Элегантный жест, сдержанная исполнительская манера, всегда особенная, выверенная интерпретация произведения. Интересные авторские программы…

В этом сезоне в центре внимания дирижёра – творчество Сергея Васильевича Рахманинова.

Год Рахманинова, чьё 150-летие отмечаем 1 апреля, только начался, а цикл вечерних концертов Кубанского симфонического, посвящённый одному из самых популярных русских композиторов, пересёк экватор.

Наше всё на букву «Р»

- Дирижёр Валерий Полянский сказал: если бы в своё время он не услышал музыку Рахманинова, он бы стал другим человеком. У вас так же? Скажем, если бы вы однажды не услышали «Вокализ» или Прелюдию до диез минор, то, возможно, пошли бы водить трамвай… Помните произведение Сергея Васильевича, после которого началась любовь к этому композитору?

- Наверное, как и у большинства, моя любовь к Рахманинову началась со Второго концерта для фортепиано с оркестром. Потом я услышал Третий концерт. Потом Вторую симфонию, Рапсодию на тему Паганини. Когда поступил в консерваторию (им. С.В. Рахманинова! – прим. авт.), познакомился с кантатно-ораториальным и оперным творчеством.

- Музыкальные социологи подсчитали, что произведения Рахманинова исполняются даже чаще, чем опера Бизе «Кармен». Но одно дело – играть программы от случая к случаю, другое – весь сезон. Открываются ли другие измерения при таком тотальном подходе? Что нового вы для себя открыли в этом цикле? Кстати, спасибо за Первую симфонию, которую я лично услышала впервые благодаря вам…

- Кстати, по поводу Первой симфонии. Геннадий Рождественский как-то показал Владимиру Понькину винтовую лестницу в здании Дворянского собрания в Санкт-Петербурге, где после шумного провала произведения рыдал молодой композитор. У музыки Рахманинова удивительное свойство: чем глубже её изучаешь, тем больше раскрывается её красота. Сейчас учу Третью симфонию. Удивляюсь, почему она менее популярна, чем Вторая.

- Какие творческие задачи стоят перед оркестром? На мой взгляд, сыграть Вторую симфонию – это творческий подвиг.

Денис Ивенский: «Мне не хватает тишины…»

- Музыканты молодцы! Хотя они не говорят, что им нравится цикл, но я вижу, с каким энтузиазмом они работают. Им интересно сыграть в одном сезоне всё симфоническое творчество Сергея Васильевича. Я взял в программу даже юношескую симфонию. Она часто звучит, но мы её ещё не исполняли.

- Впервые Третий фортепианный концерт Рахманинова вы сыграли с Константином Емельяновым. И сказали, что счастливы, что это случилось именно с ним. Почему?

- Костя меня поразил, когда мы с ним играли Первый концерт Чайковского. Тогда он только что стал лауреатом конкурса Чайковского. Мне хочется на одной сцене с артистом поймать удовольствие от совместного музицирования. Не со всеми великими пианистами это удаётся. В моей жизни было очень мало таких артистов. С Костей играть очень комфортно. Это невероятно талантливый, тонкий, глубоко образованный музыкант. Очень скромный человек. Мне просто нравится, как он играет.

- Жизнь Рахманинова – этический подвиг. Он ни разу не предал страну, которая, увы, так плохо с ним обошлась. Более того, все мы помним, как композитор гонорары отдавал фронту… Какой месседж сегодня несёт в себе личность Сергея Васильевича Рахманинова?

- Он был безумным патриотом страны. Для каждого россиянина это пример отношения к миру.

Счастливый билет

- В детстве у вас была мечта?

- Я хотел стать артистом. Не мог определиться, правда, каким: драматическим или фокусником. Потом хотел стать музыкантом. В 16-17 лет захотел стать дирижёром.

Денис Ивенский: «Мне не хватает тишины…»

- Кто привёл вас в музыкальную школу? Это было в Ставрополе?

- Папа. У меня была маленькая пианинка игрушечная. Я подбирал на ней песенки. Меня отдали в музыкалку поздно, в семь лет, когда набор уже был завершён. Оформили задним числом.

- Расскажите о родителях.

Папа музыкант, баянист, окончил Ставропольское музыкальное училище. Мама медсестра. Сейчас родители живут в городе Гулькевичи. Мама на пенсии, папа ещё работает.

- Почему вы учились в Краснодаре? В Ставрополе ведь тоже есть музучилище.

- Здесь жил мой дядя, я был у него первое время под присмотром.

- Историю с лишним билетиком, когда вы попали на концерт Кубанского симфонического, мы знаем. Что было в программе концерта, помните? И что случилось потом?

- Был 1997 год, когда старшекурсница дала мне билет на концерт, на который не смогла пойти. Играли «популярку». Я сидел в конце зала с правой стороны. Тогда-то я и захотел стать дирижёром.

- И после концерта вы подошли к Владимиру Александровичу Понькину?

- Да я дышать не мог, когда он рядом проходил! В те годы в училище он репетировал с солистами «Реквием» Моцарта, мы бывали на всех репетициях в органном зале… Сначала я занимался с педагогом Евгенией Ивановной Ивановой. Потом поступил в консерваторию – и разочаровался. Пожаловался Евгении Ивановне. Она говорит: «Пришло время показать тебя Володе». А потом Александр Степанович Данилов, ректор Ростовской консерватории, потрясающая личность, – под Владимира Александровича открыл кафедру оперно-симфонического дирижирования.

- Что отличает Владимира Понькина от других дирижёров?

- Всё отличает. Он мой гениальный учитель, который дал не только профессию, ещё и работу. Я ему обязан всем. Это моя путеводная звезда. Гениальный дирижёр, гениальный педагог. Имею счастье с ним общаться 20 лет. Оркестр его любит. Мы рады, когда он приезжает, ждём его. Для меня это родной человек.

- Получается, что наш Кубанский симфонический для вас – первый и единственный оркестр?

- Скажем так, основной.

Денис Ивенский: «Мне не хватает тишины…»

- Психологически это сложно – стоять первый раз перед коллективом, где вы – юнец, а в оркестре сидят мэтры?

- Ужасно страшно первый раз! Рядом с Понькиным не страшно. И сейчас уже не страшно.

- Год назад вы дирижировали на фестивале «Денис Мацуев представляет: диалог поколений». Меня потрясло не то, как вы аккомпанировали звёздам: Денису Мацуеву, Борису Струлёву, Александру Рамму. Меня тронуло, как вы аккомпанировали детям - восьмилетнему Елисею Мысину. Между прочим, из Ставрополя…

- Играем 23-й концерт Моцарта. Смотрю – мальчик смутился. «Мы расходимся»… Объясняю особенности акустики. Пробуем ещё раз. На концерте всё получилось. Уважаю Дениса Леонидовича (Мацуев – прим. авт.) за то, что он помогает одарённым детям проложить путь на большую сцену. В апреле в Краснодаре снова будет фестиваль – снова с Кубанским симфоническим. Директор фестиваля уже звонил.

- Вы помогаете Ставропольскому оркестру?

- Ну как помогаю… Одно время у них не было дирижёра, я к ним ездил на программы. Мне было интересно.

- Время разбрасывать камни, время собирать камни… Это я к тому, что приходит время, когда ты понимаешь, что возвращать так же приятно, как и брать. Для вас оно, похоже, уже пришло.

Симфонические миры

- В иерархии музыкантов кто круче: дирижёр или композитор?

- А как можно сравнивать? Композитор - творец, дирижёр - медиум.

- Но дирижёр же может отказать?

- Если композитор талантливый, ему ни один дирижёр не откажет.

- Что выше: симфоническая музыка или музыкальный театр? И кем вы себя считаете?

- Мне всё интересно, поэтому я работаю в музыкальном театре. Но ближе симфония. Потому что в музыкальном театре не всё зависит от тебя.

- Кроме Владимира Понькина, кого вы считаете эталоном дирижёра?

- Геннадия Николаевича Рождественского.

- А какой оркестр для вас является эталоном?

- Раньше я фанател от Берлинского симфонического. Сейчас много оркестров замечательных. Заслуженный коллектив в Санкт-Петербурге, оркестр Евгения Светланова. Кстати, Евгений Фёдорович записал антологию русской музыки. Нравится Российский национальный молодёжный в Москве. Такие ребята гениальные.

- Дирижёр – это про музыку или про психологию?

Денис Ивенский: «Мне не хватает тишины…»

- Сначала про музыку, потом про психологию.

- Есть модные дирижёры. Теодор Курентзис, например. Мода на дирижёров – это хорошо или плохо? С одной стороны, возникает ощущение гламура невероятного. С другой, уж лучше пусть будет модный дирижёр, чем рэпер.

- Вот вы и ответили. Курентзис, безусловно, талантливый. Он играл балет «Золушка» Прокофьева в концертном исполнении, когда музыканты стоя играли. Он чудесный оркестр создал – MusicAeterna.

- Есть ли отрицательные стороны профессии дирижёра?

- Типа, я дирижёр, и у меня должна быть отрицательная сторона?

- Нет. Типа симфонический дирижёр обязан быть публичным человеком.

- Не люблю пиариться, ходить на интервью, вешать растяжки. Я сам по себе, как это… интроверт. Я восстанавливаюсь в тишине.

Три вопроса о «Премьере»

- «Симфония Голливуда», «Формула любви»… Будет ли продолжение у проекта, который сегодня у всех на слуху?

- Пока мы берём паузу. Мы очень высоко подняли планку творчества. Должно пройти несколько сезонов, чтобы можно было продолжить на том же уровне.

- Думаете ли вы о чем-то большом, выходящем за рамки того, что вы сейчас делаете? Типа баттла симфонического оркестра и джаза?

- Недавно у нас в творческом объединении появился Илья Филлипов, мой большой друг, джазмен и художественный руководитель Музыкального шоу-театра «Премьера». Мы что-то придумаем. Желание есть.

Денис Ивенский: «Мне не хватает тишины…»

- Если бы вам сказали: возьмите любую партитуру, поезжайте на необитаемый остров и проведите там вечность, что бы вы взяли?

- Третий концерт Рахманинова, который 11 февраля мы с Костей Емельяновым и нашим оркестром будем играть. В нём такая простота. И такая сила.

Наша справка:

Денис Ивенский - лауреат Премии имени Л.Г. Гатова, лауреат премии главы муниципального образования город Краснодар «За высокие достижения в области культуры и искусства», заслуженный деятель искусств Краснодарского края. Окончил Ростовскую государственную консерваторию им. С.В. Рахманинова, где обучался на кафедре оперно-симфонического дирижирования в классе маэстро Владимира Понькина. С 2008 года - дирижер, а с 2016-го - главный дирижер Кубанского симфонического оркестра КМТО «Премьера». Автор проектов «Партитуры ХХ века», «Бетховен и…», «Русские классики», «Сказки с оркестром» и многих других.

Вопросы задавала Нелли Тен-Ковина

Фото Дарьи Григорьевой и из архива КМТО «Премьера»


Реклама. КМТО «Премьера»

Первая полоса

Последние новости

Люди Бизнес

Слово двигает, пример увлекает

Для Краснодарского края благотворительность – не пустой звук. Наш регион находится в лидерах по отзывчивости меценатов и бизнеса на запросы общества. Это и различные гуманитарные акции, проекты социальной направленности, строительство и улучшение качества инфраструктуры. Но наибольшее внимание уделяется помощи детям. Крупные компании регулярно спонсируют благотворительные фонды, а те, в свою очередь, выделяют деньги на лечение и реабилитацию малышей. Удивительно, но факт: зачастую благотворительные акции остаются незамеченными со стороны общества, как будто уже сложилась традиция молчать о добрых делах. Так стоит ли освещать благотворительность, рассказывать людям о том, что помог? Как благотворительные пожертвования отражаются на жизни детей, их будущем? Об этом поговорим в нашей статье.
Weekend

Полупустые красные ковровые дорожки и победа Лантимоса: Венецианский кинофестиваль-2023

У Венецианского кинофестиваля юбилейный почти каждый год: то день рождения отмечают, то круглый счёт в количестве смотров. Так, с 30 августа по 9 сентября на острове Лидо прошло уже 80-е, опять юбилейное, мероприятие. Почему традиционные красные ковровые дорожки оказались полупустыми и какая судьба ожидает фильм-победитель смотра – в нашем материале.

Люди

Как хорошо, что мы друг у друга есть!

Сентябрь для творческих людей – особенный месяц. Начало сезона… Как его встретишь, так и проведёшь. В КМТО «Премьера» сезон начали с высокой ноты.
Нелли Тен-Ковина
Weekend

Осенью в повторном прокате: поход в кинотеатр вместо похода к психологу

Повторный прокат продолжает радовать российского кинозрителя своим репертуаром. Только на первую половину осени назначено три громких (уже давно не) премьеры. Эти картины будто специально подобраны, чтобы помочь вам пережить «сезонную депрессию». Только вот они не отвлекут вас от негативных эмоций, а заставят пережить их вместе с персонажами.

Бизнес

Путь дорожника – гордость поколений

Одно из самых эффективных предприятий дорожной отрасли Кубани НАО «Новопокровское ДРСУ» отмечает 80-летний юбилей
Евгения Вольская, Илья Привалов
Ситуация Weekend

Продлён на «Новый сезон»: дневники второго российского фестиваля онлайн-кинотеатров

На курорте «Роза Хутор» стартовал 2-й фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон». Наш автор прибыл в Сочи, чтобы лично оценить главные сериальные проекты ближайших месяцев. О них – в нашем материале.
Ситуация

Честность — порок, порядочность наказуема?

​В Сочи создается очередной прецедент «кубанского правосудия». Наличие всех документов и абсолютная прозрачность сделки вовсе не гарантируют, что через несколько лет вас не обвинят в нечестности и не потребуют вернуть деньги, лишив при этом права на имущество