Тысячи километров кубанских дорог протянулись на длину земного экватора, а их качество вывело наш край в число лучших регионов страны по этому показателю. По мнению президента Союза дорожников Кубани Александра Карпенко, комфортность и безопасность наших автомагистралей – это в первую очередь заслуга профессионалов отрасли.

Созданный в 2001 году отраслевой союз сегодня объединяет 57 предприятий, занимающихся строительно-ремонтной, научной, проектно-изыскательской, аудиторской, снабженческой, транспортной деятельностью. Большой и дружный коллектив профессионалов-дорожников сочетает в работе энергию молодых и опыт ветеранов.

Именно с целью привлечения ветеранов дорожной отрасли к воспитанию молодого поколения дорожников, сохранения лучших традиций организаций дорожного хозяйства края и было в свое время создано структурное подразделение союза – Совет ветеранов (старейшин).

Накануне Всемирного дня пожилого человека, который отмечается завтра, 1 октября, и профессионального праздника – Дня работников дорожного хозяйства, который дорожники готовятся отметить успешными показателями в работе 16 октября, ветераны отрасли принимали поздравления руководства.

Пешком пройдя каждый метр

Отдых в Анапе в пансионате «Черное море» для ветеранов организовал и финансировал Союз дорожников Кубани. Четыре дня были насыщены интересной программой – различными экскурсиями, поездкой в Абрау-Дюрсо с посещением знаменитого винного дома. По словам председателя Совета ветеранов Сократа Зделова, такая забота о людях, с именами которых тесно связано развитие дорожной отрасли Кубани, успела стать доброй традицией.

– Мы никого не забываем. Стараемся вместе отмечать и праздники, и памятные даты, и скорбные события, – сказал Сократ Пантелеевич. – Союз дорожников поддерживает нас, ветеранов. А все мы, кто, как говорится, пешком прошел каждый метр кубанских дорог, обещаем делиться опытом с молодежью. Наш ветеранский глаз – острый: заметим то, что другие могут пропустить, и всегда подскажем, поможем советом.

– Как дорожник, как мостовик, работающий сегодня в дорожной отрасли Кубани, хочу сказать вам большое спасибо за то, что это вашими усилиями, вашим трудом кубанские дороги называют одними из лучших в России, – взял слово президент Союза дорожников Кубани Александр Карпенко на торжественном вечере в честь ветеранов по случаю знаменательных дат. – Будем на вас равняться, брать пример, учитывать опыт.

Наставничество и воспитательная работа с молодежью, по словам Александра Карпенко, в условиях нынешнего времени становятся важны, как никогда раньше. И кому, если не ветеранам, следует доверить эту миссию.

– Сегодняшним мальчишкам нужно вернуть понятие России – великой державы, страны победителей, – согласились с руководителем союза ветераны дорожной отрасли. А он в свою очередь рассказал, как идет строительство Центра военно-патриотического воспитания молодежи Краснодарского края «Патриот», который возводится за счет добровольных пожертвований организаций-членов ККА РООР «Союз дорожников Кубани».

«Патриот» – это 160 га территории, на которой расположатся: полномасштабный стадион, стрелковый тир, административный корпус с учебными классами, где опытные педагоги будут преподавать историю России, тактическое дело, основы топографии и другие предметы. Это спальный корпус, столовая, полоса препятствий, картодром, парашютная вышка, аэродром, мемориал «Вечный огонь». Грандиозный проект стоимостью два миллиарда рублей планируется завершить к концу года!

– Вы являетесь нашими наставниками, учителями, которые помогли прийти на работу и стать на ноги многим молодым специалистам, передав им и жизненный опыт, и профессиональный, – обратился к ветеранам исполняющий обязанности руководителя ГКУ КК «Краснодаравтодор» Артём Артюх.

Он отметил, что сегодня кубанским дорожникам по плечу объекты с приставкой мега-. В Краснодарском крае реализуются масштабные проекты, такие как строительство Яблоновского моста, обход Тимашевска, дороги регионального значения - такие, как Черниговская-Дагомыс.

Без ветеранов, отдававших свои знания и силы строительству кубанских дорог, нынешние достижения отрасли были бы невозможны, уверен Артём Артюх.

Путевка в жизнь

Георгий Владимирович Эльязов 44 года проработал в одной организации. В дорожную отрасль пришел после института, начал работать на Кубани в 1975 году. Первую свою должность – геодезиста – получил в Отрадненском ДРСУ.

Дорога длиною в жизнь

– Работа эта очень серьезная, и приняли меня с условием, что сходу смогу управиться с инструментами, – рассказал Георгий Владимирович.

Дали молодому специалисту задание: пройти с нивелиром вдоль строящейся трассы, проверить, есть ли на местности отклонения от проекта. Прошел он с инструментом по дороге, провел измерения, начертил, как оно есть по факту. Принес начальнику, а тот заметил, что реальная картина с той, что указана в проекте, не совпадает. Он, естественно, проявил недовольство – дескать, что это за работа такая недобросовестная! После сам взял инструмент и прошел по дороге. Результат оказался неожиданным: измерения, выполненные начальником, полностью совпали с теми, которые только что выполнил молодой специалист.

– Это задание и стало моим экзаменом на зрелость, путевкой в жизнь, так сказать, – поделился ветеран.

В Отрадненском ДРСУ Георгий Эльязов работал мастером, старшим мастером, замначальника по содержанию. Был главным инженером. А в 1998 году его назначили начальником ДРСУ. В этой должности он проработал до 2017 года, до выхода на заслуженный отдых.

В настоящее время Георгий Владимирович является депутатом районного совета и председателем депутатской комиссии по строительству и торговле, помогает молодым коллегам решать самые разные вопросы.

– Сейчас в начальниках нашего ДРСУ Виталий Васильевич Норкин, это мой ученик, работал моим замом по содержанию. Не забывает ученик учителя, консультируется со мной, а я делюсь опытом. Многие мои воспитанники, которых принимал на работу, обучал, сегодня работают в разных должностях, хорошие специалисты, надежные люди. Пока они работают, за Отрадненское ДРСУ я спокоен, – рассказал ветеран.

За советом к нему обращаются не только коллеги. Три дочери и сын Георгия Владимировича тоже работают в дорожной отрасли. В дружную семью дорожников Кубани вошли и внуки. Такая вот рабочая династия у нас получилась, улыбается Эльязов.

Есть такая профессия – дороги строить

Автандил Седракович Симонян пришел в дорожную отрасль больше полувека назад. Его рабочий стаж превышает четыре десятка лет.

Дорога длиною в жизнь

– После института выбирал между инженером-строителем и инженером-дорожником. Можно сказать, что специальности эти смежные, поскольку на дороге тоже есть здания и сооружения - автовокзалы, например. Улицы, дороги, аэродромы и мосты – это тоже все дорожная отрасль, – рассказывает ветеран.

Инженер-дорожник Симонян принимал участие в строительстве олимпийских объектов в Сочи, занимался уширением мостов и переходов на трассе Краснодар-Новороссийск.

– Сложная это технология, когда дорога не соответствует по параметрам, нужно увеличивать пропускную способность, бывает, что для этого дополнительный мост строят или добавляют конструкции – все зависит от конкретной ситуации. Каждый мост – это характер, – говорит Автандил Седракович.

Чтобы долго служили людям мосты, строить их нужно только профессионалам, считает ветеран. По его мнению, нельзя эту работу и без души выполнять, иначе хорошего результата не жди.

Нравится инженеру-дорожнику, что сейчас к подбору специалистов в отрасли строгий подход. Чтобы получить заказ, нужно зарекомендовать себя профессионалом, представить технику, доказать, что можешь осилить задание лучше других. Это – огромная ответственность.

А здоровая конкуренция среди специалистов – даже к лучшему, поскольку мотивирует работать с полной отдачей. Вот, к примеру, Крымский мост всей страной строили, разные специалисты там работали, лучшие из лучших. Многих из них Автандил Седракович знал лично еще по работе на олимпийских объектах.

– Спецы, орлы, настоящие профессионалы, – отзывается о коллегах ветеран. – Горжусь, что довелось работать вместе.

Автандилу Симоняну есть кому передавать знания и опыт в профессии. По стопам деда пошел внук, тоже стал дорожником.

– Есть такая профессия – дороги строить, – подводит итог ветеран, – рад, что есть у меня продолжатель нашей династии дорожников.

Дружная семья профессионалов

Александра Андреевна Петрович в дорожной отрасли проработала 44 года. По профессии она мостовик, заканчивала автомобильно-дорожный факультет Ленинградского инженерно-строительного института (ныне - Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет).

Сама родом с Кубани, после института по распределению вернулась в родные края. Пять лет проработала в Азово-Черноморском управлении автомобильных дорог общегосударственного значения. Потом перешла на работу в "Краснодаравтодор", в проектную контору. Всю жизнь занималась проектированием - сначала в должности старшего инженера, потом руководителя группы, начальника отдела, главного инженера. Дошла до руководителя проектной организации.

Дорога длиною в жизнь

– Проектировали мы и дороги, и мосты, и другие искусственные сооружения – например, подпорные стены (в основном в Сочи), мосты - по всему краю. Нет ни одного района, в котором бы мы не отметились, – рассказывает Александра Андреевна.

В дорожной отрасли женщин мало - мужчины в основном. Но в проектном деле представительницы прекрасного пола есть и работают очень хорошо. По словам ветерана, мостами она «заболела», когда впервые попала в Ленинград - Санкт-Петербург и увидела всю необыкновенную архитектурную красоту. Самой захотелось стать причастной к ее созданию.

Супруг Александры Андреевны - тоже дорожник. Познакомилась она с будущим мужем, Виктором Александровичем, еще в институте, поженились на четвертом курсе. А потом вместе приехали на Кубань, Виктор Петрович долгие годы работал в 9-м мостостроительном управлении.

Внуки гордятся дедушкой и бабушкой, знают, какие прекрасные мосты появились у нас в крае силой ее таланта и профессионализма, и это радует Александру Андреевну. А еще она рада тому, что ветераны-дорожники имеют возможность встречаться, общаться, делиться опытом – то есть быть причастными к большому и важному делу – строительству дорог в крае.

– Спасибо Союзу дорожников за то, что нас вместе собирает, для нас очень важно чувствовать свою нужность. Для меня мои коллеги как семья - вот такая производственная история у меня получается, – завершает свой рассказ о жизни и профессии Александра Петрович.

И в заключение президент Союза дорожников Кубани Александр Карпенко обратился ко всем ветеранам отрасли со словами:

- Хочу выразить благодарность за неоценимый труд и пожелать крепчайшего здоровья каждому из вас, наши ветераны! Чтобы еще долгие годы вы могли оставаться энергичными и полными сил для того, чтобы передать как можно больше опыта молодому поколению. Живите счастливо и радостно в почете и нашем глубочайшем уважении к вашим сединам и трудовым рукам!

Первая полоса

Люди Ситуация Бизнес

Икра в зоне СВО, или Международный день добровольца у передовой

Вот уже второй месяц длится командировка краснодарских бизнесменов и наших корреспондентов в ЛНР и ДНР, где они примеряют на себя среди прочего амплуа волонтёров. И День волонтёра, который по всему миру отмечался 5 декабря, они встретили там, где нужнее всего сейчас отзывчивые и способные помочь не только словами люди – практически на передовой. «Югополис» продолжает рассказывать о той помощи, которую краснодарцы оказывают как мирному населению, так и тем, кто непосредственно задействован в проведении СВО.

Ситуация Бизнес

Город, в котором хочется жить

Участники третьего ежегодного Форума общественных объединений Краснодара «Гражданская солидарность» обсудили меры и способы создания комфортной среды для всех жителей и гостей кубанской столицы.
Бизнес

Некрасивых девочек не бывает: доказано «МЛЦ»

«Будь здорова, мама!» - так называлась специальная праздничная программа, которую подготовили ко Дню матери в краснодарском филиале федеральной сети медицинских центров «МЛЦ». В гости пригласили полсотни женщин разных возрастов и профессий – успешных, талантливых, умеющих совмещать активную общественную жизнь с сохранением семейного очага. Специалисты центра и приглашенные эксперты поговорили с гостьями о секретах женского долголетия и поддержания красоты.

Ситуация Бизнес

В Тамани зеленеют тополя

Жители станицы, волонтёры, представители компании «ОТЭКО» и администрации высадили первые 100 деревьев канадского тополя, которые станут частью зеленого пояса, защищающего населенный пункт от пыли и ветра таманской степи.

Город Люди Ситуация

«Сидели на полу, вокруг свистели пули»: жители Цибанобалки рассказали о штурме дома ранившего трёх полицейских соседа

Анапчанин погиб при штурме дома, где забаррикадировался и отстреливался от полицейских. Три человека ранены. Дома у погибшего нашли 20 ножей, ружье и 170 патронов

Ситуация Weekend

«Пушкинской карте» больше года. Вот пять причин, чтобы ее оформить

В сентябре прошлого года в России запустили «Пушкинскую карту». Молодежь может использовать ее для оплаты билетов на концерты, выставки, спектакли и даже в кино. О главных преимуществах карты – в материале «Югополиса»

Город Люди

Гетто, кукурузные палочки и ложные вызовы: одна ночь работы экипажа ППС в Краснодаре

В России 10 ноября празднуют День сотрудника органов внутренних дел (или по старому стилю – День милиции). До сих пор для простого обывателя детали и нюансы работы полицейских покрыты завесой тайны. Мне удалось немого узнать эту «кухню» изнутри и воочию понаблюдать за работой одного из экипажей ОБ ППСП № 1 Управления МВД России по Краснодару. Отсюда берёт своё начало история одной ночи работы наряда патрульно-постовой службы.