В конце мая в окрестностях Краснодара состоялся традиционный фестиваль исторических реконструкторов «Богатырский стан». Один из его участников, княжеский дружинник эпохи раннего Средневековья, а в миру предприниматель Алексей Владимиров, рассказал «Югополису» о своем увлечении историей, образе средневекового дружинника и о том, почему рога на шлемах викингов — не более чем миф.
Фестиваль исторических реконструкторов «Богатырский стан» прошел в этот раз с 26 по 29 мая. В субботу 28-го был «туристический день»: желающие посмотреть сражения средневековых воинов съехались на территорию базы отдыха «Калужское озеро», расположенной в лесу между станицами Новодмитриевской и Калужской.
Организует и проводит фестиваль краснодарский клуб «Южное княжество». Собеседник «Югополиса» Алексей Владимиров, состоящий в этом клубе, знакомит нас с кухней фестиваля, в том числе и в прямом смысле: мы беседуем за деревянным столом, за которым проходят трапезы дружинников, князей, дев в льняных одеждах и других участников «Богатырского стана». Здесь же, на траве среди деревьев, разбит их лагерь — тканевые шатры, ровно такие, как положено в эпоху раннего Средневековья.
Зрелище начинается в полдень: воины сходятся на небольшом ристалище, и их предводитель, одетый в шлем и кольчугу, объясняет зрителям правила боя и приемы. Воины демонстрируют их. Сидящий рядом с нами на траве маленький мальчик в нетерпении: «Мама, когда начнут драться? Ну когда начнется драка? Ну когдааа?» «Драка» начинается, и всем мало места: сражение с настоящими мечами и щитами выглядит и звучит устрашающе, так что мамы спешно тащат детей на шаг назад.
За час до битвы «дружинник» Алексей Владимиров успевает рассказать нам главное — чем интересна реконструкция на юге России и сколько сил и времени уходит на изучение и воспроизведение эпохи раннего Средневековья.
— Как давно вы участвуете в реконструкциях?
— В июне как раз два года, как я увлекся всем этим. Я заинтересовался периодом раннего Средневековья, правления князя Святослава, дохристианской Русью, периодом становления русского государства. Он очень интересен тем, что между славянскими и скандинавскими племенами существовал военный союз — это было, по сути, объединенное военное государство. В школьной программе мало информации об этом времени — мне захотелось самому его изучить. Я узнал, что есть люди, которые занимаются изучением этого периода, реконструируют его.
Сначала мне было интересно просто заняться историческим фехтованием. Я приходил на тренировки, потом посмотрел, чем занимаются ребята — а все здесь участвуют в реконструкции исторических комплексов, — и потихоньку начал выбирать тему, которую мне было бы интересно реконструировать. Выбрал первый предмет — это был шлем из Гнёздова, одного из первых русских городов — его основали скандинавы на территории Руси. Он был смешанный: примерно 60 на 40 процентов там жили славяне и скандинавы. И от изучения истории этого города, того, как и почему он появился, началось у меня изучение того периода.
Выбранный мной шлем относится к захоронению; помимо шлема там меч, бытовые предметы, украшения. Я начал понемногу изучать эти предметы и осуществлять проект реконструкции. Сам я своими руками все это не делаю, но нахожу по стране, в Белоруссии, на Украине мастеров, которые делают. Мы с ними подробно, долго обсуждаем, как будет выполнен предмет: некоторые из них уникальны, их до этого никто не повторял. Так что возможности скопировать их нет: нужно очень глубоко разобраться.
Алексей Владимиров
Предприниматель, занимается продажами медицинских принадлежностей. Отдельное направление бизнеса — продажи черной икры. Работал в рекламном агентстве Ruport, занимался маркетингом в компании «Скай Линк», Ростелекоме.
Меня все это так захватило, что первый год я, наверное, целыми днями с утра до вечера изучал историческую литературу, искал источники, фотографии, платил музейным работниками, чтобы они сканировали книги, которые невозможно купить: они в единственном экземпляре — книги, например, XIX века, когда уже существовала археология. И таким образом постепенно процентов на 90 свой комплект предприимчивого гнёздовского дружинника я собрал.
Есть в изучаемом мной могильнике действительно уникальные предметы. Вот, посмотрите, блюдо с изображением Сенмурва. Это мифологическое божество, возникшее еще в период зороастризма. Оно почиталось в Древнем Иране, в средневековой Византии, а так как существовал военно-торговый путь из варяг в греки, когда скандинавы со славянскими племенами из Северной Европы ходили в Византию и обратно, имел место и культурно-экономический обмен. И такие предметы, присущие иранской культуре, появлялись на Руси.
В результате в славянской культуре возник образ священной птицы Семаргл, который впоследствии трансформировался в триумвират священных существ: Сирин, Алканост, Гамаюн, — и все это основано на иранском божестве Сенмурв. Эта находка уникальна, потому и реконструкций этого предмета не особенно много. Здесь он повторен максимально точно.
Или вот питьевой рог в серебряной оковке. Рог — предмет и бытовой, и сакральный: он использовался и в древних обрядах, и в застольях. Эти предметы, рог и блюдо, находились в могильнике вместе.
— Почему вас заинтересовал именно этот период?
— Трудно сказать. У меня всегда было недопонимание, скажем так, официальной трактовки этого периода. В школе нам рассказывали, что славянские племена призвали на княжение неких скандинавов, которые сформировали правящий клан, фамилию Рюриков, правивших с тех пор вплоть до Смутного времени.
Это мне было непонятно — как можно в какое-то государство позвать людей из другого, чтобы они стали правителями и начали выполнять культурные, социальные, политические функции?
Объяснение, что на Руси не существовало авторитетных лидеров, так что приходилось их приглашать из других стран, мне было непонятно. Как это происходило? Вот сейчас существует Россия, и мы бы позвали правителей из Китая? Мне казалось, такое невозможно, возникло желание разобраться в этом периоде — почему два разных этноса, две разные культуры объединились и долго, около трех веков, существовали в военном союзе.
— Но вы занялись именно реконструкцией, а не научным изучением истории.
— Дело в том, что мне ближе какой-то интерактив, практика. Заниматься историей, безусловно, интересно: это важнейший элемент нашего дела, — но для меня важно все: поездки, общение, исторические изыскания, участие в боях. Почти любой человек, который серьезно реконструирует комплекс, имеет багаж знаний кандидата наук или около того. Некоторые конкретно могут написать и пишут труды, признанные в научном сообществе. Это гораздо глубже, чем просто изучение истории.
Легендарное призвание племенами ильменских словен, кривичей, мери и чуди варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение в Новгород
Великий князь Киевский Олег совершил победоносный поход на Царьград
Великая княгиня Киевская Ольга приняла христианство
Одна из наших целей — посещение и создание фестивалей. Мы ездим по России, а в этом году я планирую поехать на зарубежный фестиваль — в Польшу. Это такое интересное состояние, когда ты приезжаешь на фестиваль, ставишь тканевый шатер, убираются все современные предметы вплоть до еды, не соответствующей заявленному периоду. К примеру, мы не едим картошку, помидоры. И мы погружаемся в эпоху — это действительно уникальное состояние.
Пару недель назад мы вернулись с большого елецкого фестиваля «Русборг», в котором участвовали около тысячи реконструкторов. Даже чтобы попасть туда, нужно пройти многомесячную паспортизацию. Отправляем комиссии паспортистов фестиваля фотографии своих комплектов, предметов, описываем, почему комплект так выполнен, на основании каких источников; версия это, или реконструкция, или стилизация, какова история комплекта и персонажа. Есть множество нюансов, которые должны быть учтены, чтобы все было гармонично.
Не может, например, человек в ободранных лохмотьях носить меч и шлем: это были очень дорогие предметы в эпоху раннего Средневековья. Многих не допускают на фестиваль.
Комментариев еще нет
Последние обсуждения