Главная причина неудач при большинстве попыток постановки «Утиной охоты», как показывают практика и критика, в поверхностном прочтении текста – или, точнее сказать, в предвзятом прочтении. Часто случается так, что неоднозначность образов, противоречивость в поведении действующих лиц становятся слабым местом, провисающим под напором фантазии толкователя. И дело выходит не в переосмыслении, а в потере лиц персонажей. В результате творческих экспериментов многие герои пьесы становятся фанерными, неуместными.

Нежелание вчитываться, размышлять над первоисточником и стремление преподнести свое видение — характерные черты борьбы двух авторских «я»: постановщика и писателя. Это не плохо и не хорошо, это всего лишь особенность творческого процесса, которая приводит к тому, что все, кроме самого автора, спорят о произведении с его первоначальным текстом.

Так случилось и с «Утиной охотой» Безносова. Вроде бы все по тексту, вроде все тот же конфликт, все то же кафе «Незабудка», тот же дождь, но все же что-то не так.

Песок. Вода. Утки. Чупа-чупс

«Я, конечно, не ханжа, но...»

Главной проблемой краснодарской «Утиной охоты» также стала работа режиссера с самым сердцем вампиловского произведения – с его персонажами. Создается впечатление, что Безносов не дал своей труппе полного представления об образах героев, которых им предстояло воплотить. В первую очередь это касается центрального персонажа – Зилова, роль которого режиссёр предложил заслуженному артисту Кубани Арсению Фогелеву. Да, перед нами совершенно очевидная картина распада героя. Вот только дело в том, что она в оригинальном произведении вызывает не только осуждение, но и сострадание по отношению к запутавшемуся герою, чего при просмотре данной вариации «Утиной охоты» не происходит.

Этот вампиловский сюжет имеет ряд экранизаций, однако здесь, конечно, не обойтись без сравнения с дословной киноверсией пьесы - фильмом «Отпуск в сентябре», в котором Олег Даль сыграл Зилова во всей гамме его противоречий: веселым, обаятельным, легкомысленным, циничным, кающимся… Да, нельзя отрицать того, что сыграть и развод, и предательство и самоубийство — непростая задача, посильная настоящим мастерам. Но это же не оправдывает того, что Зилов, придуманный Безносовым и сыгранный Фогелевым, во всех состояниях одинаковый: легкомысленный, самоуверенный и безнравственный человек, так и не сделавший для себя никаких выводов даже после первой неудачной попытки самоубийства. Не хватает эмоционального накала и в чувственной сцене расставания с Галиной (Татьяна Башкова), принявшей решение уехать от мужа.

Неоднозначной переработке со стороны режиссера подверглись и образы второстепенных персонажей пьесы. В «Утиной охоте» Безносова герой по фамилии Кушак (Филипп Душин) – карикатурный простофиля, конвульсивно кричащий на своих подчиненных. «Невеста» Зилова Ирина (Елизавета Варенникова), вооруженная почему-то чупа-чупсом, наряжена, словно набоковская Лолита, в чересчур коротенькое платьице, что придает образу целомудренной молодой советской студентки какую-то излишнюю пикантность и даже развязность. Таким образом, эти персонажи в краснодарской «Утиной охоте» оказались лубочными и вне жанра.

Есть, однако, в спектакле и удачные попадания. Официант Дима, воплощенный артистом Краснодарского академического театра драмы Михаилом Дубовским – ровно такой, каким его описывает Вампилов в своём произведении: спортивный, медленный, рассудительный и деловой человек с тяжелым, монотонным, непробиваемым взглядом. Выразителен также и женский дуэт Анны Ерковой и Олеси Богдановой, исполнивших роль Валерии и молодой любовницы Зилова.

Песок. Вода. Утки. Чупа-чупс

Без героя

Что точно остается в памяти после просмотра «Утиной охоты» Безносова – так это декорации. Песок, вода, утки – все это смотрится свежо и необычно. За происходящим интересно наблюдать как минимум с технической точки зрения. В этом немалая заслуга художников, в том числе — по свету. В особенности художника-постановщика Насти Васильевой, создавшей многоплановое пространство, оригинально и тонко работающее на повествование.

Актеры играют, утопая по щиколотку в песке и постоянно трансформируя сцену, а пелена дождя, стекающего прямо с потолка, визуально разделяет настоящее и прошлое, что даёт возможность зрителю без труда ориентироваться во временных скачках, на которых строится сюжет пьесы. Дополняет созданную художниками депрессивную атмосферу и музыка, написанная краснодарским рэпером Сергеем Трущевым (PLC). Траурная мелодия в его исполнении создаёт определённый эмоциональный накал, расставляет смысловые акценты там, где они требуются.

Однако антураж и атмосфера не могут перекрыть все дыры в восприятии. «Утиная охота», показанная в Краснодарском театре драмы, несмотря на умелое оформление, все же имеет существенный недостаток, не позволяющий назвать ее в полной мере удачной. Спектаклю Безносова не хватает главного — героя, который, увы, теряется где-то на фоне громкого кряканья и раскиданных по всей сцене уток, бутылок и дождя.

1 комментарий

avatar
scaramouche 31 мая, 07:15
Согласен с автором статьи. Современная российская интеллигенция ищет базис своей новой программы , получается старая музыка. Вампилова и Веню Ерофеева с его Петушками и Вальпургевым бредом пытаются сделать русским "Бертольдом Брехтом" Германом Гессе, - тупиковые изыскания Любимова и Эфроса продолжаются. Яркий пример тому на телеканале "Культура" Игорь Волгин... /// Что касается самой режиссерской работы , то , опять незнание художественных приемов приводит к карикатурному , плакатному прочтению материала. Не знаешь духа, состава, того времени примени прием старой европейской живописи - перенеси библейские сюжеты на современные тебе реалии; второй художественный прием, восточноевропейской , русской иконописи - метафора, под силу только выдающимся индивидуумам , типа, Никиты Гурьева , либо целым школам письма - Строгановской, Невьянску ... У нас, в целом, уровень режиссерской работы упал , и не только в Краснодаре, везде так. Музыкальных постановках это не так ярко видно, а вот драматические вещи - да ...
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии.

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

COVID-рулетка: пан или пропал

Роспотребнадзор называет вакцинацию от COVID-19 единственным способом справиться с пандемией. Вакцины в России уже широко доступны для населения, времена, когда их завозили небольшими партиями, остались в прошлом. Однако пункты вакцинации полупустые, а впереди – "индийский" штамм.
Елена Шумовская
Город Ситуация

Самокат пешеходу не товарищ

Электрические самокаты (а с ними гироскутеры, моноколеса, сигвеи и прочие явления технического прогресса) становятся для общества новой «головной болью». Их явные плюсы - удобство в обращении и относительную дешевизну - начали перекрывать новости о разнообразных ДТП с участием модных транспортных средств. Причем угрожает такой транспорт именно пешеходам и чаще не на дорогах, а на тротуарах, площадях и в парках.

Город Люди Weekend

12 главных фильмов лета 2021

После долгого и тяжелого застоя индустрия кинопроката постепенно возвращается в норму: люди готовы прийти в кинотеатры. Но готовы ли прокатчики удовлетворить зрительский спрос? Этим летом на экраны выходят долгожданные блокбастеры, продолжения успешных франшиз, хорроры и комедии, а также несколько примечательных авторских проектов для тех, кто считает, что кино – это нечто большее, чем просто развлечение.

Weekend

Великий Отечественный Вестерн

Отечественный военный экшн «Красный призрак», предпремьерный показ которого состоялся в кинотеатре «Монитор СБС» 9 июня, – проект во всех смыслах необычный. Будучи заявленной как историческая военная драма, частично основанная на реальных событиях, картина выступает на стыке сразу нескольких жанров: это и военный фильм, и одновременно вестерн, и даже супергеройский блокбастер. Классические военные истории про подвиги русских солдат приобретают мистический флер, а зрелищные бои разбавляются черным юмором.

Ситуация

"Слово за слово, начался конфликт": что известно об убийстве двух судебных приставов в Адлере

Сегодня утром приставы пришли на улицу Просвещения в Адлерском районе Сочи выполнить судебное решение о сносе самостроя. 61-летний хозяин постройки потребовал, чтобы они ушли, а когда приставы отказались, взял охотничье ружьё и начал стрелять

Город Люди Weekend

Песок. Вода. Утки. Чупа-чупс

На камерной сцене Краснодарского театра драмы состоялись премьерные показы спектакля «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова. За постановку одного из самых сложных произведений в отечественной драматургии XX века взялся главный режиссер Краснодарского молодежного театра Даниил Безносов.