Элегантный жест, сдержанная исполнительская манера, всегда особенная, выверенная интерпретация произведения. Интересные авторские программы…

В этом сезоне в центре внимания дирижёра – творчество Сергея Васильевича Рахманинова.

Год Рахманинова, чьё 150-летие отмечаем 1 апреля, только начался, а цикл вечерних концертов Кубанского симфонического, посвящённый одному из самых популярных русских композиторов, пересёк экватор.

Наше всё на букву «Р»

- Дирижёр Валерий Полянский сказал: если бы в своё время он не услышал музыку Рахманинова, он бы стал другим человеком. У вас так же? Скажем, если бы вы однажды не услышали «Вокализ» или Прелюдию до диез минор, то, возможно, пошли бы водить трамвай… Помните произведение Сергея Васильевича, после которого началась любовь к этому композитору?

- Наверное, как и у большинства, моя любовь к Рахманинову началась со Второго концерта для фортепиано с оркестром. Потом я услышал Третий концерт. Потом Вторую симфонию, Рапсодию на тему Паганини. Когда поступил в консерваторию (им. С.В. Рахманинова! – прим. авт.), познакомился с кантатно-ораториальным и оперным творчеством.

- Музыкальные социологи подсчитали, что произведения Рахманинова исполняются даже чаще, чем опера Бизе «Кармен». Но одно дело – играть программы от случая к случаю, другое – весь сезон. Открываются ли другие измерения при таком тотальном подходе? Что нового вы для себя открыли в этом цикле? Кстати, спасибо за Первую симфонию, которую я лично услышала впервые благодаря вам…

- Кстати, по поводу Первой симфонии. Геннадий Рождественский как-то показал Владимиру Понькину винтовую лестницу в здании Дворянского собрания в Санкт-Петербурге, где после шумного провала произведения рыдал молодой композитор. У музыки Рахманинова удивительное свойство: чем глубже её изучаешь, тем больше раскрывается её красота. Сейчас учу Третью симфонию. Удивляюсь, почему она менее популярна, чем Вторая.

- Какие творческие задачи стоят перед оркестром? На мой взгляд, сыграть Вторую симфонию – это творческий подвиг.

Денис Ивенский: «Мне не хватает тишины…»

- Музыканты молодцы! Хотя они не говорят, что им нравится цикл, но я вижу, с каким энтузиазмом они работают. Им интересно сыграть в одном сезоне всё симфоническое творчество Сергея Васильевича. Я взял в программу даже юношескую симфонию. Она часто звучит, но мы её ещё не исполняли.

- Впервые Третий фортепианный концерт Рахманинова вы сыграли с Константином Емельяновым. И сказали, что счастливы, что это случилось именно с ним. Почему?

- Костя меня поразил, когда мы с ним играли Первый концерт Чайковского. Тогда он только что стал лауреатом конкурса Чайковского. Мне хочется на одной сцене с артистом поймать удовольствие от совместного музицирования. Не со всеми великими пианистами это удаётся. В моей жизни было очень мало таких артистов. С Костей играть очень комфортно. Это невероятно талантливый, тонкий, глубоко образованный музыкант. Очень скромный человек. Мне просто нравится, как он играет.

- Жизнь Рахманинова – этический подвиг. Он ни разу не предал страну, которая, увы, так плохо с ним обошлась. Более того, все мы помним, как композитор гонорары отдавал фронту… Какой месседж сегодня несёт в себе личность Сергея Васильевича Рахманинова?

- Он был безумным патриотом страны. Для каждого россиянина это пример отношения к миру.

Счастливый билет

- В детстве у вас была мечта?

- Я хотел стать артистом. Не мог определиться, правда, каким: драматическим или фокусником. Потом хотел стать музыкантом. В 16-17 лет захотел стать дирижёром.

Денис Ивенский: «Мне не хватает тишины…»

- Кто привёл вас в музыкальную школу? Это было в Ставрополе?

- Папа. У меня была маленькая пианинка игрушечная. Я подбирал на ней песенки. Меня отдали в музыкалку поздно, в семь лет, когда набор уже был завершён. Оформили задним числом.

- Расскажите о родителях.

Папа музыкант, баянист, окончил Ставропольское музыкальное училище. Мама медсестра. Сейчас родители живут в городе Гулькевичи. Мама на пенсии, папа ещё работает.

- Почему вы учились в Краснодаре? В Ставрополе ведь тоже есть музучилище.

- Здесь жил мой дядя, я был у него первое время под присмотром.

- Историю с лишним билетиком, когда вы попали на концерт Кубанского симфонического, мы знаем. Что было в программе концерта, помните? И что случилось потом?

- Был 1997 год, когда старшекурсница дала мне билет на концерт, на который не смогла пойти. Играли «популярку». Я сидел в конце зала с правой стороны. Тогда-то я и захотел стать дирижёром.

- И после концерта вы подошли к Владимиру Александровичу Понькину?

- Да я дышать не мог, когда он рядом проходил! В те годы в училище он репетировал с солистами «Реквием» Моцарта, мы бывали на всех репетициях в органном зале… Сначала я занимался с педагогом Евгенией Ивановной Ивановой. Потом поступил в консерваторию – и разочаровался. Пожаловался Евгении Ивановне. Она говорит: «Пришло время показать тебя Володе». А потом Александр Степанович Данилов, ректор Ростовской консерватории, потрясающая личность, – под Владимира Александровича открыл кафедру оперно-симфонического дирижирования.

- Что отличает Владимира Понькина от других дирижёров?

- Всё отличает. Он мой гениальный учитель, который дал не только профессию, ещё и работу. Я ему обязан всем. Это моя путеводная звезда. Гениальный дирижёр, гениальный педагог. Имею счастье с ним общаться 20 лет. Оркестр его любит. Мы рады, когда он приезжает, ждём его. Для меня это родной человек.

- Получается, что наш Кубанский симфонический для вас – первый и единственный оркестр?

- Скажем так, основной.

Денис Ивенский: «Мне не хватает тишины…»

- Психологически это сложно – стоять первый раз перед коллективом, где вы – юнец, а в оркестре сидят мэтры?

- Ужасно страшно первый раз! Рядом с Понькиным не страшно. И сейчас уже не страшно.

- Год назад вы дирижировали на фестивале «Денис Мацуев представляет: диалог поколений». Меня потрясло не то, как вы аккомпанировали звёздам: Денису Мацуеву, Борису Струлёву, Александру Рамму. Меня тронуло, как вы аккомпанировали детям - восьмилетнему Елисею Мысину. Между прочим, из Ставрополя…

- Играем 23-й концерт Моцарта. Смотрю – мальчик смутился. «Мы расходимся»… Объясняю особенности акустики. Пробуем ещё раз. На концерте всё получилось. Уважаю Дениса Леонидовича (Мацуев – прим. авт.) за то, что он помогает одарённым детям проложить путь на большую сцену. В апреле в Краснодаре снова будет фестиваль – снова с Кубанским симфоническим. Директор фестиваля уже звонил.

- Вы помогаете Ставропольскому оркестру?

- Ну как помогаю… Одно время у них не было дирижёра, я к ним ездил на программы. Мне было интересно.

- Время разбрасывать камни, время собирать камни… Это я к тому, что приходит время, когда ты понимаешь, что возвращать так же приятно, как и брать. Для вас оно, похоже, уже пришло.

Симфонические миры

- В иерархии музыкантов кто круче: дирижёр или композитор?

- А как можно сравнивать? Композитор - творец, дирижёр - медиум.

- Но дирижёр же может отказать?

- Если композитор талантливый, ему ни один дирижёр не откажет.

- Что выше: симфоническая музыка или музыкальный театр? И кем вы себя считаете?

- Мне всё интересно, поэтому я работаю в музыкальном театре. Но ближе симфония. Потому что в музыкальном театре не всё зависит от тебя.

- Кроме Владимира Понькина, кого вы считаете эталоном дирижёра?

- Геннадия Николаевича Рождественского.

- А какой оркестр для вас является эталоном?

- Раньше я фанател от Берлинского симфонического. Сейчас много оркестров замечательных. Заслуженный коллектив в Санкт-Петербурге, оркестр Евгения Светланова. Кстати, Евгений Фёдорович записал антологию русской музыки. Нравится Российский национальный молодёжный в Москве. Такие ребята гениальные.

- Дирижёр – это про музыку или про психологию?

Денис Ивенский: «Мне не хватает тишины…»

- Сначала про музыку, потом про психологию.

- Есть модные дирижёры. Теодор Курентзис, например. Мода на дирижёров – это хорошо или плохо? С одной стороны, возникает ощущение гламура невероятного. С другой, уж лучше пусть будет модный дирижёр, чем рэпер.

- Вот вы и ответили. Курентзис, безусловно, талантливый. Он играл балет «Золушка» Прокофьева в концертном исполнении, когда музыканты стоя играли. Он чудесный оркестр создал – MusicAeterna.

- Есть ли отрицательные стороны профессии дирижёра?

- Типа, я дирижёр, и у меня должна быть отрицательная сторона?

- Нет. Типа симфонический дирижёр обязан быть публичным человеком.

- Не люблю пиариться, ходить на интервью, вешать растяжки. Я сам по себе, как это… интроверт. Я восстанавливаюсь в тишине.

Три вопроса о «Премьере»

- «Симфония Голливуда», «Формула любви»… Будет ли продолжение у проекта, который сегодня у всех на слуху?

- Пока мы берём паузу. Мы очень высоко подняли планку творчества. Должно пройти несколько сезонов, чтобы можно было продолжить на том же уровне.

- Думаете ли вы о чем-то большом, выходящем за рамки того, что вы сейчас делаете? Типа баттла симфонического оркестра и джаза?

- Недавно у нас в творческом объединении появился Илья Филлипов, мой большой друг, джазмен и художественный руководитель Музыкального шоу-театра «Премьера». Мы что-то придумаем. Желание есть.

Денис Ивенский: «Мне не хватает тишины…»

- Если бы вам сказали: возьмите любую партитуру, поезжайте на необитаемый остров и проведите там вечность, что бы вы взяли?

- Третий концерт Рахманинова, который 11 февраля мы с Костей Емельяновым и нашим оркестром будем играть. В нём такая простота. И такая сила.

Наша справка:

Денис Ивенский - лауреат Премии имени Л.Г. Гатова, лауреат премии главы муниципального образования город Краснодар «За высокие достижения в области культуры и искусства», заслуженный деятель искусств Краснодарского края. Окончил Ростовскую государственную консерваторию им. С.В. Рахманинова, где обучался на кафедре оперно-симфонического дирижирования в классе маэстро Владимира Понькина. С 2008 года - дирижер, а с 2016-го - главный дирижер Кубанского симфонического оркестра КМТО «Премьера». Автор проектов «Партитуры ХХ века», «Бетховен и…», «Русские классики», «Сказки с оркестром» и многих других.

Вопросы задавала Нелли Тен-Ковина

Фото Дарьи Григорьевой и из архива КМТО «Премьера»


Реклама. КМТО «Премьера»

Первая полоса

Ситуация

Цветущий Крым ждет гостей

Почти 60% номеров в отелях Крыма на майские праздники уже забронированы. А в особо популярных гостиницах мест уже не осталось. И это не удивительно. Весна в этом году в Крыму особенно яркая и теплая. Местные жители отмечают, что цветы раскрылись примерно на две недели раньше обычного срока. Насладиться яркими красками можно не только на многочисленных клумбах в парках и на улицах курортных городов, но и на пешеходных тропах в горах, и в заповедниках. Сменяя друг друга, цветы будут радовать вплоть до середины лета

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.