ERID: Kra23Zczf

Генетическая память работает! Зрительный зал Дворца искусств был заполнен публикой всех возрастов. Многие песни для молодого поколения слушателей прозвучали впервые. Но, несмотря на это, зал объединила ностальгия. Тёплая, нежная, как мягкие волны памяти...

Звучание большого, очень большого оркестра – объединённого Кубанского симфонического и Оркестра Ильи Филиппова – обволакивало и вызывало ассоциации с оркестром Юрия Силантьева. За пультом – заслуженный артист Краснодарского края Илья Филиппов. Место за роялем занял композитор и пианист Алексей Чернаков. Два отделения концерта слушатели удивлялись, радовались необыкновенному голосу Юлианы Рогачёвой, чьё серебристое сопрано и особенные, душевные интонации так напоминали другой голос. Ушедший, но не забытый…


Нежность

Девушка с косынкой на шее

Удивительно, но факт. В 1966-м, после первого исполнения песни «Нежность» в Колонном зале Дома союзов Майя Кристалинская ушла со сцены под стук собственных каблуков. Чиновникам от культуры не понравилась строчка про Экзюпери: мол, лучше было бы спеть о нашем Чкалове. «Расслышать» песню помог фестиваль «Красная гвоздика», а после фильма «Три тополя на Плющихе» шедевр А. Пахмутовой – Н. Добронравова завоевал всенародную любовь.

Майе Владимировне отведено было всего 53 года – фирменная косыночка на шее прикрывала шрам от лечения. Ей выпала настоящая любовь, всенародное признание и море музыки.

Биография певицы полна неожиданностей. Пела в Ансамбле песни и пляски железнодорожников у Семёна Дунаевского – брата известного композитора, училась в авиационном институте, работала в КБ А.С. Яковлева, перевела книгу о Марлен Дитрих. Стала лауреатом фестиваля молодёжи и студентов. Выступала с оркестрами Эдди Рознера, Олега Лундстрема, Евгения Рахлина, Юрия Силантьева. Для неё писали музыку Андрей Эшпай, Аркадий Островский, Оскар Фельцман, Ян Френкель, Эдуард Колмановский, Микаэл Таривердиев. Она была удостоена звания «Заслуженный артист РСФСР», но в 70-х из-за чиновничьего произвола певицу, любимую от Камчатки до Калининграда, не пускали на столичную сцену «за апологию грусти»…

Для современников она была «тихим эхом, добрым-добрым эхом», чистый голос которого слышен и сегодня.

Нежность

Доброе-доброе эхо

Для музыкантов Юлианы Рогачёвой и Алексея Чернакова творчество Майи Кристалинской – очень личная история. Чтобы проникнуться атмосферой песен Кристалинской, перенять её неповторимую интонацию, Юлиана изучала личную жизнь певицы, встречалась с её родными. Ей удалось избежать копирования: у Кристалинской – меццо, у Юлианы – сопрано. Но характерную «кристалинскую» искренность, проникновенность, лиризм, глубину и мягкость Юлиане Рогачёвой передать удалось.

Слушатели, ценители и знатоки вокала были покорены мастерством Юлианы, её филигранным владением голосом. Как и тем, что мастерство для нашей гостьи не являлось самоцелью.

Напомним, что сегодня Юлиана Рогачёва – одна из самых востребованных джазовых певиц России. Она первая российская исполнительница, завоевавшая награды Shure Montreux Jazz Voice Competition – европейского джазового конкурса топ-уровня в Монтрё (Швейцария). Она выступает с такими мэтрами джаза, как Игорь Бутман, Даниил Крамер, Анатолий Кролл, Яков Окунь, Борис Фрумкин, сотрудничает с ведущими музыкальными коллективами.

Нежность

Лауреат многочисленных международных конкурсов Алексей Чернаков по первому образованию – джазовый пианист (окончил РАМ им. Гнесиных, класс народного артиста России Игоря Бриля). Затем с отличием окончилкомпозиторский факультет МГК имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку. Известность в профессиональном сообществе музыканту принесли победы в композиторских конкурсах «Партитура» и «Другое пространство». Академическая музыка Алексея Чернакова исполняется ведущими симфоническими коллективами России. Много сил и энергии Алексей отдаёт молодому поколению музыкантов, являясь преподавателем научно-композиторского факультета Московской консерватории.

Концерт «Нежность» словно говорит нам со сцены: «Популярная музыка обязана быть высокопрофессиональной. Как понимали это "старые мастера"».

Нежность

Кроссовер с русскою душой

…Однажды худрук Музыкального шоу-театра «Премьера» и автор многочисленных джазовых проектов Илья Филиппов включил телевизор.

Из голубого экрана полилась «Нежность». Телеканал «Россия» транслировал концерт, посвящённый 90-летию со дня рождения Майи Кристалинской. В хрупкой женщине с микрофоном Илья Сергеевич узнал известную джазовую певицу Юлиану Рогачёву, с которой не раз творчески пересекался, в пианисте – коллегу и друга Алексея Чернакова. Пригласить музыкантов в Краснодар, где они не раз бывали, оказалось делом техники.

И вот всё состоялось. После душевного, сердечного концерта, объединившего несколько поколений слушателей, Илья Филиппов рассказал, почему этот проект оказался так важен лично для него, и поделился творческими планами.

Как можно определить стиль того, что мы сегодня слушали?

– Это кроссовер – направление, когда смешиваются академическая традиция и джазовая эстетика. (Crossover Jazz – стиль «околоджазовой» музыки, характеризующийся слиянием поп-направлений и джаза – прим. авт.) На концерте звучала музыка отечественных авторов, аранжированная нашими, отечественными композиторами, исполненная нашими певцами. Это полностью русский продукт. Получился наш русский кроссовер.

Нежность

Какое определение можно дать составу оркестра? Джазово-симфонический? Эстрадно-джазовый?

– Скорее, симфонико-джазово-эстрадный. Если помните, в советское время популярная песня исполнялась именно такими большими оркестровыми составами. В те годы были невероятно высокого класса композиторы и исполнители. А оркестр Юрия Васильевича Силантьева играл не только популярную музыку (кстати, озвучивал «Красную гвоздику», в которой как один из режиссёров принимал участие Леонард Гатов – прим. авт.), но широко исполнял и симфоническую. И именно это обогащало нашу популярную музыку! А состав исполнителей диктовался художественными задачами. Иосиф Кобзон добавлял к оркестру ещё и хор МВД. Но мы только начинаем работать в этом жанре, поэтому пока обходимся без хора.

Вас можно поздравить с дебютом в качестве дирижёра? Коленки тряслись?

– Под конец я даже смог думать о музыке (смеётся – прим. авт.) Дело в том, что джазовые и симфонические музыканты по-разному реагируют на жест. Для «симфоников» важно движение руки по фразе, для нас – по метру. Я был в полном восторге, когда уже на первой репетиции оркестр играл и по руке, и вместе с барабанщиком! Кубанский симфонический – оркестр экстра-класса! Это отметили и наши гости. А им есть с чем сравнивать: проект «Нежность» был показан во многих городах России, начиная с обеих столиц.

Что сказал Денис Валерьевич? (Денис Ивенский, заслуженный деятель искусств Краснодарского края, главный дирижёр КСОприм. авт.)

Поздравил меня! Маэстро признался, что советская массовая песня – его любимый жанр, половину этой музыки он знает наизусть. Сказал, что ему было приятно услышать Кубанский симфонический со стороны. И он не был разочарован! Кстати, когда мы обсуждали проект, он сам предложил, чтобы эту музыку дирижировал я.

Насколько сегодня актуально творчество Майи Владимировны?

– Мне важна концепция того, что исполняла певица, дух эпохи. Главная проблема нашей эстрады – отсутствие высококлассного материала. Посмотрите, кто писал популярную музыку в 60-80 годы прошлого века. Это были композиторы первой величины, ярко проявившие себя в академических жанрах. Что не могло не отразиться на популярной музыке. Она была невероятно высокого класса. Сегодня этого, увы, нет.

Нежность

Мне показалось, что на концерте была использована новая концепция звукорежиссуры. Так?

– Да! Я принципиально использовал модель подзвучки, применяемую в американских оркестрах. Наша задача – убрать лишние мониторы и «снять» акустический «саунд», что я всегда делал с джазовым оркестром. Как мне кажется, у нас получилось. Эта музыка утончённая, в ней много нюансов. Плюс солисты работали филигранно: Лёша шикарно владеет «старым стилем», причем это наша, отечественная поп-музыка, без американизмов. Юлиана проявила себя абсолютным мастером, проиллюстрировала эпоху круче некуда.

Подзвучка оправдала себя?

– Да. Мы возьмём её за основу в следующих проектах. Это был мой дебют. Я знаю, как сделать ещё лучше.

Продолжение или повторение будет?

– Планируем повторить, но с учетом новых технических и творческих задач. Будут и новые проекты с новыми солистами и новыми программами.

Когда ждать?

– В следующем году, но ещё в этом концертном сезоне! Следите за афишей!

«Джазомания»

27 января во Дворце искусств «Премьера» смотрите и слушайте новый проект! Латина, соул, традиционный джаз и современные тренды, стандарты и аранжировки классики, импровизация и море драйва… «Джазомания» – это всё, что мы знаем о джазе, но ещё не слышали в обновлённом составе Оркестра Ильи Филиппова!

Касса: (861) 231-36-20

Билеты по ссылке

https://www.kmto-premiera.ru/dvorets-iskusstv/afisha/15296/


Фото: Алексей Петров

Реклама. КМТО «Премьера»

Первая полоса

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми