Сегодня женщины в бизнесе уже никого не удивляют. Представительницы лучшей половины человечества владеют и эффективно управляют компаниями даже с мировыми именами. Но образ женщины-руководителя в сознании чаще связан с такими сферами, как продажи, маркетинг, бренды одежды… В дорожном же строительстве женщины как первые лица вызывают пусть если уже не удивление, то точно повышенный интерес. Эта область в большей степени остается мужской в силу природной брутальности тех, кто трудится на экскаваторе, дорожном катке или асфальтобетонном заводе.
Генеральный директор ООО «Региондорстрой» Ирина Тарасова руководит ведущим дорожным предприятием Кореновского района с 2007 года. Об уровне говорит тот факт, что Ирина Владимировна удостоена звания «Заслуженный дорожник Кубани», награждена почетной грамотой Министерства транспорта РФ и так далее. А предприятие стабильно входит в число лучших отраслевых в крае. Есть ли особый женский стиль управления – или это неверный штамп? Какие принципы помогают выстроить эффективную модель производства? Как вообще можно сочетать ипостаси бизнесвумен, женщины и мамы? Эти и другие вопросы мы задали Ирине Тарасовой.
Врожденный перфекционизм
С Ириной Тарасовой мы познакомились в 2009 году. На тот момент Ирина Владимировна была самым молодым руководителем дорожного предприятия в крае, но уже успела себя зарекомендовать как эффективный управленец. Стоит ли говорить, что Ирина Тарасова к тому же была тогда единственной женщиной на посту генерального директора в дорожной отрасли края. И в этом плане ничего не изменилось: она и сегодня – единственная!
Тогда, более 13 лет назад, мы разговаривали о формуле построения эффективного бизнеса с женским лицом в дорожной отрасли. О целях и задачах, которые ставила перед собой и своими сотрудниками Ирина Тарасова. Нынешняя беседа не отличалась по темам от той, первой, но кардинально разнилась по наполнению.
- Прежде всего, хотим поздравить с вашим юбилеем. Здоровья, счастья, успехов и новых свершений.
- Спасибо. Для меня юбилей – это не про возраст. Годы идут, и это естественный процесс. Надо ценить каждое мгновенье, как бы банально это ни звучало. Юбилеи нужны хотя бы для того, чтобы подвести под них неделовые встречи, которые все время откладывались из-за тотальной нехватки времени, поговорить с людьми не по телефону и так далее. И, конечно, итоги какие-то подвести надо. Хотя тут все сложно: время настолько ускорилось, что события идут непрерывным потоком, не успеваешь пережить одно, как что-то новое происходит.
- Вы о макроэкономике и политике?
- Я о жизни каждого из нас. Любые глобальные изменения неминуемо отражаются на обычных людях, и я, как руководитель, должна принимать меры, которые помогут продолжить развитие предприятия, обеспечат людей работой, дадут достойные условия труда и адекватный уровень доходов. Я, конечно, слежу за событиями в мире, но надо работать и делать мир лучше здесь, на месте.
- Давайте немного об итогах. Как вы оцениваете результаты своей профессиональной деятельности?
- Если посмотреть цифры, то все неплохо. В этом году мы удвоили объемы по заказам. Объекты сдаются в срок и с необходимым качеством. Недавно запустили новый асфальтобетонный завод мощностью 180 тонн смеси в час и за смену уложили более тысячи тонн асфальта – это рекорд! Полностью укомплектованы техникой. Долгов нет. С кадрами, правда, проблема – не хватает их, но кадровый голод касается всех дорожников. В общем, есть что поставить в актив.
Но по натуре я перфекционист, а значит, изначально не могу пребывать в эйфории от успеха. Всегда есть дела, которые идут не так, как запланировано, особенно в такой сфере, как дорожное строительство. Это состояние вне времени – константа, с которой я живу с 2007 года, когда стала генеральным директором здесь, тогда мне не было и тридцати. Это предприятие создал мой отец, Рудник Владимир Николаевич – человек, который внес большой вклад в дорожную отрасль края и развитие нашего района. К несчастью, его не стало четыре года назад.
Сразу скажу, что у меня нет профильного образования, хотя вплоть до выпуска из школы, которую, кстати, закончила с золотой медалью, была твердо намерена идти на автодорожный факультет краснодарского политеха. Но в последний момент все переигралось, и я поступила на геофак КубГУ. Уже с третьего курса поняла, что это не мое. Углубилась в экономический блок, а летнюю практику по собственному желанию проходила на предприятии отца. Когда встал вопрос о руководителе, отец сказал, что мне надо этим заняться. Какие у меня были варианты? Да и интересно было себя попробовать. Так и началось.
На сегодняшний момент у меня два диплома о высшем образовании – менеджмент и экономика. За более чем полтора десятилетия работы выработался собственный стиль управления. Он основан на том, что каждый должен заниматься своим делом и отвечать за результат. У нас очень слаженная команда профессионалов, которая формировалась годами. Каждый специалист знает свою зону ответственности досконально и в ней является экспертом самого высокого уровня. Очень ценно, что, поставив задачу, как руководитель я полностью уверена в максимальном эффекте.
Свой стиль
- В той беседе, когда вы только начинали свой путь руководителя, было сказано, что управленческие решения даются трудно. Опыт ускорил процесс?
- В какой-то мере да. Но привычка все многократно взвешивать и лишь потом принимать решения осталась. Поначалу я смотрела на других руководителей, пыталась поймать их алгоритмы действий и примерить на себя. Это был неправильный вариант. Одно дело учиться, когда полученную информацию пропускаешь через себя и делаешь свои выводы, и совершенно другое – копировать. Каждое производство уникально, что бы там ни говорили эксперты по эффективному управлению. Да, есть базовые общие принципы, помогающие наладить производственные процессы, но они дают только основу, а не готовое решение. Это как ответ на математическую задачу в конце учебника – он известен, но ищут его разными способами.
- Или подгоняют решение под ответ…
- В жизни и бизнесе такое очень жестко наказывается. Честность – это актив, который невозможно переоценить, но только при условии, что она абсолютна. Нельзя быть честным с партнерами и при этом водить за нос коллег и наоборот. Полуправда – та же ложь, хоть и со смягченной трактовкой.
Никогда не понимала тех, кто боялся сказать правду. Если возникла проблема, напротив, надо о ней открыто рассказать, а люди поймут и зачастую подскажут лучший выход.
- Прямо демократия в чистом виде. Это работает?
- Речь не о демократии. Наверное, некоторые про меня скажут, что я жесткий руководитель, хотя я так не считаю, да и люди, которые со мной долго работают, это подтвердят. Как на руководителе, на мне лежат обязательства перед сотрудниками не только по Трудовому кодексу, но и в человеческом плане. Климат в коллективе – важнейшая часть успеха. Меня отец с детства воспитал так, что надо с уважением относиться к людям и оценивать их по поступкам. На предприятии работают люди, которые старше меня и имеют гораздо больший стаж: дорожный рабочий, бухгалтер, мастер, водитель, машинист асфальтоукладчика – не важно, они специалисты в своей области. Про них надо книги писать и кино снимать, чтобы показать пример верности профессии. Они болеют за предприятие, потому что оно им родное и, конечно, имеют право знать и об успехах, и о проблемах. Этот принцип работает.
- В чем вы видите отличие своего стиля руководства от мужского, и есть ли оно?
- Все разные, и у каждого свой стиль. Но чисто женской чертой считаю, что у меня всегда должен быть запас. Ненавижу кредиты и всячески стараюсь их избегать, хотя в бизнес-среде, не спорю, возможно, это экономически выгодно. Но в то же время я не понимаю, когда слышу, что руководитель говорит о необходимости кредита, чтобы выплатить зарплату. Как это возможно? Зарплата – это святое! На это деньги должны быть всегда и лежать на твоем счету, а не кредитном. Еще я совершенно не хочу расширяться. Не путайте с «развиваться». Я за интенсивное развитие: имеющиеся мощности необходимо использовать по максимуму и постоянно обновлять парк техники и оборудование, и мы к этому поступательно движемся.
Еще, пожалуй, женская черта в том, что сотрудник должен подходить не только по профессиональным качествам, но и быть созвучным духу коллектива. Интуитивное восприятие, если хотите. Но это скорее не мой стиль, а общая атмосфера на предприятии – те, кто подходят, остаются и воспринимают работу как общее дело в кругу близких людей.
Динамика развития
- Вам уже давно не надо доказывать свой профессионализм – результат говорит за себя. Какие качества помогли стать тем, кем вы стали?
- Вдумчивость, желание работать и развиваться, знания, умение учиться. Но гораздо больше качеств, которые мне мешали и продолжают мешать. Например, я до сих пор очень хочу верить в людей. Много раз на этом обжигалась, но все равно иногда совершаю эту ошибку.
Кроме того, я чистый интроверт. В этом, кстати, мы полные противоположности с сыном. Ему 18, и он заряжен на быстрые решения, драйв и любую движуху – он меня в этом плане не понимает. Мне же уютно в кругу близких людей, и я терпеть не могу выступать на публике. Другое дело, что я знаю за собой эту черту и насильно вывожу себя из зоны комфорта, чтобы получить импульс и передать его сотрудникам.
- Но вы же пять лет были генеральным директором Союза дорожников Кубани. Должность - куда уж публичней?
- Это прекрасный опыт, который помог много понять и дал новые точки опоры. Можно сказать, что в тот момент я оказалась в нужном месте и сумела в полной мере проявить свои организаторские способности. Мы переняли опыт алтайских коллег и провели первый конкурс «Лучший по профессии», который стал традиционным и одним из самых ожидаемых событий для дорожников. Проводили спортивные турниры. Организовывали тематические встречи. Перед собой я ставила цель максимально перезнакомить и сплотить дорожников Кубани. Сегодня наш регион в числе лучших, и мне хочется верить, что в этом есть и моя небольшая заслуга.
С другой стороны, необходимость постоянно быть на людях - это стресс для меня, который тем не менее необходим руководителю. В этом году я заставила себя вступить в бизнес-клуб и каждый четверг посещаю в Краснодаре бизнес-завтраки. Я их называю «очередной удар по моей самооценке». Но меня эти встречи по-настоящему заряжают, много дают в плане личностного развития.
Вместе с тем «Региондорстрой» - это по-настоящему мое, родное. Здесь я выросла. Тут меня окружают люди, которые всегда готовы подставить плечо. Поддержат, поймут и помогут. И я им очень благодарна за это.
Из гущи событий
После беседы мы, конечно, не могли не познакомиться с людьми и производством. В этой экскурсии нас сопровождал заместитель генерального директора ООО «Региондорстрой» Виталий Бурганов.
- До прихода сюда я успел поработать на разных дорожных предприятиях и могу с определенностью сказать, что здесь особый климат и отношение к людям. Мне очень подходит такой стиль, когда ставится задача и полностью тебе доверяют ее решение: сделал – доложил по результату. И здесь это культивируется на всех уровнях. Начальники подразделений, бригадиры, дорожные рабочие – все на своих местах максимально нацелены на результат. А инженерно-технический состав – это суперпрофессионалы, которые, как мне кажется, решат любые задачи, - говорит Виталий Анварович.
Новый асфальтобетонный завод блестит в бликах осеннего солнца. Именно здесь 3 октября этого года произвели рекордную тысячу тонн асфальтобетона.
Руководитель АБЗ Оксана Герман на предприятие пришла в 2005-м и трудилась здесь заведующей лабораторией. А в этом году ей предложили возглавить производственный комплекс по выпуску асфальтобетона, бетона и битумной эмульсии.
- Пришлось многому учиться. От предприятия ездила на курсы в Краснодар, Сочи, Ростов-на-Дону, Москву. Сложность в том, что мы были первые в крае, а это всегда трудно. Теперь к нам приезжают из других районов, чтобы посмотреть, как все работает. А у нас процесс отлажен. Лаборатория сертифицированная, и специалисты постоянно на страже качества, - делится Оксана Герман.
Перед тем как отправиться на объект, где идет работа по укладке асфальтобетона, удается поговорить с начальником участка содержания автодорог Юрием Кавериным. Он пришел на предприятие в 2015 году.
- У нас работа есть круглый год – 220 километров дорог обслуживаем. Труд тяжелый и не каждый выдерживает, но мы справляемся. Для этого у нас есть все необходимое: 9 комплексных дорожных машин, 6 тракторов, 3 грейдера, другая техника. Вопросов с обеспечением вообще нет – все четко. Мне есть с чем сравнивать. Здесь у нас хозяйский подход в организации процесса. И к людям относятся с уважением. Бригадир Олег Усков рядом стоит и подтвердит – работать здесь умеют, - объясняет Юрий Леонидович.
До объекта 26 километров - от Кореновска в сторону Тимашевска. Уже на подъезде к участку можем оценить качество ремонта – новое полотно гладко стелется под колесами. Перед местом, где непосредственно ведутся работы, горит красный светофор – реверсивное движение. Немного подождав, подъезжаем к асфальтоукладчику, окутанному клубами пара от горячей смеси.
Невысокий, плотный бригадир Александр Гончаренко не расстается с улыбкой:
- А я тридцать лет с лопатой и не собираюсь бросать – нравится.
- Да что ж тут может нравиться – дым, асфальт, жара?
- Это любить надо. Не объяснишь так. Я ж дорожник в третьем поколении. Дед битум возил. Бабушка была бухгалтером. Дядя работал мастером, тетя – разметчицей. Родное предприятие. Я всех здесь знаю и дни рождения помню. Вон Роман Рудай идет, начальник участка. Его мама главбухом здесь много лет отработала. У нее день рождения 23 февраля. Очень хорошая женщина.
Так, извините, работать надо, чтобы примыкания не было. Побежал я, - уже на ходу бросает Александр.
Работают очень слаженно и даже весело. Асфальтобетонщик Владимир Малимонов, несмотря на молодость, уже опытный специалист – 11 лет на дороге. Под стать ему и коллега Алексей Синюк. А машинист асфальтоукладчика Владимир Беляев словно по нитке ведет огромную машину.
- Этой бригадой мы уложили ту самую тысячу тонн асфальтобетона за смену. Но я уверен, что такие спецы способны и на большее, - делится дорожный мастер Роман Нестеров. – Я сюда пришел в 2017-м и сразу понял, что нашел то, что искал. До этого работал в нескольких организациях, но тут прямо точное попадание. Охарактеризовать можно так: здесь все по-честному. А то, что у нас руководитель женщина – тоже плюс. Ирина Владимировна фору даст многим мужикам-управленцам. Это не лесть. Спросите у любого, все это знают.
Немного отойдя в сторону от кипящей работы, разговариваем с начальником участка по ремонту автодорог Романом Рудай.
- Это предприятие для меня, как и для многих сотрудников, семейное. Здесь моя мама, Людмила Александровна, многие годы работала главным бухгалтером. Отец, Анатолий Григорьевич, трудился на автогрейдере. Я пришел после окончания вуза. Тут мы больше чем просто коллеги. Александр Гончаренко помнит меня еще мальчишкой. Здесь нормальные человеческие отношения на первом плане. А когда такая основа, то и работа делается быстро и качественно. В этом, наверное, и есть секрет того, что предприятие развивается, - делится Роман Анатольевич.
И с этим трудно не согласиться.
Первая полоса
Последние новости
-
Команда врачей из Краснодара приняла участие в медицинском шоу «Симптомы» на Wink.ru 10:35
-
Депутат ЗСК Олег Бойченко поздравил руководителей ТОС с Днем местного самоуправления 10:34
-
После атаки беспилотников Славянский НПЗ частично приостановил работу 10:04
-
С ножом на машину: участнику дорожного конфликта в Краснодаре грозит до семи лет тюрьмы 09:51
-
Из программы льготной ипотеки могут исключить семьи с высокими доходами 09:30
-
Жительница Ростова-на-Дону рассказала о вероятном похищении своего брата, участвовавшего в Чеченской войне 09:03
-
За время работы в Минобороны обвиняемый во взяточничестве Тимур Иванов купил дом в 1500 кв. м и раритетный автомобиль 08:45
-
На Кубани прошел чемпионат и первенство по сапсёрфингу 08:23
-
Массированная атака БПЛА на Кубань: на Славянском НПЗ произошел пожар 08:09
-
На Дону задержан самбист, подозреваемый в массовых избиениях прохожих 23:12
-
В Сочи столкнулись «Жигули» и мотоцикл, байкер погиб 21:40
Комментариев еще нет
Последние обсуждения