодар философией, на реальных примерах показывать, чем можно гордиться. Потому что, те темы, которые эксплуатируются сейчас, они нужны и важны только чиновникам и некоторым патриотам. Вообще, уверен, людям будет чертовски приятно видеть / чувствовать, что что-то реально делается для них.
avatar
mordovrat 31 окт 2011, 15:36
Вы так говорите, как будто у нас только и делают, что фонтаны строят с памятниками. А знаете, почему так? Потому что на самом деле все эти простые люди, за которых вы как бы радеете, на самом деле вам неприятны и чудовищно от вас далеки, о чем я уже выше писал (по вашим словам, эти люди не способны проанализировать, что делается в городе и для кого). Потому что для вас главная проблема — ах, этот мерзкий дорогой некрасивый фонтан! Ох, эти гадкие пошлые памятники и неспособные понять тонкие метафоры Владимира Маяковского чиновники! Тем временем достаточно открыть сайт городской администрации, чтобы увидеть: завершаются работы по ремонту аварийного отрезка проезжей части дороги по улице Красных Партизан от улицы 2-я линия до улицы имени Академика Лукьяненко. В этом месяце краевой центр станет владельцем трех садиков - 10-го, 107 и 108. Они переданы в муниципальную собственность. Скоро дети из общей городской очереди обретут здесь свой «второй дом». Размещен новый список свободных земель, предоставляемых многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства. Жизнь города не ограничивается пределами вокзала, аэропорта, улицы Красной и светских тусовок.
avatar
Lazaridis 31 окт 2011, 15:50
Не передергивай, пожалуйста. Я говорю о вечной проблеме: тратят бюджетные деньги куда-то, можно было бы (и, вероятно, - нужно) в другое место. Нужно понимать и, возможно, даже просчитывать баланс между удовлетворением социальных нужд и взращиванием лояльности жителей. Иногда действия чиновников напоминают мне компьютерную игру "Stronghold", где нужно построить средневековую крепость, заставить людей полюбить себя методом "кнута и пряника". Эти же прекрасные люди, которые занимаются ремонтов каких-то "особо отличившихся" дорог и не ремонтируют, не реконструируют другие магистрали, как вариант, не могут обеспечить роддома и женские консультации презервативами, которые надеваются на аппарат при проведении УЗИ. Видишь ли, Артем, люди, которые живут в формате "вокзал, аэропорт, Красная, тусовки" сидят себе смирно и не распинаются в комментариях к этой колонке.
avatar
B3PbIB 31 окт 2011, 16:18
Большинству людей, которые добираются до работы стоя на одной ноге в забитом автобусе, который полтора часа Северную преодолевает как-то по-барабану на фонтаны и новые парки развлечений, грозящие нам на северо-востоке. Засаженные клумбы это действительно пыль в глаза, когда большая часть граждан испытывает ТАКОЙ дискомфорт в обычных и приземленных вещах.
avatar
mordovrat 31 окт 2011, 16:27
Вот видите, Александр — действия чиновников напоминают вам компьютерную игру. А там всё как-то сложнее обычно происходит. В начале 90-х покойный Сергей Супонев, помнится, в своей передаче про игровую приставку Dendy рассказывал, что в будущем автомобили будут управляться джойстиками, как в интерфейсе картриджей на 8-битной платформе. Такая милая футурология и романтический социал-поросёнкопетризм сохранили, как я погляжу, актуальность и сегодня. А ведь можно представить, что, например, деньги, которые идут на строительство фонтана на Театральной площади и деньги на презервативы — это совсем разные деньги. Зачастую и во многом даже из разных бюджетов.
avatar
Lazaridis 31 окт 2011, 17:07
Опять же, предлагаю не передергивать, мертвых не вспоминать и не зазывать гиен на такой прекрасный сайт, как "Югополис". А как такой пример: есть СМИ, которые кормятся у административной кормушки. А деньги - они и есть деньги. Главное - тратить с умом.
avatar
натусик 31 окт 2011, 17:21
"Вы так говорите, как будто у нас только и делают, что фонтаны строят с памятниками". - жаль, но только их и строят. памятник Щербине, памятник студенту, памятник собакам. можно еще несколько объектов вспомнить. и все это за какие-то три-четыре года последних. вот активизировалось памятникостроительство, а! почти так же, как в советское время. только тогда все эти памятники были посвящены одному человеку.
avatar
mordovrat 31 окт 2011, 17:24
В конце комментарии слились к "а у них негров вешают" и "всегда было плохо". Здравствуйте, Мартин Алексеевич!
avatar
Lazaridis 31 окт 2011, 17:44
Ну, неправда же. Мы, и правда, в какие-то дебри ударились. Ок, Артем, какой может быть рецепт для чиновников, как же наполнить Краснодар узнаваемыми символами? Или показать их так, чтобы люди тоже заметили и начали жить именно с такой культурой? С чем лично у тебя ассоциируется Краснодар? Какое его лицо? PS. Кстати, хочу напомнить про футбол в 2018 году в свете того, что ты предлагаешь считать город чуть ли не деревней и ни в коем случае не сравнивать с европейскими нас. пунктами.
avatar
mordovrat 31 окт 2011, 17:56
Именно для футбола-2018 и производилась реконструкция на Театральной площади, насколько мне известно. А вообще я не понял посыла — то вам нужны новые символы, то вы говорите, что задолбали проклятые мздоимцы на символы деньги тратить :) Вы уж определитесь.
avatar
Lazaridis 31 окт 2011, 18:01
Я - за разумные траты. А не за "пыль в глаза". Это же очевидно! И не нужно уворачиваться от вопросов.
avatar
mordovrat 31 окт 2011, 18:04
Это я-то уворачиваюсь? Или это вы мне не ответили про Карлсруэ, Шеффилд, Сарагосу, Анталью? Или это всё «деревни»?
avatar
Lazaridis 31 окт 2011, 18:07
Хватит "выкать" :-) Я, наоборот, горжусь фактом, что мы знакомы. Все вышеперечисленные города прекрасны. Александр утрировал и взял несколько точек, с которыми У КАЖДОГО человека связаны очень яркие, вкусные и образные эмоции. Даже если он там не был. Речь не о развитости городов, не об их размере, а об особой атмосфере и имидже, которые их окружают. Скажу, как пиарщик, Краснодар - не бренд.
avatar
wikikras 31 окт 2011, 18:14
Автор прав. Городок весьма местечковый... Эти голимые пробки, отсутствие парковок и разбитые улицы - вот лицо нашего города. И не нравятся мне эти цветы и газоны на Красной и в других местах. Лежал я в больнице БСМП (Зиповская) - вообще жесть. Лучше лечиться дома или вообще не лечиться, чем лежать в этих бараках на "лечении"...
avatar
Lazaridis 31 окт 2011, 20:31
Я даже не знаю, что и ответить... Я не политик, поэтому мне сложно предположить, что такого должно случиться, чтобы деньги наконец-то начали тратить конкретно на больницы. Ничего, наверное. Всегда же можно заткнуть рот народонаселению очередным бездарным архитектурным "фак-апом".
avatar
sadovnichaya 01 ноя 2011, 11:09
Недавно к моим друзьям приезжали две девочки: одна живет в Берлине и ездит по Европе, другая из Сибири и тоже бывает в путешествиях: Боже, как у вас хорошо все обстоит с общественным транспортом, - сказали они. - Да вы что, издеваетесь? - удивились мы. А нет, они ведь серьезно говорили, что в том же Берлине мало транспорта. Многие автобусы ходят два раза в час. А пробки есть во многих местах мира. Стилеобразующим местом города является улица Красная. Именно она удивляет приезжих и запоминается им. Там есть все то же, что и в городе: где-то зеленые зоны, где-то пробки, где-то новые фонтаны, а в некоторых местах и дырки на дорогах. Такая пешеходная зона является уникальной и собирает множество объектов и для клабберов, и для верующих, и для молодых политиков, и для театралов и для всех, в общем-то. Это по теме символов. О тратах бюджета говорит не имею морального права. Извините.
avatar
Ekaterinodarman 02 ноя 2011, 17:30
А мне нравится "наша большая деревня", город наполняется смыслом, когда тебе известна каждая улица, каждый дом. Когда с каждым фрагментом этого города у тебя есть своя история, "всплывают" воспоминания из детства и юности. Город растёт, и на том месте, где ты в юности сидел с удочкой, теперь покуриваешь на балконе многоэтажки. Знаменитый на всю округу "пивняк" превратился в японский ресторан, исчезло "Пивное кольцо", где в своё время путишевствовали в поисках данного продукта. Зато появились магазины в каждом доме. Приходя в новомодный клуб, помниш каким он был 12 лет назад, и на каком месте ты познакомился со своей женой. Фонтаны "Авроры" которые нас помнят ещё детьми. И дети, которые не помнят фонтанов "Цирка". И "Фантомас" уже не такой большой по прежнему думает куда, "по большому" или "по малому")))) А последние трамваи!!! Сколько мы их ждали, а они проходили мимо... И доброй души, водитель последнего троллейбуса, откроет переднюю дверь загулявшим студентам. А знаменитая "Кишка", где находилась?))). И этот список "замечательных" мест можно продолжать и продолжать. И каждый, кто любит наш город, может его расширять. Город меняется, мы меняемся вместе с ним. Но говорить что нет лица, не надо. Лицо есть, только оно может не всем нравится. P.S: И с дорогами у нас не всё так плохо. Для сравнения побывайте в Самаре.(Там их нет вообще ))))
avatar
vertgalant 22 ноя 2011, 21:04
Хороший пост... Бывают такие штатные ситуации, когда нужно сделать глубокий вдох, поморщиться, выдохнуть, снова поморщиться, затем улыбнуться и подумать: "А что я сделал для того, чтобы...?" И что сделал город... и кому плохого. Чем он обидел, чем задел, что в ответ снискал столь язвительные, порой злобные эпитеты... заведомый проигрыш в сравнениях с другими сити, таунами, градами, бургами и прочими заморскими поселениями... Для кого-то этот город родной, только ему, может, и нужный... Не перевалочная станция, не зал ожидания, не деревня, что велика, не Париж, который так мал, что натирает неизвестную мозоль... не собачкина столица... Ведь есть люди, для которых Центр и у другие улочки берегут добрые сердцу воспоминания... которые увидев новую открытку с панорамой Краснодара 80-Х годов, с замиранием сердца пытаются воскресить в памяти ныне испещренный шрамами или, наоборот, закрашенный косметикой клочок лица... лица города... Кто помнит увитую плющом чудесную булочную вместо "Мегафона" и "Связного" на углу Красной и Ленина... Глухую кирпичную стену, сплошь увешанную объявлениями "Меняю" и деловито булькающие желтые ЛиАЗы, вместо разношерстных маршруток отъезжающие от Кооп. рынка в Энем... Кто смотрел "Афганский излом" в предшественнике "Квартала", тоже теперь дышащего на снос... А два светящихся цветка с рост человека в районе Вишняковой? Пустые мутноватые витрины вместо нынешнего лоска... Это же часть нашей жизни, нельзя ее ругать или нелюбить... это часть нас... Символы, которых не хватает городу, затаились глубоко в нашей памяти... Аврора это Аврора, а неузнаваемая клумба с цветами или автобус с wifi, прыгающий по колдобинам... даст Бог - никогда не смогут стать СИМВОЛАМИ...
avatar
Lerange 25 ноя 2011, 20:54
Коренному краснодарцу не нужны символы (обращенные вовне), его символы внутри и охраняемы от Других. Этим отличается психология "настоящего" жителя Краснодара. Уют, комфорт, символы - исключительно для себя. Один такой "настоящий" (или одни - не важно) поставил памятник Столыпину у главного входа одного из вузов нашего города. Никому не понятно, почему именно Петр Аркадьевич и какое отношение он имеет к вузу, а кое-кому приятно, символ же. Хоть для него одного, но символ.
avatar
Colomna 23 мая 2012, 15:32
«Краснодар – наш маленький Париж» - говорил кубанский писатель Виктор Лихоносов, при этом добавляя, что сказано это с иронией и что «как в самом Париже, простолюдинам устроены чревоугодные толчки — Старый, Новый и Сенной базары, и для кого попало ресторанчики, трактиры, „красные фонари“ с намазанными желтобилетными дуняшками… Чем не Париж в миниатюре?!»

Первая полоса

Город Weekend

Куда пойти в Краснодаре с 29 апреля по 12 мая: афиша мероприятий

Ближайшие две недели краснодарцев ждут длинные выходные, которые они проведут с семьями, на природе или на парадах и патриотических акциях. А что насчёт культурного и спортивного досуга на этих майских праздниках? Концерты, спектакли, футбольные матчи и фестивали – в обзоре «Югополиса».
Ситуация

Цветущий Крым ждет гостей

Почти 60% номеров в отелях Крыма на майские праздники уже забронированы. А в особо популярных гостиницах мест уже не осталось. И это не удивительно. Весна в этом году в Крыму особенно яркая и теплая. Местные жители отмечают, что цветы раскрылись примерно на две недели раньше обычного срока. Насладиться яркими красками можно не только на многочисленных клумбах в парках и на улицах курортных городов, но и на пешеходных тропах в горах, и в заповедниках. Сменяя друг друга, цветы будут радовать вплоть до середины лета

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor*: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.