И жизнь эта не проходила зря – она отмечалась километрами построенных и отремонтированных дорог, буднями под жарким солнцем и ненастьем – (в ЧС всегда в числе первых на помощь прибывают дорожники!), и настоящей коллективной сплоченностью. Все это и позволило Каневскому ДРСУ занять место среди организаций-флагманов дорожной отрасли края.

За километры от директорского кабинета

Дорожное хозяйство отличается от других сфер тем, что знакомиться с предприятием начинаешь за много километров от директорского кабинета: отмечаешь качество дорог, состояние разметки и знаков, чистоту обочин, ухоженность кюветов и так далее. Таким образом, еще до начала прямого общения с сотрудниками можно составить довольно точное впечатление о предприятии.

В отношении Каневского ДРСУ это не просто верно, но и впечатляюще по расстоянию, так как зона ответственности начинается еще с Брюховецкого района. Достаточно сказать, что протяженность дорог, обслуживаемых этим предприятием, превышает полтысячи километров – и по этому показателю каневчане находятся в тройке лидеров среди государственных дорожных организаций. Ну а состояние этих дорог является самым точным индикатором КПД предприятия. И судя по тому, что мы увидели еще задолго до очной встречи с генеральным директором НАО «Каневское ДРСУ» Сергеем Надеиным и коллективом, здесь работают так, чтобы гордиться званием дорожника.

Каневское ДРСУ: звание дорожника носим с гордостью!
Заслуженная награда. На годовом общем собрании членов краевой ассоциации «Союз дорожников Кубани», прошедшем в Сочи 25 февраля 2022 года, президент СДК Александр Карпенко (справа), председатель профильного комитета ЗСК Владимир Чепель и генеральный директор союза дорожников Дарья Чубачук вручили генеральному директору НАО «Каневское ДРСУ» Сергею Надеину памятный подарок в честь 50-летнего юбилея предприятия, одного из флагманов дорожной отрасли края

Дорога жизни

Руководителя предприятия на месте не застали: его помощница попросила немного подождать, так как Сергей Иванович не успел вернуться с объекта. За недолгое ожидание изучили кабинет генерального директора: грамоты, полученные коллективом за трудовые достижения от высоких лиц и инстанций, книгу о предприятии, выпущенную к прошлому, 45-летнему юбилею. Она, в основе своей, была посвящена людям, работавшим и работающим на предприятии: ветераны, передовики труда, династии, состоящие из десятков фамилий… Все это стало яркой иллюстрацией того, что в Каневском ДРСУ чтут историю и продолжают традицию ударно трудиться.

- Уже ознакомились? – спрашивает вошедший Сергей Иванович. – У нас удивительный коллектив. В штате больше 250 человек и две трети из них работают в ДРСУ по много лет. Но главное, у нас очень много династий: Башмаковы, Павловы-Мартыненко, Свистун, Матяш, Пергун-Ничепорук, Дубченко, Купянские, Егоровы, Дмитренко-Петров, Усенко-Лещенко, Христюк, Барановы, Спичка и это еще не все. Наш главный инженер Александр Кулик тоже представитель династии – отец отдал предприятию более 30 лет, а мама до сих пор трудится. Разве пожелают родители своим детям что-то плохое? Нет, конечно, и значит то, что у нас, в хорошем смысле семейное предприятие, говорит о многом.

- А сами как пришли в дорожники?

- Можно сказать, неожиданно. Жил в Ставрополе, оттуда и призвался в армию. А после демобилизации приехал к другу в Краснодар. Гуляли по городу, и мне очень понравилось здание на улице Красной: старинное, монументальное. Тогда там располагался автодорожный факультет политехнического института, теперь КубГТУ. И я почему-то решил, что именно там и буду учиться. Поступил на рабфак. Сейчас-то понимаю, что это не случайность была - судьба. Пока учился, практику ежегодно проходил на дорожном предприятии в Ставрополе. После окончания вуза в 1995 году проработал мастером в Изобильненском ДРСУ до 1998 года. Переехав в Каневскую, устроился в ДРСУ дорожным рабочим, поскольку других вакансий не было. Так и постигал все ступени карьерной лестницы, с 2013 года руковожу предприятием.

- То есть вы приехали из Ставрополя, будучи уже мастером и с высшим образованием, а здесь пошли опять дорожным рабочим?

- Кто начинал «с лопаты», как принято говорить у дорожников, тот ее не боится. Ничего в этом зазорного не вижу и, более того, с огромным уважением отношусь к людям, которые нашли свое призвание в этой тяжелой, но очень нужной профессии. Вот мы поедем с вами на объект - и сами увидите, какие это люди. С некоторыми мы вместе начинали дорожными рабочими, а есть и такие, что трудятся еще дольше.

- Не мешают такие близкие отношения руководить?

- Считаю, только помогают. Мое становление шло на глазах у всех и часто при помощи старших товарищей. На всех этапах работы при необходимости я обращался за помощью к опытным наставникам, которые всегда с готовностью объясняли тонкости нашей профессии. Руководить людьми, тем более теми, которых ценишь и уважаешь, сложно, но, если разобраться, мне в абсолютном большинстве случаев не надо командовать. Просто ставишь задачу, а люди в силу своего склада характера и профессиональной ответственности решают ее не за страх, а за совесть. Известное правило «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» незыблемо, и я его придерживаюсь.

Каневское ДРСУ: звание дорожника носим с гордостью!
На линии работа кипит, остановка только ради такого кадра. Слева направо: Федор Вдовин - бригадир асфальтоукладчиков, Виктор Толкачев – машинист катка, Сергей Надеин – генеральный директор и Александр Ковтун – мастер участка

- Вы сказали, что большинство сотрудников предприятия работают в Каневском ДРСУ многие годы. Кадровый голод вас не коснулся?

- Конечно, есть позиции в штатном расписании, на которых хотелось бы видеть молодых специалистов. Но их не так много, поэтому говорить, что у нас кадровый голод, к счастью, не приходится. Люди дорожат работой. В то же время мы сами растим специалистов. На участке, куда мы поедем позже, работает мастером Александр Ковтун – молодой парень. Он пришел к нам дорожным рабочим, хотя имел за плечами высшее образование, пусть и непрофильное. То есть, как и многие дорожники, начал «с лопаты». Его заметили, выдвинули бригадиром. Он показал, что умеет принимать решения и отвечать за них, а это и есть самое сложное в руководящей работе. Мы поддержали его, помогли определиться с дальнейшим выбором: он закончил вуз по нашей специальности и растет в профессиональном плане. Это один из примеров решения кадрового вопроса.

Кроме того, у нас работает много детей сотрудников. В ремонтных мастерских сразу два примера, когда сыновья трудятся вместе с отцами. Машинист автогрейдера Сергей Баранов в 2018 году победил на краевом конкурсе «Лучший по профессии», который ежегодно организовывает Союз дорожников Кубани. А на следующий год мы направили соревноваться его сына Дмитрия – и снова победа. Мы используем практику по трудоустройству молодежи из числа детей работников нашей организации в период летних каникул, что позволяет поддерживать актуальность дорожных профессий в современном мире и растить новое поколение дорожников.

Потому-то я и начал нашу беседу с того, что коллектив у нас уникальный. С такими людьми нет нерешаемых задач.

Каневское ДРСУ: звание дорожника носим с гордостью!
Ремонт участка трассы Каневская-Бриньковская-Приморский

С полной отдачей

- Но ведь не все зависит от коллектива. Например, недавнее резкое повышение цен на запчасти для импортной техники, масла и даже инертные материалы - в этих условиях как выживать?

- Ситуация действительно непростая. Но я что-то не припомню времени, чтобы о нем можно было сказать: мол, проблем никаких не было. Всегда что-то преодолеваем. И сейчас победим. Что же касается резкого скачка цен, как ни странно, но даже в этом есть один положительный момент – считаем каждый рубль. Как только пошла эта проблематика, собрал всех руководителей и было принято решение о тотальном мониторинге рынка в поиске наиболее приемлемых предложений от поставщиков. И, что интересно, довольно быстро мы такие предложения нашли. Ситуация, в которой из-за санкций оказалась вся российская экономика, я бы сказал, не просто сократила, а уничтожила люфт на безалаберность. Сейчас все предельно ясно: хочешь работать - сокращай внутренние издержки до нуля.

- Часто под этим понимают отказ от социалки: бизнес и ничего другого…

- Но не в нашем случае. Во-первых, мы – непубличное акционерное общество, сто процентов которого принадлежит государству. А это значит, что по определению будем участвовать в благоустройстве и других процессах. Во-вторых, мы сами себя не поймем, если пойдем по этому пути. Социальные гарантии для наших сотрудников незыблемы. Ежегодно в смету затрат организации закладывается резерв суммы для оказания различных видов материальной помощи, выдачи беспроцентных ссуд, а при финансовой возможности сотрудники с семьями за счет работодателя имеют возможность отдохнуть на Черноморском побережье либо по медицинским показаниям пройти лечение в санатории. На самом деле, это нужно предприятию не меньше, чем людям, которые в нем работают. Если человек чувствует поддержку, уверен, что в трудной ситуации может рассчитывать на помощь, он и работает с полной отдачей.

Ищем и другие выходы. Занимаемся оптимизацией производственных процессов на всех этапах – от закупки по приемлемой цене и с должным качеством до логистики и, собственно, производства работ. Пока сложно делать какие-то долгосрочные прогнозы, но даже сейчас мы уже видим реальные положительные результаты.

Молчать не будут

- Дорожная отрасль в последние годы демонстрирует бурный рост, государство вкладывает огромные средства в эту сферу, но и контроль за выполнением объектов усилился. Ваше предприятие входит в список успешных и надежных компаний. Почему в «одной лодке» - ситуация одинакова же для всех?! - одни оказываются в лидерах, а другие остаются на вторых ролях, а то и хуже - банкротятся?

- Мы уже говорили о коллективе, и я повторюсь, что, на мой взгляд, это самый важный компонент успеха. Мы ответственно относимся к каждому объекту, потому что по-другому не можем – воспитание такое. С одной стороны, качество выполненных работ контролирует заказчик – ГКУ КК «Краснодаравтодор», и проверка, поверьте, у него очень серьезная. Но есть еще и понимание, что эти дороги мы ремонтируем и строим для себя и людей, которые нас знают. Тут контроль пожестче даже чем у стройнадзора будет. Найдут выбоину - молчать не будут.

Просто перечислю некоторые объекты, которые мы сдали в прошлом году: автодорога Краснодар - Ейск 137-143 километры и 102-115-й (км) по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», трасса Каневская - Березанская 39-42 километр, Каневская - Большие Челбасы 0-13 километр. По этим дорогам ежедневно проезжают тысячи машин, и нареканий на качество ремонта не было. Что же касается подъезда к Большим Челбасам, то это вообще дорога жизни для жителей хутора. Да что говорить, давайте сейчас съездим на один из наших объектов - и сами все увидите. Но сначала хочу предложить экскурсию по предприятию: с людьми поговорите.

Общее дело

Состояние территории – еще один важнейший показатель отношения к делу. В Каневском ДРСУ с этим полный порядок. На огромной территории ни единой бумажки. Под огромными деревьями, ровесниками предприятия, зона отдыха в виде шатра с мостом через рукотворный опоясывающий канал.

- Это спроектировал и построил своими руками прораб Георгий Лещенко. Любит человек работать с камнем и деревом, и вот результат. Сам предложил, сам сделал такую вот красоту для всех, - с удовольствием рассказывает Сергей Надеин и продолжает: – Мы недавно отремонтировали административное здание, привели в порядок ремонтно-механические мастерские, боксы. Это к слову об эффективности вложений в социальную сферу. Ведь у нас сто единиц техники, которую обслуживает бригада ремонтников. Они и раньше справлялись, но сейчас, когда мы оборудовали душ, комнату отдыха, обеспечили комфортные условия, люди еще больше ценят свою работу и приводят за собой своих детей.

На входе в огромный ремонтный бокс нас встречает механик ремонтно-механической мастерской Владимир Щербак. Высокий, жилистый, с руками настоящего механика Владимир Николаевич готов рассказать о каждом из коллег, но не о себе. «А что говорить? Больше приходится организовывать работу, чем гайки крутить», - с явным сожалением вздыхает Владимир Щербак.

После экскурсии по мастерской, в которой еще вчера было много техники, но благодаря ударным темпам работ на линии теперь она почти пустая, Владимир Щербак знакомит нас с Михаилом Спичкой: «Вот он - настоящий алмаз: станочник. И токарь, и фрезеровщик, и все что угодно. Не было еще такого, чтобы наш Михаил с чем-то не справился. И сын Алексей у него такой же. Недолго работает, но уже сварщик 6-го разряда – ювелирные швы». Поговорить с семьей Спички не удалось: сварка шла полным ходом. А вот с Андреем Христюком и его сыном Владиславом получилось немного пообщаться.

Каневское ДРСУ: звание дорожника носим с гордостью!
Вот они – герои труда (слева направо): Владислав Христюк - слесарь по ремонту автомобилей и его отец - Андрей Христюк - слесарь по топливной аппаратуре, Михаил Спичка-старший - станочник широкого профиля, его сын Алексей Спичка – электрогазосварщик

Андрей Иванович совмещает специальности слесаря по ремонту топливной аппаратуры и инструментальщика. Владислав – классный автослесарь.

- Своей работой надо гордиться, так нас учили, так и я старался воспитывать сына, - говорит Андрей Христюк. – Смотрю, как он учится, набирается опыта, и радуюсь. Ну и слежу, чтобы все делал правильно, а если что-то увижу, то вряд ли найдется более строгий судья.

Мы еще довольно долго ходили по территории, рассматривая технику, общаясь с людьми, подмечая незначительные на первый взгляд, но очень красноречивые детали. Ухоженная клумба, душевая комната в новом кафеле, идеальная чистота – здесь люди живут общим делом.

Кипит работа на передовой!

Ну и как же не побывать на передовой: выражаясь языком дорожников, «на линии» – там, где дорога обретает жизнь, где вбирает энергию людей, которые ее создают, обновляют, приводят в порядок.

Мы на участке трассы Каневская-Бриньковская-Приморский. Его ремонтируют в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Объект НАО «Каневское ДРСУ» находится в пределах 0-7 километр. Здесь уже на одной полосе снят фрезой верхний слой асфальта и организовано реверсивное движение. Мастер участка на этом участке, кстати, Александр Ковтун, о котором нам уже рассказывал Сергей Надеин.

В спецовке дорожника на въезде регулирует движение бригадир асфальтоукладчиков Федор Вдовин. В ДРСУ он работает с 1993 года и трудился «на лопате» вместе с нынешним генеральным директором. Обращает на себя внимание манера общения. Очень теплая, с уважением друг к другу. На все вопросы Сергея Ивановича следует два типа ответов: «Сделано» или «Сейчас этим занимаемся»

- У нас очень слаженная бригада, - делится еще один старожил предприятия, машинист катка Виктор Толкачев. – Мы же бок о бок работаем не один десяток лет и понимаем друг друга с полуслова. А особенно важно, что молодые ребята приходят и из них остаются самые толковые. У нас же очень тяжелая работа, но когда видишь плоды своего труда, об усталости не вспоминается.

В этот момент подъехал самосвал с асфальтобетоном. За рулем Николай Кленов, который пришел в ДРСУ в 1989 году. За время своей работы он перевез тысячи тонн, проехал тысячи километров.

- Тут хорошо работать. Физические нагрузки, свежий воздух, общение с единомышленниками. Лучше фитнесса, - шутит Николай Павлович. – А если серьезно, то дорожник – это ж не просто профессия. Кто пришел и остался, тот не сможет без этого жить. Тянет сюда.

Каневское ДРСУ: звание дорожника носим с гордостью!
Стаж работы водителя самосвала Владимира Кленова на предприятии – 33 года!

Общение с дорожниками на объекте похоже на работу журналиста в боевых условиях: надо успеть в минуту затишья спросить и получить ответ – процесс, в прямом смысле, кипит. В этом дыму и нестерпимой жаре могут работать только исключительные люди. Такие они и есть – дорожники!

Первая полоса

Последние новости

Ситуация Weekend

Фабрика впечатлений встречает гостей

Анапа открывает курортный сезон. Об этом заявил глава города-курорта Василий Швец на большой пресс-конференции, которая прошла в отеле Mövenpick Resort & SPA Anapa Miracleon 5*.
Илья Привалов
Ситуация Weekend

Советске маньяки и дисфункциональные семьи: как молодые режиссеры спасают кинопрокат

Отечественный кинопрокат продолжает выживать без крупных западных премьер. В то время, как иностранная публика вовсю смотрит «Доктора Стренджа», «Варяга» и сиквел «Топ Гана», вниманию российских зрителей предлагаются ретроспективы, завалявшиеся на полках релизы и даже ролики с ютуба. Но и среди всего это есть проблески света. О них – в материале «Югополиса».

Город Люди

Индекс Краснодара: проверка на качество жизни

Новая трамвайная линия, строящиеся школы и детсады, ремонт дорог: Краснодар преображается день за днем, но отмечают ли жители перемены к лучшему, меняется ли наша жизнь к лучшему? Журналисты «Югополиса» прогулялись по Краснодару и выяснили, насколько удобно жить в кубанской столице, а где нужно добавить. Проверка показала, что Краснодар имеет все шансы нарастить свой Индекс качества жизни. И это важно не только для города, но и прежде всего для жителей, ведь индекс складывается в том числе из их оценок.
Григорий Загибов
Люди Бизнес Спорт

Российский стартап объединит шахматы древних славян и криптовалюту

Бизнесмен и филантроп Юрий Долженков является одним из энтузиастов, которые развивают настолько хорошо забытый, что воспринимается как новый, вид интеллектуального спорта – таврели. В планах – популяризация игры, создание игровых приложений и даже своей метавселенной.