Юридическая компания «Золотое правило» – это команда юристов, объединенных идеей изменить представление бизнеса страны и мира о юридической работе. Компания основана в 2010 году. Офисы располагаются в Краснодаре, Симферополе и Москве. География побед – это 18 регионов и 54 города.

Специалисты компании успешно реализуют более 200 дел в год. Среди клиентов числятся крупные российские строительные, производственные, энергетические, агропромышленные компании. Только за год выиграно более 1200 судебных споров, завершено около 30 банкротств, защищено около 60 подрядчиков по государственным контрактам. Правовая экспертиза и практический подход компании признаны и рекомендованы ведущими российскими и международными рейтингами Benchmark Litigation, IFLR 1000, Право 300, Best Lawyers.

Зачастую предприниматели боятся обращаться к юристам из-за языкового барьера. Непонятные термины, казенные формулировки, незнакомые выражения. Как вы преодолеваете эту пропасть?

Мы научились говорить на языке клиентов и таким образом заняли нишу, которая до недавних пор пустовала. К нам можно прийти и рассказать все как есть своим языком. Мы поймем и ответим примерно следующее: «Не нужно ни о чем волноваться. То, о чем мы сейчас говорили, на самом деле укладывается в корпоративный или в обычный гражданско-правовой договор, в котором мы все пропишем, как тебе нужно. Желательно, чтобы ты его прочитал. Непонятное мы разъясним. Но в целом это не твоя задача. Тебе не нужно будет участвовать в процессе».

Потому что предприниматели сразу же начинают напрягаться и переживать: «А вообще нужно ли создавать компанию? Если создавать, то что это должно быть – акционерное общество или ООО, а может, производственный кооператив или вообще достаточно ИП? К кому бежать? Надо ли к нотариусу? А в налоговую?» Бизнесмены реально этого не понимают (да и их ли это зона ответственности?) и ищут того, кто их выслушает и даст четкие ответы на тревожащие их вопросы, причем не списком или в виде дорожной карты из 58 пунктов, а примерно так: «Ок, мне все понятно – создаем ООО, делаем корпоративный договор, в котором у тебя должен быть 51%, наделяем инвестора такими-то правами, деньги вкладываем без налогов в качестве вклада в уставной капитал. Весь процесс займет неделю».

Мы подходим к решению вопроса без «мозговыносящих» заключений и сложных понятий. Я как-то видела 15 листов, на которых было расписано, как структурировать довольно простую сделку. Хотя это можно уложить на один лист в виде конкретно сформулированных 10 пунктов.

Наши клиенты могут забыть про сложную терминологию: простым языком мы объясняем, что конкретно нужно сделать в предложенном случае – создать компанию или ограничиться гражданско-правовым договором. Если речь о последнем, то задача реализуется не через миллионный консалтинг, а в пределах 100 тысяч рублей.

О специализации «Золотого правила» говорят так: хотите безопасное и понятное решение быстро – идите к ним. Как вы это делаете?

Наша основная услуга – юридическая упаковка бизнес-идей собственников и оформление партнерств. Когда предпринимателю приходит в голову идея сделать какой-то бизнес – в одиночку, вдвоем или это будет 58 человек, он приходит к нам и говорит: «У меня есть вот такая мысль. В дальнейшем к нам, возможно, будут присоединяться инвесторы, собственники, или кто-то выйдет из бизнеса. Как нам лучше на берегу оформить взаимоотношения, чтобы всем было понятно, на каких условиях мы заходим, действуем, делим деньги и выходим?»

Это и есть наша основная компетенция. По результатам одного пятнадцатиминутного разговора с собственником мы можем предложить ему предварительное решение, а после проработки по подробному чек-листу – четкий план, каким образом реализовать задумку, будь то запуск завода, стартапа или приобретение нематериальных активов. Да что угодно, ограничений нет.

Мы предложим решение и, не вовлекая собственника, поможем реализовать обозначенную схему и обеспечим безопасное партнерство, которое он сможет дальше развивать, вообще не думая о юридической стороне вопроса. Если же после запуска проекта потребуется дальнейшее сопровождение, у нас есть специальная команда и для этого. Серьезные проблемы или конфликтные ситуации поможет решить судебный департамент.

В общем, команда компании «Золотое правило» закрывает все юридические потребности бизнеса и делает это именно так, как необходимо собственнику, не нагружая его лишней информацией.

Это принципиально новый уровень оказания услуг!

Мы не просто экспертны, мы меняем рынок нестандартным подходом к сервису. Специалисты «Золотого правила» незамедлительно включаются в проблему, ведут вас до логического завершения дела, не только дают конкретный аргументированный ответ, но называют в процентах шансы на успех. Они будут с вами на переговорах в самолете, такси, в пустыне или в горах, если того потребует ситуация. Экстренная поддержка 24/7, сервисное юридическое обслуживание бизнеса – это про нас.

Еще немаловажная деталь: наши юристы сделают красивые документы и достойно представят вас, соблюдая дресс-код и правила делового этикета. Юридическая работа производится в удобных для вас форме, месте и ровно столько, сколько нужно вам. Вся логистика и подготовка к решению задач за наш счет.

Инна Арендаренко: корпоративное право на языке предпринимателей и юридические услуги как сервис

Одним из самых «чувствительных» вопросов в бизнесе является партнерство. Как вы помогаете предпринимателям сработаться?

Партнерство – это объединение интересов двух и более лиц, которое имеет цель, связанную с бизнесом. В зависимости от того, кто объединяется, с какой целью и каким способом этой цели можно достичь, определяется тот формат партнерства, который должен быть закреплен юридически. Встает вопрос: для чего это нужно?

Дело в том, что договоренности на словах каждый участник интерпретирует вольнодумно. Когда же у тебя есть документ с договоренностями, простым языком переложенными на бумагу, все вопросы из категории «мы о другом договаривались» и «я не это имел в виду» сразу же снимаются.

Я всегда говорю партнерам и несу эту информацию в массы: «Как только вы начинаете обсуждать между собой тему партнерства, уже на этом этапе стоит обращаться к юристам, чтобы проконсультироваться: “Есть вот такая идея. Как нам дальше двигаться?”».

Как вы общаетесь с начинающими партнерами?

В формате доверительной беседы. Я всегда настаиваю, чтобы общение происходило один на один с инициатором партнерства. Мне важно понимать, кто здесь главный и как в случае чего будет приниматься решение. Кроме этого, я хочу послушать всех участников по отдельности, чтобы понять, насколько совпадают их видения.

Прежде чем оформлять договоренности юридически, нужно, чтобы партнеры прояснили их между собой.

Как стимулировать их выложить все карты на стол?

Мы разработали специальный чек-лист, в котором 48 вопросов, касающихся и финансов, и управления, и входа, и выхода, в общем, всего. Прорабатывая этот список совместно, партнеры проясняют для себя множество важных деталей, и примерно каждый пятый потом рассказывает: «Ты знаешь, а наше партнерство не состоялось. Спасибо тебе и твоему чек-листу». Уточняю: «Почему?» Ответ: «Когда мы с партнером начали стыковать свои интересы по чек-листу, стало очевидно, что у нас разное видение и нам не по пути».

Оказалось, мы создали простой и одновременно мощный рабочий инструмент, который, во-первых, помогает инициатору партнерства прояснить свои цели, и, во-вторых, проверить себя и партнера на предмет совпадения точек зрения и бизнес-видения. Только после того как мы достигли понимания ключевых вводных по чек-листу, разрабатывается схема, которая затем перекладывается на юридические документы.

Что нужно знать способах юридического оформления партнерства?

Основных способа три: первый – создание компании, юридического лица, второй – заключение между сторонами гражданско-правового договора, об этом мы поговорим отдельно, и третий способ – это совместная деятельность, когда два предпринимателя или юридических лица объединяются, опять же, договором, регулирующим условия, на базе которых они реализовывают проект. Третий вариант встречается реже всего, так как имеет налоговую специфику.

Компанию открывают, когда нужно объединить, например, активы, создать новые активы или процессы, которые будут генерировать деньги. Но создание компании, в которой правильно распределены доли, правильно прописан устав, – это верхушка айсберга. Дальше нужно каким-то способом увязать между всеми участниками их общие интересы. Для этого существует специальный юридический инструмент, который называется корпоративным договором.

Партнеры, корпоративный договор – похоже на брачный контракт.

Вы правы, только возможности корпоративной версии, как ни парадоксально, гораздо шире. В брачном договоре мы можем урегулировать только вопросы, связанные с имуществом, и не можем прописать, к примеру, кто будет мыть посуду. А в корпоративном договоре мы и это прописать можем. Урегулировать можно все: кто какой вклад вносит, в каком порядке участники входят, в каком выходят, как осуществляют свои права, как голосуют и т.д. Вплоть до того, что участниками корпоративного договора могут быть лица, не имеющие прямого отношения к проекту: кредиторы, аффилированные лица…

Предположим, два партнера объединяются и подписывают корпоративный договор. У одного из них нет супруги, а у другого есть. В этом случае я предлагаю второму участнику подписать брачный договор, чтобы в случае чего супруга не могла претендовать на долю в бизнесе и создать проблемы другому партнеру. Некоторые на это отвечают: «В моей картине мира подписание с любимой супругой брачного договора равносильно подготовке к разводу. Я никогда в жизни не предложу ей такое». Но большинство соглашается подписать.

Если же ответ «нет», то мы предлагаем: «Чтобы у нас не появился непредсказуемый участник, которого мы не ждали в нашем партнерстве, твоя жена тоже подписывает корпоративный договор и подтверждает, что в случае, если она когда-то вступает в права участника, то действует по тем же правилам, которые мы согласовываем с тобой». Все, вопрос решен.

А стартаперы – какие варианты сценариев могут подстерегать их?

Допустим, кто-то дает взаймы деньги стартапу, но становиться его участником не хочет, так как это венчурная история: выстрелит, не выстрелит – неизвестно. Инвестор говорит: «Передавая деньги в займ, я хочу иметь гарантии, что смогу потом получить их обратно. Здесь и сейчас доля в этом обществе мне не нужна. Я готов выделить средства, чтобы они вернулись ко мне с процентом от прибыли, например». Такой займ называется инвестиционным. Это новая форма отношений в российском законодательстве, и суть ее заключается в том, что можно дать юридическому лицу займ, который будет возмездным. В таком случае потом возвращается и тело долга, и проценты, привязанные, например, к прибыли компании.

Если договор займа изначально конвертируемый, то, когда общество достигает каких-то определенных финансовых показателей, касающихся прибыли, продаж продукта, количества клиентов, такой инвестор может обменять свое право на возврат вложенных денег на долю в компании. Достаточно редкий юридический инструмент для российского права, но очень полезный для бизнеса и приятный для нас, юристов.

Вы для предпринимателей сродни оракулу, который видит ситуацию на несколько шагов вперед...

Именно поэтому мы можем предложить клиенту все возможные варианты на перспективу. Например, он настаивает: «Хочу купить долю». А мы понимаем, что это стартап, и говорим ему: «Может, ты не будешь сейчас это делать? Вписываться в историю с неясным продолжением, нести как собственник риски потенциальной субсидиарной ответственности по долгам компании. Давай подпишем инвестиционный займ с конвертацией в долю, и переведем тебя в разряд участников, только если компания “выстрелит”». Он отвечает: «Да это же фантастическая идея! Я не знал, что такое возможно».

Хорошо, а если в партнерство вступают инвестор и топовый специалист? Первый вкладывается деньгами, а второй – скиллами. Как разыгрывается «партия» при таком раскладе?

Обычно к нам обращается инвестор, и мы внимательно смотрим на предложенного эксперта с точки зрения его психотипа: насколько он устойчивый, обязательный и соответствует заявленному уровню квалификации. И если видим (или хотя бы подозреваем) человека сомнительной надежности, то говорим клиенту следующее: «Давай, прежде чем запускать специалиста в проект, оформим с ним гражданско-правовой договор, назовем его партнерским соглашением, и в случае чего вы сможете легко расторгнуть отношения».

У нас был подобный кейс с ресторатором, который хотел продать долю эксперту в обмен на то, что тот за полгода увеличит его оборот в пять раз, как сделал это в каком-то другом ресторане. Мы отговорили владельца бизнеса продавать долю. Предложили сначала посмотреть на специалиста в деле, и в итоге партнерство не состоялось. Если бы ресторатор тогда продал долю, вывести псевдоэксперта из бизнеса принудительно было бы уже невозможно. Так что предусмотрительность – наше все.

По факту, мы обладаем огромным инструментарием для разрешения всех возможных проблем, возникающих на этапе оформления партнерских договоренностей.

Могут ли потенциальные партнеры разобраться с юридической стороной вопроса самостоятельно?

Часто нам показывают собственноручно составленные договоры под названием «партнерское соглашение». Звучит интересно! Но когда начинаешь читать этот «документ», понимаешь, что в лучшем случае он содержит элементы смешанного договора, то есть представляет собой компиляцию из разных видов договоров, предусмотренных гражданским кодексом. А в худшем случае эта бумага, в которой есть некоторая полезность, является просто «понятийной». Это лучше, чем ничего, но такой договор не регулирует отношения, не решает вопросы, ради которых мы юридически оформляем партнерства.

Тема юридической упаковки партнерства необъятна, и наша команда решает вопросы от элементарного до высочайшего уровня сложности. Мы профессионально разрешаем корпоративные конфликты и предотвращаем их, создавая правильную упаковку и для партнеров, которые только собираются объединиться, и для участников в уже существующих объединениях, как на начальном, так и на последующих этапах. Вкладываясь в это на старте, партнеры избегают несравнимо больших финансовых затрат, которые могут возникнуть в будущем как следствие неграмотного подхода к оформлению партнерских отношений. И в юридическом плане они могут быть совершенно спокойны.

Инна, такой опыт пора «упаковать» в курс, методику или программу. И передавать знания широкой бизнесовой и профессиональной аудитории.

В этом ключе я хочу сделать две глобальные вещи. Первая относится к моей просветительской миссии: я считаю важным вложить в голову каждого предпринимателя ценность правильного старта. Что и как нужно сделать, чтобы изначально обеспечить безопасность своего бизнеса, своих активов и интересов. Эту философию мы доносим через разные каналы коммуникации.

Вторая цель – создать корпоративный университет, чтобы существенно улучшить рынок юридических кадров в помощь бизнесу. Из высших учебных заведений зачастую выходят «сырые» специалисты. Университеты дают нормальные теоретические знания, но при этом не учат грамотно реализовывать их на практике. А мы знаем, как помочь клиенту выбрать наилучший способ решения его проблемы, и готовы передавать соответствующие знания новоиспеченным специалистам.

Вы уже начали реализовывать этот проект?

Да, мы учредили две стипендии – в Кубанском государственном университете и в Кубанском государственном аграрном университете. Мы наблюдаем за перспективными студентами и приглашаем их к себе на практику. Мы готовы делиться своими наработками в тех сферах, в которых действительно сильны, – корпоративное право, суды, оценка перспектив, договорное право в рамках сопровождения абонентов. Наша цель – подтягивать неофитов на высокий уровень в профессии, вместо того чтобы плодить юристов, которые сидят в дубовых кабинетах и говорят на сложносочиненном языке.

Сейчас у нас 25 топовых экспертов. Пусть их будет 25 000 по всей России, чтобы они могли качественно закрывать потребности предпринимателей. Я одна в формате юридического бутика могу, разве что, олигархов обслужить (смеется). Но мне хочется, чтобы предприниматели были защищены и их интересы было кому отстоять.

Меня искренне радует, когда я встречаю в судах достойных оппонентов, которые умеют работать с правом. И вот это право быть другим, которое я транслирую всю свою жизнь, – так, кстати, называется написанная мной книга, – оно касается и клиентов, и действующих сотрудников, и тех, кому мы можем и хотим передать свои знания.

2 комментария

avatar
Василий Однако 20 дек 2021, 07:14
Объясните, что такое неофиты и сложносочиненный язык. ))
avatar
Андрон сафонян 21 дек 2021, 13:11
хорошо быть наивной и тупой, и юридически безграмотной, кто эту куклу пропиарил?

Первая полоса

Бизнес Наука и техника

Идеи, опережающие время

Артем Хачатрян — потомственный врач семейной медицины, терапевт, диетолог, член ассоциации врачей превентивной и антивозрастной медицины, спикер международных форумов здоровья и автор образовательных проектов, основатель и главврач Клиники профессора Хачатряна А.П. в Сочи, рассказал о невероятном K-Effect – «Эффекте профессора Хачатряна».

Город Ситуация Weekend

Казаки, Верещагин и чайные церемонии: как прошла «Ночь музеев-2022»

21 мая в Краснодаре состоялась «Ночь музеев» – акция, в рамках которой музеи, картинные галереи, библиотеки и прочие культурные учреждения города работали до позднего вечера. Благодаря ей жители кубанской столицы могли посмотреть прямой эфир из Антарктиды, подержать в руках оружие казаков и древних греков, оценить уникальный пейзаж Верещагина и даже послушать «Евгения Онегина» на адыгейском языке. О том, как краснодарцы провели «культурную» ночь, – в материале «Югополиса».
Ситуация

Профессионалами не рождаются

Руководствуясь этим постулатом, Союз дорожников Кубани не только словом, но и делом поддерживает членов своей ассоциации, в которой на сегодняшний день состоит уже 57 организаций.
Евгения Вольская
Ситуация Weekend

Фабрика впечатлений встречает гостей

Анапа открывает курортный сезон. Об этом заявил глава города-курорта Василий Швец на большой пресс-конференции, которая прошла в отеле Mövenpick Resort & SPA Anapa Miracleon 5*.
Илья Привалов
Ситуация

Почему в малом бизнесе возникают проблемы с продажами и как их решать

Как правило, малому бизнесу сложно добиться стабильно высоких продаж – отсюда возникает нехватка денег на развитие компании. Почти каждый бизнесмен думает, что его проблема уникальна и именно из-за неё страдает объём продаж. Вместе с тем никакой «специфичной специфики» нет, все предприниматели совершают одни и те же ошибки из-за нехватки знаний.
Ситуация Weekend

Советске маньяки и дисфункциональные семьи: как молодые режиссеры спасают кинопрокат

Отечественный кинопрокат продолжает выживать без крупных западных премьер. В то время, как иностранная публика вовсю смотрит «Доктора Стренджа», «Варяга» и сиквел «Топ Гана», вниманию российских зрителей предлагаются ретроспективы, завалявшиеся на полках релизы и даже ролики с ютуба. Но и среди всего это есть проблески света. О них – в материале «Югополиса».
Город Люди

Индекс Краснодара: проверка на качество жизни

Новая трамвайная линия, строящиеся школы и детсады, ремонт дорог: Краснодар преображается день за днем, но отмечают ли жители перемены к лучшему, меняется ли наша жизнь к лучшему? Журналисты «Югополиса» прогулялись по Краснодару и выяснили, насколько удобно жить в кубанской столице, а где нужно добавить. Проверка показала, что Краснодар имеет все шансы нарастить свой Индекс качества жизни. И это важно не только для города, но и прежде всего для жителей, ведь индекс складывается в том числе из их оценок.
Григорий Загибов