Наука и техника

Диагноз для медиа

Известный журналист и филолог, создатель и главный редактор онлайновой газеты «Частный Корреспондент» Иван Засурский ответил на вопросы краснодарских журналистов и блогеров.

12 мая 2011, 11:25 Анна Шалимова

Приезд Ивана Засурского в Краснодар 9 мая оказался спонтанным. В начале мая извеcтного журналиста и филолога, создателя и главного редактора онлайновой газеты «Частный корреспондент», ведущего ток-шоу «Пресс-клуб XXI» на телеканале «Культура» пригласили на медиафорум «Единой России» в Волгоград, а затем предложили съездить на Кубань – провести семинар для блогеров.  Он согласился, потому что очень хотел заехать в Горячий Ключ и поздравить с днем рождения свою бабушку Валентину Никитичну Замашкину.

 Семинар прошел успешно. Иван Засурский ответил на вопросы краснодарских блогеров, представителей СМИ и молодых политиков. Свои вопросы задал медиа-эксперту и «Югополис».

 

– Иван, у вас, оказывается, кубанские корни?

– Да, я наполовину южанин. С восьми месяцев каждый год мама отправляла меня летом в Горячий Ключ к бабушке, которая и сейчас живет в этом городе вместе с другими моими родственниками.

С детства люблю реку Псекупс. Здесь не все понимают,  насколько это крутая речка, в ней живая вода. Всем советую купаться в Псекупсе. Вода потрясающе влияет на кожу. Это роскошный подарок природы.

– Как поживает ваш дедушка, Ясен Засурский? Многим краснодарским журналистам посчастливилось учиться не только по его учебникам, но и под его руководством на журфаке МГУ.

 – Сейчас Ясен Николаевич – президент факультета. У него все хорошо, появилось много свободного времени. По-прежнему помнит всех своих студентов по именам.

 Диагноз для медиа
«Качество журналистики в России ужасающее. И я решил: пусть лучше мне пишут люди, для которых главная мотивация — не деньги, а возможность высказаться»

– Вы тоже преподаете, имеете даже опыт преподавательской деятельности в Америке. Как считаете, нынешняя молодежь образованнее, чем предыдущее поколение?

 – Уровень образования в целом стал лучше, потому что появилось больше доступной информации.

– Не было желания уехать за границу?

 – Нет. Я слишком сильно привязан к близким. У меня дети маленькие, мама, бабушки, дедушки. Папа, правда, живет за границей, в  Латвии. Моей дочери Марусе исполнилось 2,5 года,  сыну Яну –1,5. Кстати, мы его хотели назвать в честь прадедушки. Но тот  был против еще одного Ясена в семье. Иваном тоже решили не называть. Был бы Иван Иванович II.

А еще у нас с женой Екатериной есть Никита – ее сын от первого брака. Он постарше. Вот мы и воспитываем троицу, которая ходит друг за другом гуськом по даче, где мы живем.

– Вы - член комиссии по правам человека при президенте России, участвуете в проектах «Единой России». Откуда такая политизированность?

– У меня нет ни  связей в «Единой России», ни проблем с этой партией. Так как я являюсь специалистом в различных областях, то  всех консультирую. За выступление на медиафоруме в Волгограде я даже денег не просил, а только — закинуть меня в Горячий Ключ.

 Второй момент. Если я хочу что-то изменить в стране, нужно с кем-то работать. А с кем еще работать, подумайте сами? Да, есть крупные частные игроки. Но нужно учитывать реальный расклад сил.

В партии я не состою, и жестких политических предпочтений у меня нет.

Но в интернете у меня есть персонаж – Иван Иванович Зарусский. Это виртуальное лицо, он активный политик. И если мне что-то хочется сказать о политике, я выпускаю на арену двойника, который высказывает свою точку зрения в стиле Жириновского.

 Диагноз для медиа
«У меня нет ни связей в «Единой России», ни проблем с этой партией. Так как я являюсь специалистом в различных областях, то всех консультирую. За выступление на медиафоруме в Волгограде я даже денег не просил»

– А какой позиции придерживается интернет-издание «Частный корреспондент»?

 – «ЧасКор» – это поток, это не материя. То есть способ видеть самое интересное.  В отличие от информационных СМИ он – издание комментарийное, все время старается открыть какую-то новую грань проблемы.

– Как вам удалось создать столь качественное СМИ?

 – Рецепт всегда один – найти инвестора, который готов сжечь кучу денег.

Если бы я знал, насколько это крохоборский бизнес – медиа в интернете, я вряд ли стал бы делать такой проект. Очень тяжело на самом деле. В этом году неожиданно получилось, что я вышел по финансам в ноль. В интернет-медиа это считается сумасшедшим успехом.

Я запускал проект летом 2008 года. С моей точки зрения, было очень удачное время. В интернете тексты становились меньше, темы – бульварнее, все стали продавать секс и скандалы. Я решил сыграть против рынка – сделать качественное СМИ, которое выигрышно смотрелось бы на фоне таких проектов, как «Коммерсант»,  могло бы конкурировать с большими брендами.

Мне хотелось иметь дело, которым я мог бы гордиться.

Но в какой-то момент я был в отчаянии. Никак не удавалось зацепиться за аудиторию. У нас был хороший вирусный трафик, но не складывалось ядро. И в этот момент в Россию пришел Facebook.

Добавлю, что мой профиль в интернет-бизнесе – это международные сделки. Мне больше всего нравится «женить» компании через границу, как Rambler и ICQ.

Мы стали партнерами с Facebook. В результате интеграции количество подписчиков мгновенно увеличилось. Сейчас их 11-12 тысяч.

 

 Диагноз для медиа
«Частный корреспондент» — это поток, это не материя. То есть способ видеть самое интересное. В отличие от информационных СМИ он — издание комментарийное, все время старается открыть какую-то новую грань проблемы»

– А какие у «ЧасКора» уникальные преимущества, помимо интеграции?

– Первый секрет успеха – это социальные сети, а второй – я перестал платить всем, кроме небольшого количества редакторов. Любой пользователь может нам написать, но это не значит, что материал будет опубликован, а если опубликован, то оплачен.

Качество журналистики в России ужасающее. И я решил: пусть лучше мне пишут люди, для которых главная мотивация – не деньги, а возможность высказаться.

 

Мне кажется, власть не считает интернет настолько важным, чтобы там наводить порядки. Это все-таки такая элитарно-молодежная среда. Она не решает исход выборов"

– Оказывает ли власть давление на «ЧасКор»?

– Я считаю, что могу делать все что угодно. Наверно, я не буду призывать отдавать президента и премьера под суд и тому подобное, а  в остальном  чувствую себя абсолютно свободным.

За долгие годы у меня выработался некий стиль общения с людьми. Я стараюсь, даже если хочется сказать человеку что-то очень неприятное, говорить таким образом, чтобы он мне в ответ улыбнулся… и заплатил еще. Я думаю, что это мне в жизни очень помогает.

– Как осуществляется цензура в интернете?

– С помощью DoS-атак, как это было с ЖЖ. Кто-то заряжает атаку, и сервис не работает. Но цензуры как таковой, я считаю, в России нет. У нас не цензура, а темнота – отсутствие просвещения. Общий уровень настолько низкий, что цензура просто не нужна.

В целом, мне кажется, власть не считает интернет настолько важным, чтобы там наводить порядки. Это все-таки такая элитарно-молодежная среда. Она не решает исход выборов.

– Иван, как вы считаете, блогер Алексей Навальный – это система или частный случай?

 – Тут история такая. Навальный интересен как пример. Это пока  еще не массовая история. Здесь даже не важно, что его знают всего 6 процентов россиян. Этого достаточно, чтобы он собрал 200 000 долларов за пару недель, просто попросив.

Люди считают, что Навальный - чемпион. Однако чемпион совсем другой человек – блогер Антон Носик, потому что у него есть благотворительный фонд. Там детей лечат от рака. И вот он за прошлый год собрал 2 миллиона долларов.

Пусть на меня не обижаются представители «Единой России», но Навальный сейчас делает их работу. Он показывает, как надо работать.

Чем кончится история с Навальным, я не знаю. Но ясно одно – эта технология будет тиражироваться.

Я считаю, что могу делать все что угодно. Наверно, я не буду призывать отдавать президента и премьера под суд и тому подобное, а в остальном чувствую себя абсолютно свободным"

– Почему чиновники так увлеклись твиттером?

 – Twitter – это удобная система анонсирования и публичный чат, которые меняют привычную манеру поведения людей. Наступает время полной публичности. Люди женятся и разводятся через twitter на глазах у всех.

Его подхватили журналисты и политики. За счет этих двух групп он и растет.

Давайте сравним. Например, написал Медведев что-нибудь в блоге. И ему пишут комменты: Медведев то, Медведев сё. А в twitter их некуда писать. Очень удобно для политиков: быстрая односторонняя коммуникация.

– Вы знаете хотя бы одного политика, который сам пишет в твиттер?

 – Медведев. Ряд других. А вообще политик не должен ничего сам делать. У него должен быть аппарат. Он профессиональный коммуникатор, который должен общаться с большим количеством людей, чем  может себе позволить. Помощники есть даже у самого слабенького депутата. По мере того, как слабеют традиционные издания, в роли чьих-то секретарей все чаще оказываются журналисты. Они помогают политикам формулировать мысли. В этом ничего страшного, мне кажется, нет.

– Умрут ли традиционные СМИ, прежде всего – газеты?

– Есть очень хорошая книжка, которая так и называется «Когда умрут газеты». Ее написал Андрей Мирошниченко. Это блогер Slon.ru.  Так вот, он считает, что последнее поколение, которое читает газеты, – олимпийское, то есть люди, родившиеся примерно в 1980 году, которые привыкли иметь дело с бумагой.  Мирошниченко предсказывает, что газеты начнут закрываться в 2017 году и завершится этот процесс к 2035-му. Последними закроются «Коммерсант» и «Ведомости». Но мне кажется, он не учитывает некоторых вещей. Я, например, уверен, что останутся хорошие бесплатные издания, а также очень дорогие.

Если говорить в целом об изменениях, которые происходят в информационной среде, то хочу дать несколько образов, чтобы вы понимали, как я это вижу.

Было время, когда не существовало никаких медиа. Информация распространялась устно. Потом появилась письменность, потом печатная пресса. Люди стали думать рационально, делать выводы. Все, что мы знаем про демократию, построено на основе печатной прессы и коммуникации. Когда роль прессы ослабевает, все это рушится.

Как было с радио. Из одной точки вещают, все остальные слушают. Радио дало нам Гитлера, Сталина и Муссолини, то есть тоталитарные режимы.

Телевидение дало эмоции, ощущения. При этом произошла полная потеря смысла. У вас есть 10 секунд, за которые нужно изложить свою мысль. Время пошло.

А сейчас наступило время интернета. Что это за время, до сих пор непонятно.

В интернете узкая сегментация. Общество разделено на группы, у каждой из которых свои ценности. Из-за этого в сети не дискуссии идут, а чаще – бред какой-то, болтовня.

– Каким вы видите будущее  социальных сетей?

– Моя маленькая дочь освоила iPad и сама смотрит мультики на YouTube. В моем представлении, с каждым годом возраст активных пользователей социальных сетей будет снижаться. «ВКонтакте» я чувствую себя стариком. Там реально всем по 20 лет. В Facebook та же ситуация.

Многим кажется, что Livejournal, Facebook и «ВКонтакте» конкурируют. Но это вообще разные вещи. Абсолютно. Ничего общего.

Livejournal – это старая интеллигентская кухня из 80-х, на которой можно спокойно сидеть и общаться.

Facebook – некоторое движение в сторону развития коллективного сознания. У него очень мощная информационная экосистема, мощный вирусный механизм, который потрясающе работает.

«ВКонтакте» – образовательный ресурс с большим потенциалом. Я считаю, что именно в этой социальной сети со временем будут выстроены огромные библиотеки и другие образовательные фишки.

Это три офигенных, абсолютно разных проекта.

Мы из старого мира. Мы привыкли думать, что если на рынке есть несколько игроков, то кто-то кого-то из них подъедает, поджимает. Это не так. Один и тот же человек пользуется ими для разных целей.

 

– Как вы считаете, почему «Единая Россия» закрывает свой портал и начинает активно проникать в социальные сети?

 – Они готовятся к выборам. Стараются привлечь молодежь. А знаете, что я им посоветовал?  Обеспечить молодежь бесплатным Wi-Fi. Вот тогда колоссальная отдача на выборах будет.

Читайте также

Первая полоса

Город Weekend

Куда пойти в Краснодаре с 29 апреля по 12 мая: афиша мероприятий

Ближайшие две недели краснодарцев ждут длинные выходные, которые они проведут с семьями, на природе или на парадах и патриотических акциях. А что насчёт культурного и спортивного досуга на этих майских праздниках? Концерты, спектакли, футбольные матчи и фестивали – в обзоре «Югополиса».
Ситуация

Цветущий Крым ждет гостей

Почти 60% номеров в отелях Крыма на майские праздники уже забронированы. А в особо популярных гостиницах мест уже не осталось. И это не удивительно. Весна в этом году в Крыму особенно яркая и теплая. Местные жители отмечают, что цветы раскрылись примерно на две недели раньше обычного срока. Насладиться яркими красками можно не только на многочисленных клумбах в парках и на улицах курортных городов, но и на пешеходных тропах в горах, и в заповедниках. Сменяя друг друга, цветы будут радовать вплоть до середины лета

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.