Ситуация Наука и техника 14 июн 2018, 14:53

​На Церере обнаружены гигантские запасы органики

Это стало большой неожиданностью для ученых астрономов.

Зонд Dawn обнаружил на поверхности Цереры огромные запасы органики, о которых ученые не подозревали: об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters.

«Если анализировать спектр Цереры, ориентируясь на космическую, а не земную органику, то окажется, что примерно половина ее поверхности покрыта существенными залежами подобных соединений. Это намного больше, чем шесть-десять процентов, о которых мы говорили в недавнем прошлом», — заявила Ханна Каплан из Юго-Западного исследовательского института в Боулдере (США).

Первые снимки Цереры, полученные зондом Dawn в марте 2015 года, позволили увидеть на карликовой планете две необычные структуры — белые пятна в кратере Оккатор, оказавшиеся следами густого «рассола», и пирамидальную гору Ахуна, возвышающуюся на четыре километра.

Впоследствии Dawn и его научная команда выяснили, что Ахуна на самом деле — древний, уже потухший криовулкан, а белые пятна оказались источником временной атмосферы Цереры, состоящей из водяных паров. Кроме того, в других регионах ученые нашли залежи чистого льда, указавшие на то, что поверхность Цереры непрерывно обновляется — иначе бы эти льды должны были давно испариться в космос. Также обнаружились следы органических соединений.

По словам Каплан, скопления органики считались заурядной особенностью карликовых планет и не вызывали у планетологов большого интереса, пока Dawn не нашел первые признаки того, что в недрах Цереры есть водный океан.

Это открытие заставило ученых задуматься, как органика могла повлиять на состав вод этого океана и его эволюцию. Каплан и ее коллеги повторно проанализировали собранные зондом данные по спектру Цереры и заново вычислили долю органики на ее поверхности.

Во время этих замеров ученые заметили, что породы на поверхности Цереры ближе по составу к так называемым углистым хондритам (одному из самых распространенных типов астероидов), чем к Земле и другим планетам. Это заставило предположить, что и запасы ее органики могут иметь то же происхождение.

У такой гипотезы есть важное следствие — космическая органика имеет совершенно иной состав и спектр, нежели соединения, которые можно найти на Земле, Титане и других планетах, она иначе взаимодействует с водой. Опираясь на это предположение, ученые еще раз проанализировали данные, собранные инфракрасными спектрометрами Dawn.

Оказалось, что на поверхности Цереры заметно больше органики, чем считалось раньше, — она покрывает примерно половину ее поверхности, а не шесть-десять процентов.

Этот вывод стал большой неожиданностью для ученых. Как отмечает Каплан, столь большие запасы органики нельзя объяснить тем, что на Цереру постоянно падают хондриты или схожие по химическому составу кометы: либо в них будет слишком мало подобных веществ, либо они окажутся слишком большими, чтобы пережить падение на карликовую планету.

Астрономы надеются, что две другие межпланетные миссии, «Хаябуса-2» и OSIRIS-REx, помогут раскрыть эту загадку, проанализировав химический состав хондритов с близкого расстояния и доставив фрагменты этих пород на Землю, — передает РИА «Новости».