— Я поздравляю вас с успешной сделкой. Расскажите, как на столь серьезное объединение отреагировали основные конкуренты — Uber, Яндекс Такси, Gett?
— Объединение компаний стало новостью только для людей вне отрасли. Все, кто находятся внутри, знали, что мы готовимся к слиянию. Это логичное развитие нашего рынка. Еще 5-7 лет назад в каждом крупном городе было до 100-150 диспетчерских служб. Сегодня мы видим только 5 федеральных игроков. Это говорит о том, что первичная консолидация рынка прошла успешно. Теперь остались слишком большие игроки, чтобы просто взять и закрыться, единственный путь — крупные объединения. Внутреннее чувство подсказывает, что через 2-3 года мы увидим уже только 2-3 компании на рынке.
— Fasten примечателен тем, что это изначально российская компания, которая вышла далеко за пределы страны и уже работает в двух городах США. Какой рынок в Штатах? Жестче ли там конкуренция?
— В России заказ такси по телефону как услуга появился раньше, чем в Штатах. У нас на 1 млн жителей приходится в несколько раз больше заказов, чем в США. Но Америка стремительно догоняет Россию.
Что касается конкуренции, с одной стороны, рынок капитала в США значительно больше, и привлекать инвестиции в проекты там проще. Но с другой — законодательно выстроены барьеры в виде серьезных страховых требований к службам заказа такси. Чтобы компания подключилась к системе страхования, требуется порядка миллиона долларов. Это огромный барьер для появления мелких «гаражных» стартапов. Поэтому в США сегодня есть только два крупных игрока — Uber и Lyft. .
В России же именно из большого числа игроков родился современный рынок такси. У нас в каждом крупном городе было по 100-150 компаний, которые закалялись в конкуренции, проигравшие отсеивались. Мы делаем все, чтобы составить в Америке конкуренцию Uber и Lyft. .
В мае 2017 года сервисы заказа такси RuTaxi («Везет», «Лидер»), «Такси Сатурн» и RedTaxi объединились под общим брендом Fasten. Таким образом компания, чья штаб-квартира находится в Краснодаре, наряду с Didi (Китай), Uber (США), Ola (Индия) и GrabTaxi (Сингапур) вошла в пятерку ведущих сервисов заказа такси в мире.
— Как вообще фирма из Тимашевска, очень маленького города, стала частью компании, входящей в ТОП-5 перевозчиков мира? Может быть, вы назовете какое-то одно свое решение, которое изменило все?
— Не бывает волшебного одного решения, реальность наступает в результате ряда событий. Я бы назвал два решающих фактора, которые повлияли на наше положение на рынке сегодня. Во-первых, уважение к пассажирам и водителям, желание сделать для них удобный сервис. Во-вторых, приверженность технологиям. Мы старались опережать рынок на каждом этапе развития: первое java-приложение, первая сеть, одно из первых мобильных приложений в стране.
Мы старались опережать рынок на каждом этапе развития: первое java-приложение, первая сеть, одно из первых мобильных приложений в стране
— Планы по расширению географии в других частях света есть?
— Я думаю, преждевременно говорить о далеких странах. Мы работаем с рынками России, Украины, Казахстана и США. У нас есть небольшой офис в Чехии, в Праге. В этих странах у нас еще много работы. Только в России в планах на ближайший год открытие офисов в 40 городах.
— Не все оказались готовы к столь
стремительным изменениям рынка.
Онлайн-сервисы изменили правила игры
и конкуренции. Множество тех, кто не
смог сориентироваться, теперь активно
жалуются на вас и ваших конкурентов,
обвиняют во всех грехах и требуют
законодательно ужесточить требования
к агрегаторам. Как вы относитесь к этому
и боитесь ли реального ужесточения
законодательства?
1,3 млн
поездок
совершают ежедневно пользователи сервисов, входящих в Fasten. Для сравнения, у сервиса «Максим» этот показатель оценивался в 700–800 тыс. поездок. Через «Яндекс.Такси» в конце прошлого года в среднем совершалось 500 тыс. поездок в сутки, в Uber 150–170 тыс., в Gett — 150 тыс.
Я выступаю за либерализацию правил. Очень жду закон о самозанятых гражданах. Если под его действие попадут водители такси, то это существенно упростит им жизнь и многих выведет из серой зоны.
Сегодня водители, да и вообще мелкие предприниматели, боятся не столько налогов, которые, в сущности, небольшие, сколько что-то не так сделать. Нарушить какие-то процедуры, оказаться виноватыми, а потом через 2 года получить «письмо счастья» из УФНС, как это обычно бывает, с огромной суммой штрафа и пени. Важно, чтобы человек мог прийти в одно окно, заплатить определенную сумму и спокойно работать.
— Есть какие-то законы, которые стоят у агрегаторов как «кость в горле»?
— Думаю, что давно пора пересмотреть транспортное законодательство времен СССР, когда не было ни смартфонов, ни интернета. Например, выпуск на линию водителя. По закону должен проводиться технический осмотр перед выездом и после. Так же и с медосмотром. Это неисполнимо. Все страны отказались от таких правил. Для большинства предприятий в России это превратилось в формальность, необходимые процедуры не проводят, а штампики ставят «автоматом». Зачем мы делаем какие-то формальные вещи, которые исполняются только на бумаге?
— Есть мнение, что эти правила обеспечивают безопасность пассажиров…
— Это фикция. Никакой штампик не гарантирует компенсацию пострадавшему, не гарантирует, что водитель будет трезвым, на исправной машине, что он будет вести машину аккуратно и не нарушать ПДД. Важнее механизм защиты потребителя, который фактически работает. Во многих странах контроль над водителями переложили на страховые компании.
Если водитель попадается на неаккуратном вождении, употреблении алкоголя и пр., то ему страховая выставляет в дальнейшем заградительные тарифы. Он просто не сможет нормально зарабатывать. В России не хотят придумывать мотивирующие правила, больше принято запрещать, наказывать. Попал автобус в аварию? Давайте сделаем осмотр не один раз, а два. Тогда следующий логичный шаг — законодательно закрепить 3 проверки в день. И не важно, что этого никто не делает.
— Вы представляете теперь уже одну из крупнейших информационно-технологических компаний в сфере перевозок. Uber заявляет о своих планах развивать рынок беспилотных такси. У вас есть собственные планы, связанные с развитием технологий?
— У всех крупных игроков сегодня есть наработки, сильные стороны. Uber действительно смотрит в сторону беспилотных такси, но надо сказать, что пока у них с этим не ладится. Скандал с Otto... Теперь у Uber судебные ограничения на разработку беспилотных автомобилей, и непонятно, как все это разрешится. Мы, конечно, тоже ведем переговоры с автопроизводителями, с компаниями, которые занимаются разработкой ПО. Ищем пути сотрудничества.
— Часто в интервью ваши коллеги говорят, что модель Fasten ориентирована не на пассажира, а на водителя. Но очевидно, что технологии не остановятся, и когда-то водителям придется забыть о своей профессии. Т.е. в будущем вы не то что не будете с ними заодно, вы просто лишите их работы с помощью беспилотных такси. Готовы ли к этому водители, и обойдется ли этот технологический прорыв без серьезных социальных волнений?
— Я думаю, что мы вплотную подошли к следующей технологической революции. Она потеснит на рынке труда не только водителей, но и людей многих других профессий. Пока никто не знает, когда и как именно будут внедряться беспилотники. Много вопросов и с точки зрения технологий, и с точки зрения законодательной базы. Но неправильно говорить, что мы «лишим кого-то работы». Если произойдет полное изменение технологии, сопротивляться ему не смогут ни компании, ни общество. Сто лет назад началось массовое производство автомобилей — и извозчикам пришлось принять это и переквалифицироваться. Когда-то произойдет и переход к беспилотным машинам.
Сто лет назад началось массовое производство автомобилей — и извозчикам пришлось принять это. Когда-то произойдет и переход к беспилотным машинам
— Это перспектива какого времени?
— Максимум 10, минимум 5 лет. Это тот срок, когда весь процесс начнется. Вообще, изменения начнутся не с такси, а с грузоперевозок. Они ездят по прогнозируемым маршрутам, которые легче автоматизировать, чем миллионы вариантов движения такси в городе.
371 000
водителей такси
официально работают в России (данные Аналитического центра при правительстве РФ). Более 100 тыс. из них работают в Москве, Санкт-Петербурге и их областях. Еще около 110 тыс. таксистов работают в России нелегально.
— Отставание, может, и будет, но не в 50 лет. Максимум в два года. Сами компании проследят за тем, чтобы прогресс шел быстро. Сегодня на рынке работают серьезные компании с большими возможностями.
— Ожидаете социальный бунт, штурмы офиса водителями?
— Нет. Процесс будет долгим. Так что государству уже сегодня стоит задуматься о том, как себя вести дальше. Это же история не только про такси. Это затронет грузовые перевозки, ГИБДД, службы сервиса, ремонтные организации, страховые. Все, что связано с автомобилями вообще. С другой стороны, кто-то должен будет чинить эти машины, забирать на ремонт, когда они будут ломаться на улицах. Я предполагаю, что появится много бизнесов, которых сейчас даже не существует. Хотя вряд ли они создадут столько же рабочих мест, сколько потеряет отрасль...
Но пока мировая экономика справлялась с техническими революциями. Сколько их уже было? Первая волна автоматизации, когда появились конвейеры на заводах, тоже многих оставила без работы, но экономика справилась.
— Судя по всему, нас ждет глобальное вытеснение людей из рабочего процесса. Речь идет, похоже, даже о врачах, полицейских, журналистах. Как вы относитесь к идее минимального дохода, который государство выплачивает гражданам?
— Эта модель работать не будет. Общество деградирует. Какой-то процент людей будет чем-то заниматься, а остальные перестанут выходить из дома. Большинству людей требуется мотивация, чтобы они двигались вперед. Я думаю, что общество будет двигаться в сторону сокращению рабочих дней, количества рабочих часов.
— На ваш взгляд, такое понятие, как «социальная ответственность бизнеса», существует?
— Нет. Это выдумали неэффективные чиновники. Бизнес платит налоги, а государство должно их распределять. Когда управление неэффективно, чиновники начинают придумывать что-то про дополнительную социальную ответственность. В Штатах нет такого понятия вообще. Главная социальная ответственность — это платить налоги, создавать людям нормальные условия труда, платить зарплаты. Все.
526
млрд руб.
составила ёмкость российского рынка коммерческого извоза по итогам 2016 года (данные UBS). К 2021 году она вырастет до 1,097 трлн руб. Доля онлайн-заказов, по мнению аналитиков, за пять лет увеличится до 80% с текущих 20%.
— Это тонкая грань, которую мы постоянно корректируем. У нас были разные условия. В «Везет» используется процент от стоимости поездки. В «Сатурне» процент не используется уже лет шесть. Также у нас есть безлимитные тарифы для водителей и фиксированная плата за заказ. Потихоньку будет происходить стандартизация условий. Каждый из водителей может подобрать наиболее выгодные для себя условия сотрудничества с компанией.
— Почему несмотря на рост цен на бензин тарифы на такси у агрегаторов держатся примерно на одном уровне уже много лет?
— Это происходит по двум причинам: компании оптимизируют холостой пробег и время простоя водителей, что позволяет водителям с каждым годом выполнять все больше и больше заказов за одинаковое время. А также потому, что большинство компаний дотируют поездки.
— Какой в этом экономический смысл? Не работаете же вы себе в минус?
— Почему вы так думаете? Почти весь рынок работает в минус в надежде на завоевание большей доли. Консолидация продолжается, и если она закончится, закончатся и ценовые войны, а тариф станет экономически обоснованным.
— Насколько выше должны быть тарифы сегодня, чтобы работать с адекватной рентабельностью?
— На 10-20%. Но это именно сейчас. Что будет через 2-3 года, я не могу предсказать.
— Когда интеграция RuTaxi, «Такси Сатурн» и RedTaxi завершится?
— Fasten пока тестируется в двух городах России. С осени мы будем накатывать приложение на все города присутствия. Заказ, который вы сделаете в RuTaxi, будет видеть водитель через приложение Fasten. Вы, заказывая машину в Fasten, увидите всю базу машин RuTaxi, «Сатурна» и т.д.
Далее мы будем внедрять новые функции. Например, работаем над технологией, которая позволяет пассажирам искать попутчиков и таким образом разделять плату за проезд.
— Как я понимаю, штаб-квартира Fasten в Краснодаре обосновалась окончательно. Краснодар способен обеспечить вас разработчиками?
— Нет, но Fasten — уже не местная компания, а международная. У нас все переплетено. Часть разработчиков находится физически в Краснодаре и при этом занимается Америкой. Очень сильная команда программистов пришла вместе с Рутакси - они находятся в своей родной Уфе. Есть офис в Москве, который очень быстро растёт - понятное дело, что в Москве просто физически больше кадров.
— Почему вообще вы остались в Краснодаре? Казалось бы, место крупной международной IT-компании в Москве.
— Посмотрите на «Магнит». Все крупные ритейлеры тоже сидят в Москве, а Сергей Галицкий изначально сказал, что останется здесь и офис тоже останется здесь. Вот и мы изначально никуда не планировали уезжать. Но с развитием бизнеса все же приняли решение открыть дополнительный офис в Москве, сейчас он уже переполнен и скоро будет расширяться.
— Вы планируете как-то громко заявить, что компания базируется в Краснодаре? Может быть, не строить стадион, но сделать что-то масштабное?
— Штаб-квартира Fasten есть и будет в Краснодаре. Насчет стадионов… пока что совсем нет времени, делать что-то, кроме основного бизнеса. Наш рынок развивается в таком бешеном темпе, что ты еле успеваешь посмотреть по сторонам. Мы все же строим международную компанию!
Первая полоса
Последние новости
-
Краснодарцы в онлайн-режиме могут выбрать сквер для благоустройства 22:18
-
Спасли животных из ада: в Новороссийске жестокие хозяева издевались над собаками 21:42
-
В Новороссийске подозреваемый в нападении на женщину с ножом стал фигурантом уголовного дела 20:56
-
В центре Краснодара 20 марта ограничат движение транспорта 20:43
-
Расстаться мирно не удалось: в отеле в Сириусе приезжий устроил пьяный дебош 20:15
-
Путин рассказал об альтернативе Крымскому мосту 20:03
-
В Ростове задержан мужчина, пытавшийся расстрелять и взорвать бывшую возлюбленную 19:52
-
СК: на Кубани пожилой ревнивец убил соседа по даче 19:21
-
В Ростове погиб подросток, упавший с большой высоты 18:59
-
В Новороссийске в лифте многоэтажки девушку ранили ножом 18:44
-
Юнцы на дорогих авто без номеров устроили гонки по главной улице Краснодара 18:04
13 комментариев
scaramouche 12 июл 2017, 21:00
Попков А.В 12 июл 2017, 21:23
Павел К. 12 июл 2017, 22:24
мама стифлера 13 июл 2017, 03:32
Марина 13 июл 2017, 13:06
Генерал Фэйлор 13 июл 2017, 13:28
Антон 13 июл 2017, 13:40
wonderful_amur 13 июл 2017, 13:44
Антон 13 июл 2017, 13:44
Павел К. 15 июл 2017, 08:14
некс 19 июл 2017, 02:10
Роман 18 окт 2017, 14:16
dmtr grkv 18 окт 2017, 14:19
Последние обсуждения