Ответ на философский вопрос о том, кому жить хорошо на Руси или в конкретной ее части, можно искать разными способами. Один из них предложили ВЭБ.РФ, разработав Индекс качества жизни в российских городах. Его составили на основе официальных данных и опросов горожан. База данных помогает ответить на важные вопросы как горожанам, так и профессиональным управленцам во власти и бизнесе. Исследование освещает целый ряд параметров городской жизни: экологичность, благоустроенность, обеспеченность транспортом и медицинскими услугами. «Индекс прежде всего ориентирован на человека – его запросы, интересы и оценки по важнейшим направлениям жизни. В системе 270 показателей по 12 ключевым направлениям. Получить портрет любого из 115 российских городов теперь можно буквально за несколько минут», – говорит главный управляющий директор ВЭБ.РФ Андрей Самохин. Как он отмечает, пользователями системы могут быть и бизнес (можно, например, выявить незакрытые потребности горожан), и власти (система позволяет выявить как сильные стороны, так и точки, максимально требующие внимания).

В Индексе качества жизни у Краснодара, например, довольно сильные позиции по объемам жилищного строительства, обеспеченности и качеству жилья, хорошие показатели пешей доступности спортивных объектов, высокая доля населения, проживающего в 10-минутной пешей доступности от остановки транспорта. Мы провели проверку на земле – насколько данные в индексе по Краснодару совпадут с реальной картиной…

Электрическая сила

Настоящим историческим событием называют в Краснодаре недавний старт движения трамваев по новой ветке, проложенной по улице Московской. Первый вагон отправился по ней рано утром 31 марта. Местные жители смогли поехать на работу на экологичном и не подверженном пробкам транспорте, а еще и получили памятные билеты, подтверждающие их причастность к истории.

Индекс Краснодара: проверка на качество жизни
Первый трамвай на новой ветке на улице Московской

Строительство новой трамвайной линии – в целом по стране не самое частое явление. Краснодар же оказывается в лидерах по использованию электротранспорта среди городов на юге России. В кубанской столице им пользуются до 40% пассажиров. В то же время для сравнения: в Ростове-на-Дону – 15%, Волгограде – 35,13%, Белгороде – 17%, Ставрополе – 8,17%.

Согласно индексу, возраст краснодарского электротранспорта все же достаточно высок: более 15 лет для троллейбусов и 24 года – для трамваев. Любопытно, что для троллейбуса в общероссийских масштабах это много – показатель выше, чем средние по стране, почти 13 лет. А при своей почти четвертьвековой истории трамваи на пару лет моложе среднестатистических в РФ.

Alt
Данные из Индекса качества жизни ВЭБ.РФ

В то же время в городе уже идет глобальное обновление трамвайного и троллейбусного парка. На улице Красной троллейбусы постепенно заменили электробусами. За последние три года для Краснодара закупили более 100 современных трамвайных вагонов и обновление продолжится. К тому же городские власти обещают построить еще три новые линии, в том числе – в аэропорт. Сейчас утверждают их проекты.

Для проверки возраста транспорта в Краснодаре, так сказать, «в полевых условиях» выходим на одну из самых «центральных» остановок трамваев – на пересечении улиц Красной и Горького. Новые (из той самой сотни) трамваи подъезжают достаточно часто. В первую очередь ими заменяли «старичков» из Восточного депо, где был самый старый подвижной состав. Тех «квадратных» вагонов на улицах уже почти не встретить. Из старых в центре встречаются только известные в городе и даже отчасти ставшие его символом трамваи, которые по стране их происхождения называют «чешскими». Мягкие формы, скругленные очертания, своя ретроэстетика: горожане любят эти трамваи. Вот только не в жару – тогда эти вагоны начинают проигрывать новым, кондиционируемым. Тут надо отметить, что данные по трамваям в индексе – по состоянию на первое полугодие прошлого года, поэтому какие-то последние трамвайные поставки в них могут быть не учтены. Это значит, что город серьезно продвинется по направлению «Мобильность», когда базу данных обновят, – это произойдет осенью.

Много дорог, но немало и пробок

Предпочитающие личный транспорт горожане наверняка знают, что из любой точки Краснодара к цели можно проехать множеством способов. Чем все и пользуются, чтобы… объехать пробки. По данным индекса, в кубанской столице очень много дорог: на каждый квадратный километр агломерации приходится более 10 километров дорожного полотна.

Однако есть в Краснодаре и целые районы (например, Музыкальный), где дорог, в общем-то, и нет. Муниципалитет просто не может там их проложить, поскольку земля находится в частных руках. «В отношении 12 земельных участков приняты решения об изъятии для муниципальных нужд, в настоящее время проводится работа по заключению соответствующих соглашений», – рассказали о ходе работ «Югополису» в администрации Краснодара. Там также добавили, что такую работу ведут в отношении еще 30 участков.

Alt
Данные из Индекса качества жизни ВЭБ.РФ

Пройдемся по центру города в час пик. В Краснодаре это не самое удачное время для прогулки. Центральные улицы все как одна застревают в пробках. Стоит Северная и главная, центральная улица столицы Кубани – Красная. Индекс качества жизни, кстати, тоже указывает на эту «болячку» города. По его данным, средний краснодарец тратит на дорогу от дома до работы более 33 минут. Это больше, чем в среднем по стране (около 27 минут).

Одна из причин – качество дорожного полотна. Возьмем для примера сопоставимый по населенности и площади город, Владивосток. По количеству автомобилей он прилично обгоняет Краснодар (47 машин на 100 владивостокцев против 32 автомобилей на 100 краснодарцев). А вот время в пути у среднестатистического жителя дальневосточной столицы меньше – около 30 минут. Так что, решив проблему с качеством и количеством дорог, Краснодар снизит число заторов и время в пути, которое вынуждены проводить жители.

Директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Краснодара Владимир Архипов рассказывает, что к 2024 году всем прописанным в законе на этот счет нормам (определяющим ровность, прочность, сцепные свойства и другие качественные характеристики полотна) будут соответствовать 85% дорог. Примечательно, что еще в 2016 году таких дорог было не больше 40%. «Участки дорог для ремонта отбираем по итогам диагностики улично-дорожной сети и с учетом пожеланий жителей. Безусловно, особое внимание уделяется дорогам, по которым движется общественный транспорт», – добавил Владимир Архипов.

Урбанист и член организации «Помоги городу» Владислав Амерханов причину пробок видит в большой запаркованности городских улиц, на которых явно не хватает мест для стоянки. «В Краснодаре часто две-три полосы едут, а одна запаркована. Мы сейчас разрабатываем новые градостроительные нормы, где предусматриваем расширение норм по парковочным местам. Это коснется в том числе и торговых объектов. Количество мест, которые нужно построить, сейчас считается от торговой площади. Но многие владельцы ТЦ нередко нас обманывают и говорят, что из 2 000 квадратных метров торговой площадью у них являются только 200. Сейчас мы начнем считать норматив только об общей площади», – рассказал Владислав Амерханов.

Главной же причиной пробок урбанист считает «маятниковый» характер движения горожан. «Люди едут на работу и с работы. В садик и из садика. Все это можно решить только одним путем: инфраструктура должна быть в каждом районе такая, чтобы основные вопросы можно было решить, не покидая их. Сейчас в городе функционирует рабочая группа, которая как раз занимается вопросом обеспечения жителей инфраструктурой», – добавил Владислав Амерханов.

Нужно больше школ

Ежедневные поездки жителей Краснодара на работу и с работы и так отнимают немало времени. Потому важной становится пешая доступность школ и детских садов: чтобы детей не пришлось перед трудовым днем везти куда-то далеко на учебу. Индекс качества жизни фиксирует территориальную доступность местных школ. Так, по данным исследования, 96% горожан проживают в 20 минутах пешком до ближайшей школы. А вот по садикам данных пока нет: разработчики обещают их добавить в этом году.

На деле ситуация сильно отличается от района к району. Так, нехватку образовательных учреждений в районе Гидростроителей признают и горожане, и власти. Гуляя по микрорайону с молодой мамой Екатериной, видим, что садики в округе есть. Однако тут совершенно не важно, сколько минут нужно до них идти пешком: «В них ходят дети и из частного сектора, и из огромных многоэтажек. В итоге садик близко, но в нём нет мест», – рассказывает Екатерина. Своего сына Никиту она возит в сад на машине.

Индекс Краснодара: проверка на качество жизни
Школа на 1550 мест на улице Автолюбителей

Новые учреждения в районе уже возводятся и активно: построены школа и детсад, впереди стройка еще двух садиков. 1 апреля одобрение от надзорных органов получила школа на улице Автолюбителей: она отвечает всем нормам градостроительного кодекса. «Образовательное учреждение примет учеников уже 1 сентября. Это сделает жизнь в микрорайоне Гидрострой гораздо комфортнее. Особо хотелось бы отметить работу строителей. Они справились с задачей четко в установленные сроки», - сообщил глава Краснодара Андрей Алексеенко.

Депутат Госдумы от Краснодарского края Наталья Костенко заверяет, что нехватка инфраструктуры возникала из-за рассинхронизации госпрограмм между собой. «Мы строим много жилья, а на строительство школ, детских садов и больниц регионам потом просто неоткуда взять денег. Потому и говорим, что строительство – сфера, которая увязывает на себе огромное число факторов: социалку, экономику, уровень жизни, уровень удовлетворенности действиями власти и прочее. Если построить много жилья, но не увязать его с созданием рабочих мест, то мы получим население, которому негде работать, оно будет люмпенизироваться, а обстановка быстро станет криминогенной. Нужно на государственном уровне корректировать программы по строительству жилья, увязывая их со всеми остальными сферами», – комментирует Костенко.

Alt
Данные из Индекса качества жизни ВЭБ.РФ

Хочется верить, что ситуация с жилыми районами без инфраструктуры в Краснодаре скоро кардинально изменится, но некоторые строительные проекты все же вызывают вопросы. Взять, к примеру, самый крупный на текущий момент проект комплексной застройки территории в стране. Речь о Новознаменском. По планам, на 3 тысячах гектаров здесь построят более 7 млн кв. метров жилья, 38 школ, 117 детских садов, медицинский, технологический и культурный кластеры, арт-квартал и даже административный центр. Сюда же переедет часть краевых и городских учреждений. Конечно, комплексная застройка лучше точечной, но это не отменяет необходимость строительства дополнительной транспортной инфраструктуры. А вот ее в проекте как раз и не было.

Позднее в ситуацию вмешались губернатор Вениамин Кондратьев и глава города Андрей Алексеенко, которые, каждый на своем уровне поручили разработать проект проезда, который соединил бы между собой восточные части пригорода, включая поселки Знаменский и Новознаменский, с другими микрорайонами, в том числе Комсомольским, отрезанными друг от друга железной дорогой. Сейчас жителям этих районов приходится выезжать на трассу М-4, что существенно затрудняет по ней движение. Рассматриваются два варианта: строительство развязок над трассой или прокладка параллельной дороги. В качестве более быстрой меры для пешеходов разрабатывается проект перехода через пути – чтобы мамам с колясками и пожилым людям не пришлось через них перелазать.

«Мы сейчас прорабатываем технические решения. Предполагается строительство развязок и дорог. И только в одном месте новые пути пересекутся с трассой М-4. Остальные дороги из этих микрорайонов будут запараллелены – пойдут вдоль М-4. Уже сейчас можно говорить, что наши проекты обоснованы. Это подтверждается исследованиями питерского НИИ перспективного градостроительства. Все показатели рассчитаны из реальных данных: степени автомобилизации и других», – рассказал урбанист Владимир Амерханов.

Остается надеяться, что амбициозные и такие нужные горожанам проекты будут доходить до практической реализации.

Alt
Данные из Индекса качества жизни ВЭБ.РФ

***

Столицу Кубани преследуют типичные проблемы быстрорастущих российских городов. Сильная экономика и положительный миграционный приток дают городу мощный толчок развития. Активно строятся жилые дома и коммерческие помещения, открываются новые предприятия, растет предложение на рынке труда. В то же время дорожная и социальная сферы нередко отстают от экономики. Важно, что краснодарцы очень любят свой город. Доля тех, кто считает Краснодар красивым и ухоженным городом, очень высока – почти 74%. В среднем российскими городами довольны чуть более 51% их жителей. Сейчас благоустройство и инфраструктура играют «вторые скрипки» в краснодарском оркестре, но очевидно, что в ближайшее время эта ситуация изменится. В этом заинтересованы жители, а значит, и город.

Первая полоса

Город Люди Weekend

В Краснодаре отметили День молодежи: яркие фото фестиваля

Кубанская столица присоединилась к празднованию всероссийского Дня молодежи. В сквере Дружбы для краснодарцев организовали фестиваль, включающий различные тематические площадки и активности.
Ситуация

Частный роддом Клиники Екатерининская: роды как их задумала природа

Уже около 3000 малышей появились на свет в роддоме Клиники Екатерининская с момента его открытия в 2019 году. Тысячи женщин выбрали именно это место для первой встречи со своими младенцами. "Югополис" решил выяснить, в чем преимущество коммерческих родов и за что на самом деле стоит платить.

Ситуация Бизнес Наука и техника

Производство под полным контролем

Краснодарское районное управление магистральных нефтепроводов АО «Черномортранснефть» приступило к смене автоматики на ЛПДС «Крымская», которая поставляет нефть и нефтепродукты в порт Новороссийска
Люди Наука и техника

Занимавшийся экспериментальной трансплантологией в Краснодаре хирург получил условный приговор в Швеции

Скандально известный итальянский доктор Паоло Маккиарини, который экспериментировал на пациентах и проводил операции в том числе в Краснодаре, осужден шведским судом за «причинение телесных повреждений» турецкой пациентке во время трансплантации ей искусственной трахеи в Каролинской больнице в Стокгольме. Суд посчитал, что Маккиарини провел экспериментальную операцию на пациентке, которая не находилась в критическом состоянии, однако оправдал 63-летнего хирурга по двум другим операциям в Швеции. Об этом сообщил корреспонденту "Югополиса" шведский телепродюсер Боссе Линдквист, задавшийся целью разоблачить «научное мошенничество» доктора Маккиарини в своих документальных фильмах «Эксперименты».

Ситуация Weekend

Чукотские моржи, Кубрик и иранские вечеринки: почему Beat Film Festival – главное кинособытие июня

В середине июня стартовал фестиваль документального кино Beat Film Festival, картины которого являются своеобразным путеводителем по мировому культурному ландшафту. «Югополис» рассказывает о трех лентах на самые разные темы: от музыки до экологии.
Бизнес

Дорога по новому ГОСТу – все не так просто…

В Торгово-промышленной палате Краснодарского края прошло совещание по вопросу применения строительных материалов и конструкций при дорожном строительстве с учетом новых тенденций.
Евгения Вольская, Илья Привалов
Город Ситуация

"Свечи памяти" зажгли тысячи жителей Краснодара

Сегодня, 22 июня, в 04.00 в Краснодаре состоялась акция "Свеча памяти". В ней приняли участие около восьми тысяч человек. Люди прошли от Главной площади Краснодара до мемориала "Вечный огонь"