— Я поздравляю вас с успешной сделкой. Расскажите, как на столь серьезное объединение отреагировали основные конкуренты — Uber, Яндекс Такси, Gett?

— Объединение компаний стало новостью только для людей вне отрасли. Все, кто находятся внутри, знали, что мы готовимся к слиянию. Это логичное развитие нашего рынка. Еще 5-7 лет назад в каждом крупном городе было до 100-150 диспетчерских служб. Сегодня мы видим только 5 федеральных игроков. Это говорит о том, что первичная консолидация рынка прошла успешно. Теперь остались слишком большие игроки, чтобы просто взять и закрыться, единственный путь — крупные объединения. Внутреннее чувство подсказывает, что через 2-3 года мы увидим уже только 2-3 компании на рынке.

— Fasten примечателен тем, что это изначально российская компания, которая вышла далеко за пределы страны и уже работает в двух городах США. Какой рынок в Штатах? Жестче ли там конкуренция?

— В России заказ такси по телефону как услуга появился раньше, чем в Штатах. У нас на 1 млн жителей приходится в несколько раз больше заказов, чем в США. Но Америка стремительно догоняет Россию.

Что касается конкуренции, с одной стороны, рынок капитала в США значительно больше, и привлекать инвестиции в проекты там проще. Но с другой — законодательно выстроены барьеры в виде серьезных страховых требований к службам заказа такси. Чтобы компания подключилась к системе страхования, требуется порядка миллиона долларов. Это огромный барьер для появления мелких «гаражных» стартапов. Поэтому в США сегодня есть только два крупных игрока — Uber и Lyft. .

В России же именно из большого числа игроков родился современный рынок такси. У нас в каждом крупном городе было по 100-150 компаний, которые закалялись в конкуренции, проигравшие отсеивались. Мы делаем все, чтобы составить в Америке конкуренцию Uber и Lyft. .

В мае 2017 года сервисы заказа такси RuTaxi («Везет», «Лидер»), «Такси Сатурн» и RedTaxi объединились под общим брендом Fasten. Таким образом компания, чья штаб-квартира находится в Краснодаре, наряду с Didi (Китай), Uber (США), Ola (Индия) и GrabTaxi (Сингапур) вошла в пятерку ведущих сервисов заказа такси в мире.



Alt

— Как вообще фирма из Тимашевска, очень маленького города, стала частью компании, входящей в ТОП-5 перевозчиков мира? Может быть, вы назовете какое-то одно свое решение, которое изменило все?

— Не бывает волшебного одного решения, реальность наступает в результате ряда событий. Я бы назвал два решающих фактора, которые повлияли на наше положение на рынке сегодня. Во-первых, уважение к пассажирам и водителям, желание сделать для них удобный сервис. Во-вторых, приверженность технологиям. Мы старались опережать рынок на каждом этапе развития: первое java-приложение, первая сеть, одно из первых мобильных приложений в стране.

Мы старались опережать рынок на каждом этапе развития: первое java-приложение, первая сеть, одно из первых мобильных приложений в стране

— Планы по расширению географии в других частях света есть?

— Я думаю, преждевременно говорить о далеких странах. Мы работаем с рынками России, Украины, Казахстана и США. У нас есть небольшой офис в Чехии, в Праге. В этих странах у нас еще много работы. Только в России в планах на ближайший год открытие офисов в 40 городах.

— Не все оказались готовы к столь стремительным изменениям рынка. Онлайн-сервисы изменили правила игры и конкуренции. Множество тех, кто не смог сориентироваться, теперь активно жалуются на вас и ваших конкурентов, обвиняют во всех грехах и требуют законодательно ужесточить требования к агрегаторам. Как вы относитесь к этому и боитесь ли реального ужесточения законодательства?

1,3 млн

поездок

совершают ежедневно пользователи сервисов, входящих в Fasten. Для сравнения, у сервиса «Максим» этот показатель оценивался в 700–800 тыс. поездок. Через «Яндекс.Такси» в конце прошлого года в среднем совершалось 500 тыс. поездок в сутки, в Uber 150–170 тыс., в Gett — 150 тыс.

— Мы понимаем, откуда идет критика. Классическим таксомоторным компаниям и диспетчерским несладко живется после того, как мы проникли в каждый телефон. Но, по большому счету, кроме желания отомстить за потерянный бизнес, у них нет никаких серьезных аргументов.

Я выступаю за либерализацию правил. Очень жду закон о самозанятых гражданах. Если под его действие попадут водители такси, то это существенно упростит им жизнь и многих выведет из серой зоны.

Сегодня водители, да и вообще мелкие предприниматели, боятся не столько налогов, которые, в сущности, небольшие, сколько что-то не так сделать. Нарушить какие-то процедуры, оказаться виноватыми, а потом через 2 года получить «письмо счастья» из УФНС, как это обычно бывает, с огромной суммой штрафа и пени. Важно, чтобы человек мог прийти в одно окно, заплатить определенную сумму и спокойно работать.

Есть какие-то законы, которые стоят у агрегаторов как «кость в горле»?

— Думаю, что давно пора пересмотреть транспортное законодательство времен СССР, когда не было ни смартфонов, ни интернета. Например, выпуск на линию водителя. По закону должен проводиться технический осмотр перед выездом и после. Так же и с медосмотром. Это неисполнимо. Все страны отказались от таких правил. Для большинства предприятий в России это превратилось в формальность, необходимые процедуры не проводят, а штампики ставят «автоматом». Зачем мы делаем какие-то формальные вещи, которые исполняются только на бумаге?

«Мы старались опережать рынок на каждом этапе развития»

Есть мнение, что эти правила обеспечивают безопасность пассажиров…

— Это фикция. Никакой штампик не гарантирует компенсацию пострадавшему, не гарантирует, что водитель будет трезвым, на исправной машине, что он будет вести машину аккуратно и не нарушать ПДД. Важнее механизм защиты потребителя, который фактически работает. Во многих странах контроль над водителями переложили на страховые компании.

Если водитель попадается на неаккуратном вождении, употреблении алкоголя и пр., то ему страховая выставляет в дальнейшем заградительные тарифы. Он просто не сможет нормально зарабатывать. В России не хотят придумывать мотивирующие правила, больше принято запрещать, наказывать. Попал автобус в аварию? Давайте сделаем осмотр не один раз, а два. Тогда следующий логичный шаг — законодательно закрепить 3 проверки в день. И не важно, что этого никто не делает.

— Вы представляете теперь уже одну из крупнейших информационно-технологических компаний в сфере перевозок. Uber заявляет о своих планах развивать рынок беспилотных такси. У вас есть собственные планы, связанные с развитием технологий?

— У всех крупных игроков сегодня есть наработки, сильные стороны. Uber действительно смотрит в сторону беспилотных такси, но надо сказать, что пока у них с этим не ладится. Скандал с Otto... Теперь у Uber судебные ограничения на разработку беспилотных автомобилей, и непонятно, как все это разрешится. Мы, конечно, тоже ведем переговоры с автопроизводителями, с компаниями, которые занимаются разработкой ПО. Ищем пути сотрудничества.

Краснодарский офис Fasten

— Часто в интервью ваши коллеги говорят, что модель Fasten ориентирована не на пассажира, а на водителя. Но очевидно, что технологии не остановятся, и когда-то водителям придется забыть о своей профессии. Т.е. в будущем вы не то что не будете с ними заодно, вы просто лишите их работы с помощью беспилотных такси. Готовы ли к этому водители, и обойдется ли этот технологический прорыв без серьезных социальных волнений?

— Я думаю, что мы вплотную подошли к следующей технологической революции. Она потеснит на рынке труда не только водителей, но и людей многих других профессий. Пока никто не знает, когда и как именно будут внедряться беспилотники. Много вопросов и с точки зрения технологий, и с точки зрения законодательной базы. Но неправильно говорить, что мы «лишим кого-то работы». Если произойдет полное изменение технологии, сопротивляться ему не смогут ни компании, ни общество. Сто лет назад началось массовое производство автомобилей — и извозчикам пришлось принять это и переквалифицироваться. Когда-то произойдет и переход к беспилотным машинам.

Сто лет назад началось массовое производство автомобилей — и извозчикам пришлось принять это. Когда-то произойдет и переход к беспилотным машинам

— Это перспектива какого времени?

— Максимум 10, минимум 5 лет. Это тот срок, когда весь процесс начнется. Вообще, изменения начнутся не с такси, а с грузоперевозок. Они ездят по прогнозируемым маршрутам, которые легче автоматизировать, чем миллионы вариантов движения такси в городе.

371 000

водителей такси

официально работают в России (данные Аналитического центра при правительстве РФ). Более 100 тыс. из них работают в Москве, Санкт-Петербурге и их областях. Еще около 110 тыс. таксистов работают в России нелегально.

— Когда говоришь с таксистами, у многих мнение: «В ваших европах и америках, может, так и будет, а в России еще 50 лет ничего не поменяется, на мой век хватит». В этом есть доля истины?

— Отставание, может, и будет, но не в 50 лет. Максимум в два года. Сами компании проследят за тем, чтобы прогресс шел быстро. Сегодня на рынке работают серьезные компании с большими возможностями.

— Ожидаете социальный бунт, штурмы офиса водителями?

— Нет. Процесс будет долгим. Так что государству уже сегодня стоит задуматься о том, как себя вести дальше. Это же история не только про такси. Это затронет грузовые перевозки, ГИБДД, службы сервиса, ремонтные организации, страховые. Все, что связано с автомобилями вообще. С другой стороны, кто-то должен будет чинить эти машины, забирать на ремонт, когда они будут ломаться на улицах. Я предполагаю, что появится много бизнесов, которых сейчас даже не существует. Хотя вряд ли они создадут столько же рабочих мест, сколько потеряет отрасль...

Но пока мировая экономика справлялась с техническими революциями. Сколько их уже было? Первая волна автоматизации, когда появились конвейеры на заводах, тоже многих оставила без работы, но экономика справилась.

Alt

Судя по всему, нас ждет глобальное вытеснение людей из рабочего процесса. Речь идет, похоже, даже о врачах, полицейских, журналистах. Как вы относитесь к идее минимального дохода, который государство выплачивает гражданам?

— Эта модель работать не будет. Общество деградирует. Какой-то процент людей будет чем-то заниматься, а остальные перестанут выходить из дома. Большинству людей требуется мотивация, чтобы они двигались вперед. Я думаю, что общество будет двигаться в сторону сокращению рабочих дней, количества рабочих часов.

— На ваш взгляд, такое понятие, как «социальная ответственность бизнеса», существует?

— Нет. Это выдумали неэффективные чиновники. Бизнес платит налоги, а государство должно их распределять. Когда управление неэффективно, чиновники начинают придумывать что-то про дополнительную социальную ответственность. В Штатах нет такого понятия вообще. Главная социальная ответственность — это платить налоги, создавать людям нормальные условия труда, платить зарплаты. Все.

526

млрд руб.

составила ёмкость российского рынка коммерческого извоза по итогам 2016 года (данные UBS). К 2021 году она вырастет до 1,097 трлн руб. Доля онлайн-заказов, по мнению аналитиков, за пять лет увеличится до 80% с текущих 20%.

- Вернемся от футуризма к дню сегодняшнему. Трудно найти баланс между низким тарифом для пассажира и приемлемым заработком водителя? На какие условия водители охотнее соглашаются?

— Это тонкая грань, которую мы постоянно корректируем. У нас были разные условия. В «Везет» используется процент от стоимости поездки. В «Сатурне» процент не используется уже лет шесть. Также у нас есть безлимитные тарифы для водителей и фиксированная плата за заказ. Потихоньку будет происходить стандартизация условий. Каждый из водителей может подобрать наиболее выгодные для себя условия сотрудничества с компанией.

— Почему несмотря на рост цен на бензин тарифы на такси у агрегаторов держатся примерно на одном уровне уже много лет?

— Это происходит по двум причинам: компании оптимизируют холостой пробег и время простоя водителей, что позволяет водителям с каждым годом выполнять все больше и больше заказов за одинаковое время. А также потому, что большинство компаний дотируют поездки.

— Какой в этом экономический смысл? Не работаете же вы себе в минус?

— Почему вы так думаете? Почти весь рынок работает в минус в надежде на завоевание большей доли. Консолидация продолжается, и если она закончится, закончатся и ценовые войны, а тариф станет экономически обоснованным.

— Насколько выше должны быть тарифы сегодня, чтобы работать с адекватной рентабельностью?

— На 10-20%. Но это именно сейчас. Что будет через 2-3 года, я не могу предсказать.

Alt

Когда интеграция RuTaxi, «Такси Сатурн» и RedTaxi завершится?

— Fasten пока тестируется в двух городах России. С осени мы будем накатывать приложение на все города присутствия. Заказ, который вы сделаете в RuTaxi, будет видеть водитель через приложение Fasten. Вы, заказывая машину в Fasten, увидите всю базу машин RuTaxi, «Сатурна» и т.д.

Далее мы будем внедрять новые функции. Например, работаем над технологией, которая позволяет пассажирам искать попутчиков и таким образом разделять плату за проезд.

— Как я понимаю, штаб-квартира Fasten в Краснодаре обосновалась окончательно. Краснодар способен обеспечить вас разработчиками?

— Нет, но Fasten — уже не местная компания, а международная. У нас все переплетено. Часть разработчиков находится физически в Краснодаре и при этом занимается Америкой. Очень сильная команда программистов пришла вместе с Рутакси - они находятся в своей родной Уфе. Есть офис в Москве, который очень быстро растёт - понятное дело, что в Москве просто физически больше кадров.

— Почему вообще вы остались в Краснодаре? Казалось бы, место крупной международной IT-компании в Москве.

— Посмотрите на «Магнит». Все крупные ритейлеры тоже сидят в Москве, а Сергей Галицкий изначально сказал, что останется здесь и офис тоже останется здесь. Вот и мы изначально никуда не планировали уезжать. Но с развитием бизнеса все же приняли решение открыть дополнительный офис в Москве, сейчас он уже переполнен и скоро будет расширяться.

— Вы планируете как-то громко заявить, что компания базируется в Краснодаре? Может быть, не строить стадион, но сделать что-то масштабное?

— Штаб-квартира Fasten есть и будет в Краснодаре. Насчет стадионов… пока что совсем нет времени, делать что-то, кроме основного бизнеса. Наш рынок развивается в таком бешеном темпе, что ты еле успеваешь посмотреть по сторонам. Мы все же строим международную компанию!

13 комментариев

avatar
scaramouche 12 июл, 21:00
Это не сервис "такси" , это технология идеи блок-чейна , это сервис рынка, сервис пустого знака. По большому счету эта кампания просто зарабатывает деньги на том, что быстрее может предложить услугу на милли-долю быстрее . Те, у кого будут доступы к информационным серверам будут выигрывать. Нас ждет такая же история как в свое время в Великобритании овцы сожрали людей , в Индии миллионы ремесленников разорились и Индия до сих пор не может восстановить благосостояние нации - там вечный голод и нищета. Это новые информационные капиталисты ещё более жестокие и злые.
avatar
Попков А.В 12 июл, 21:23
Конечно круто! Но по поводу транспортного законодательства могу огорчить так, как в теме. Ни кто не отменит требования по безопасности, они только могут быть в другом формате и это работа не одного дня.
avatar
Павел Кисель 12 июл, 22:24
По-моему, очень здраво рассуждает Евгений, да и в результатах его бизнеса это здравомыслие явно видно. Уважаю людей дела, особенно если это дело реально облегчает жизнь людям, а не просто поощряет тупое потребительское поведение.
avatar
мама стифлера 13 июл, 03:32
молодец какой - уточки у него везде!)
avatar
Марина 13 июл, 13:06
А кто-то этим фастеном пользовался?первый раз слышу про них.убер и рутакси есть...и что то пафоса много, как будто людей от рака лечат)) по факту - ни за что не отвечающие посредники. Надеюсь, все же будет закон, регулирующий их работу как следует. До тех пор личной проблемой клиента остается то, что к нему на вызов может приехать авто без ТО, грязное или раздолбанное, водитель без опыта и прав, наркоман или алкоголик, туберкулезник (прецеденты в крае есть). Нелегалы есть нелегалы.
avatar
Генерал Фэйлор 13 июл, 13:28
> А кто-то этим фастеном пользовался?первый раз слышу про них > рутакси есть facepalm.jpg
avatar
Антон 13 июл, 13:40
Корреспондент не знает как работает такси и все его тонкости, сервисы развиваются благодаря уходу от налогов, водители за заказы платят в офисе или перечисляют на карточки деньги, государство эти деньги не видит, второй момент это передача заказов нелегалам водителям, в Краснодаре их 80% из за этого низкие цены в такси, сатурн, везет, рэд работают по этой схеме, в такси можно устроиться любому человеку не имея ИП и разрешения на перевозки, этим и пользуются эти сервисы. автор статьи может сам устроиться и проверить как работает система.
wonderful_amur 13 июл, 13:44
Пусть рынок сам регулируется за счет конкуренции, потребитель от этого выиграет, и водители. Насчет объединения - очень хочется, чтобы удобные функции имеющихся программ оставались. Такие, как видеть район назначения и пр, ведь не секрет, что многие выходят на линию как подработчики в часы-пик. Это позволяет им компенсировать бензин и довозить людей оперативно в район назначения. При этом не переходя дорогу таксистам, которые стабильно на линии и работают только водителями. При этом если машина грязная, водитель грубый и т.п., - пассажир расскажет об этом в службу качества и жалоба подтвердится, его уберут с линии. А никакие ваши медосмотры для галочки не отфильтруют водителей лучше.
avatar
Антон 13 июл, 13:44
Еще один момент, благодаря пробелам в законе эти сервисы не несут ответственность за пассажиров, если будет дтп то клиенты несмогут даже в суд подать на эти компании, в таких условиях, ухода от налогов, использование нелегалов и не неся ответственность за клиентов, любой бизнес начнет развиваться бешеными темпами.
avatar
Павел Кисель 15 июл, 08:14
Да-да, давайте все ездить на хипстерском "Убере", они такие ответственные по отношению к государству, а уж какие честные по отношению к клиенту- ты всегда знаешь, сколько, в итоге, заплатишь, а главное- никогда такого не бывает, чтобы водитель вдруг отказался от заказа по одному Небу известным причинам. А еще как альтернатива- прикольные ребята в аэропортах и на вокзалах, ходят, ключами вертят, к людям пристают...
avatar
некс 19 июл, 02:10
Чесно говоря ,вообще не слышал об этой фирме, это что такое ? такси , или что ? какое США я даже в Краснодаре ничего о ней незнаю
avatar
Роман 18 окт, 14:16
Первое Java приложение - хохочу не могу. Львов никогда ничего не разрабатывал, это ребята из Ижевска и Казани все делали, а он просто пользовался, а сейчас заявляет что это он )))) Первое приложение -из той же серии. К приложению TapTaxi львов вообще ни причём, те же ребята из Ижевска его делали, а он платил за его использование им. Врун конкретный.
avatar
dmtr grkv 18 окт, 14:19
..."Врун конкретный". Как и большинство подобных историй про то, как начинали с нуля и все такое...
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии.

Первая полоса

Город Ситуация

На графских развалинах

Фотокор «Югополиса» побывал в санатории «Орджоникидзе» в Сочи — памятнике архитектуры федерального значения, который был заброшен, пришел в удручающее состояние, но, возможно, будет спасен на деньги Эмиратов.

Город Люди Weekend

«Ленинград» в Краснодаре: как это было

10 ноября 2017 года в Краснодаре прошел большой концерт группы «Ленинград» в рамках юбилейного тура «20 лет на радость!»: фоторепортаж «Югополиса».