Главная причина неудач при большинстве попыток постановки «Утиной охоты», как показывают практика и критика, в поверхностном прочтении текста – или, точнее сказать, в предвзятом прочтении. Часто случается так, что неоднозначность образов, противоречивость в поведении действующих лиц становятся слабым местом, провисающим под напором фантазии толкователя. И дело выходит не в переосмыслении, а в потере лиц персонажей. В результате творческих экспериментов многие герои пьесы становятся фанерными, неуместными.

Нежелание вчитываться, размышлять над первоисточником и стремление преподнести свое видение — характерные черты борьбы двух авторских «я»: постановщика и писателя. Это не плохо и не хорошо, это всего лишь особенность творческого процесса, которая приводит к тому, что все, кроме самого автора, спорят о произведении с его первоначальным текстом.

Так случилось и с «Утиной охотой» Безносова. Вроде бы все по тексту, вроде все тот же конфликт, все то же кафе «Незабудка», тот же дождь, но все же что-то не так.

Песок. Вода. Утки. Чупа-чупс

«Я, конечно, не ханжа, но...»

Главной проблемой краснодарской «Утиной охоты» также стала работа режиссера с самым сердцем вампиловского произведения – с его персонажами. Создается впечатление, что Безносов не дал своей труппе полного представления об образах героев, которых им предстояло воплотить. В первую очередь это касается центрального персонажа – Зилова, роль которого режиссёр предложил заслуженному артисту Кубани Арсению Фогелеву. Да, перед нами совершенно очевидная картина распада героя. Вот только дело в том, что она в оригинальном произведении вызывает не только осуждение, но и сострадание по отношению к запутавшемуся герою, чего при просмотре данной вариации «Утиной охоты» не происходит.

Этот вампиловский сюжет имеет ряд экранизаций, однако здесь, конечно, не обойтись без сравнения с дословной киноверсией пьесы - фильмом «Отпуск в сентябре», в котором Олег Даль сыграл Зилова во всей гамме его противоречий: веселым, обаятельным, легкомысленным, циничным, кающимся… Да, нельзя отрицать того, что сыграть и развод, и предательство и самоубийство — непростая задача, посильная настоящим мастерам. Но это же не оправдывает того, что Зилов, придуманный Безносовым и сыгранный Фогелевым, во всех состояниях одинаковый: легкомысленный, самоуверенный и безнравственный человек, так и не сделавший для себя никаких выводов даже после первой неудачной попытки самоубийства. Не хватает эмоционального накала и в чувственной сцене расставания с Галиной (Татьяна Башкова), принявшей решение уехать от мужа.

Неоднозначной переработке со стороны режиссера подверглись и образы второстепенных персонажей пьесы. В «Утиной охоте» Безносова герой по фамилии Кушак (Филипп Душин) – карикатурный простофиля, конвульсивно кричащий на своих подчиненных. «Невеста» Зилова Ирина (Елизавета Варенникова), вооруженная почему-то чупа-чупсом, наряжена, словно набоковская Лолита, в чересчур коротенькое платьице, что придает образу целомудренной молодой советской студентки какую-то излишнюю пикантность и даже развязность. Таким образом, эти персонажи в краснодарской «Утиной охоте» оказались лубочными и вне жанра.

Есть, однако, в спектакле и удачные попадания. Официант Дима, воплощенный артистом Краснодарского академического театра драмы Михаилом Дубовским – ровно такой, каким его описывает Вампилов в своём произведении: спортивный, медленный, рассудительный и деловой человек с тяжелым, монотонным, непробиваемым взглядом. Выразителен также и женский дуэт Анны Ерковой и Олеси Богдановой, исполнивших роль Валерии и молодой любовницы Зилова.

Песок. Вода. Утки. Чупа-чупс

Без героя

Что точно остается в памяти после просмотра «Утиной охоты» Безносова – так это декорации. Песок, вода, утки – все это смотрится свежо и необычно. За происходящим интересно наблюдать как минимум с технической точки зрения. В этом немалая заслуга художников, в том числе — по свету. В особенности художника-постановщика Насти Васильевой, создавшей многоплановое пространство, оригинально и тонко работающее на повествование.

Актеры играют, утопая по щиколотку в песке и постоянно трансформируя сцену, а пелена дождя, стекающего прямо с потолка, визуально разделяет настоящее и прошлое, что даёт возможность зрителю без труда ориентироваться во временных скачках, на которых строится сюжет пьесы. Дополняет созданную художниками депрессивную атмосферу и музыка, написанная краснодарским рэпером Сергеем Трущевым (PLC). Траурная мелодия в его исполнении создаёт определённый эмоциональный накал, расставляет смысловые акценты там, где они требуются.

Однако антураж и атмосфера не могут перекрыть все дыры в восприятии. «Утиная охота», показанная в Краснодарском театре драмы, несмотря на умелое оформление, все же имеет существенный недостаток, не позволяющий назвать ее в полной мере удачной. Спектаклю Безносова не хватает главного — героя, который, увы, теряется где-то на фоне громкого кряканья и раскиданных по всей сцене уток, бутылок и дождя.

1 комментарий

avatar
scaramouche 31 мая, 07:15
Согласен с автором статьи. Современная российская интеллигенция ищет базис своей новой программы , получается старая музыка. Вампилова и Веню Ерофеева с его Петушками и Вальпургевым бредом пытаются сделать русским "Бертольдом Брехтом" Германом Гессе, - тупиковые изыскания Любимова и Эфроса продолжаются. Яркий пример тому на телеканале "Культура" Игорь Волгин... /// Что касается самой режиссерской работы , то , опять незнание художественных приемов приводит к карикатурному , плакатному прочтению материала. Не знаешь духа, состава, того времени примени прием старой европейской живописи - перенеси библейские сюжеты на современные тебе реалии; второй художественный прием, восточноевропейской , русской иконописи - метафора, под силу только выдающимся индивидуумам , типа, Никиты Гурьева , либо целым школам письма - Строгановской, Невьянску ... У нас, в целом, уровень режиссерской работы упал , и не только в Краснодаре, везде так. Музыкальных постановках это не так ярко видно, а вот драматические вещи - да ...
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии.

Первая полоса

Последние новости

Weekend

Будьте здоровы!

В начале сентября, отгремев в Каннах, на экраны вышла картина «Петровы в гриппе» - экранизация одноименного романа Алексея Сальникова и долгожданное возвращение скандальной суперзвезды отечественного театра и авторского кино Кирилла Серебренникова. Какой получилась история обычной екатеринбургской семьи, жизнь которой наполнена сюрреализмом и фантастикой, – в материале «Югополиса».

Люди Ситуация

Полигон особого назначения

Жители станицы Роговской собрались на сход, чтобы в очередной раз высказаться против строительства мусорного полигона в хуторе Некрасово
Екатерина Юрченко
Город Люди Ситуация Бизнес

Гостиницу в Геленджике отнимают у владельцев на основании ксерокопии расписки

Краевые судьи отменили целую серию сделок с добросовестными покупателями, «поверив» бывшей владелице, что она десять лет не знала о продаже недвижимости. Хотя сама выдала доверенность на ее реализацию
Сергей Сергеев
Weekend

It’s OK to be not OK

В сентябре на базе ЦСИ «Типография» пройдет кинофестиваль Garage Screen Film Festival, где покажут самые яркие образцы авторского инклюзивного кино. Почему демонстрируемые ленты актуальны и достойны зрительского внимания – в материале «Югополиса».

Ситуация

Претенденты на казнь?..

В изнасиловании и убийстве двух десятилетних девочек в Кемеровской области признался ранее судимый педофил. И это вновь ставит вопрос о том, нужно возвращать в российское законодательство смертную казнь для детоубийц. Подробности преступления, новые инициативы депутатов и чиновников и комментарий пресс-секретаря президента – в материале "Югополиса".

Город Люди Ситуация

Музыка громче – глаза закрыты?

Прошёл почти год с момента публикации материала «Югополиса» о столкновении властей и простых граждан с нарушающими покой городскими ночными гонщиками. И проблема всё ещё актуальна. Более того, в извечной истории замечен новый поворот: в Москве предлагают ввести особые штрафы за громкую музыку, звучащую из авто. Наша редакция вернулась к проблеме и решила разобраться, что тем временем происходит на юге страны.

Ситуация

Гаражная амнистия, новые правила оформления больничных для родителей и обжалование штрафов на "Госуслугах": что изменится в жизни россиян в сентябре

С 1 сентября в России вступает в силу целый ряд законов, приказов и постановлений из разных сфер. "Югополис" подробно рассказывает о грядущих изменениях.

Город Ситуация Бизнес

Социальные объекты преткновения

Один из главных драйверов экономики может быть неверно установлен в целой нашей стране. Примерно к такому выводу пришли участники прошедшего в Краснодаре круглого стола по теме строительства и урбанистики.

Люди Weekend

12 главных фильмов осени 2021

Кинопрокат продолжает восстанавливаться. В расписаниях кинотеатров вновь появляются фильмы на любой вкус: громкие многомиллионные блокбастеры, необычные отечественные ленты и лауреаты прошедших кинофестивалей. «Югополис» выбрал самые интересные премьеры осени, среди которых фильм-обладатель "Золотой пальмовой ветви", очередная глава киновселенной Marvel, а также новые картины Ридли Скотта и Уэса Андерсона.

Люди Ситуация

«Виражу» не страшна крутизна

По инициативе «Союза дорожников Кубани», который в октябре отметит двадцатилетие, редакция «Югополиса» открывает цикл публикаций о дорожных организациях края и их профессионалах - тех людях, которые добросовестным трудом заслужили уважение земляков и гостей нашего региона, небезосновательно считающих дороги Кубани одними из лучших в России. Сегодня нам предстоит знакомство с Анапским ДРСУ «Вираж», которое входит в десятку ведущих дорожных ремонтно-строительных организаций края