Люди

«Единая Россия» хочет запретить критику произвола милиции

А также употреблять слова «шахид» и «джамаат».

23 апр 2010, 18:40

Единороссы подключились к борьбе с терроризмом – они разработали концепцию противодействия этой угрозе. Для того, чтобы победить преступников, журналисты должны перестать использовать слова «шахид» и «джамаат», а партии – объединиться перед лицом угрозы.

Об проекте концепции сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на замсекретаря президиума генсовета единороссов Юрия Шувалова.

Это проект может быть в ближайшее время рассмотрен на заседании бюро высшего совета «Единой России». Сейчас он продолжает согласовываться, его предварительная версия отправлена руководству страны, сообщил Юрий Шувалов.

Нежелательна открытая критика произвола силовиков: по мнению авторов, с информацией о беспределе гражданин должен идти к представителям законодательной власти, а уже потом обращаться к прессе»

Согласно документу, политические партии должны сформировать общую антитеррористическую платформу. А средства массовой информации придерживаться «необходимого баланса конструктивной критики и безусловной поддержки правоохранительной службы». Нежелательна открытая критика произвола силовиков: по мнению авторов, с информацией о беспределе гражданин должен идти к представителям законодательной власти, а уже потом обращаться к прессе.

Кроме того, СМИ должны отказаться от некоторых слов, вошедших в употребление в связи с терактами. Под запрет попадут слова «шахид» и «джамаат». При этом изданиям предписывается чаще освещать успехи силовиков и следить за судами, рассматривающими дела террористов. Региональным СМИ рекомендуется соблюдать «баланс позитивных и критических новостей», впрочем, о нужной пропорции авторы документа не сообщают.

Эта цензура затронет не только периодические СМИ, но и школьные учебники, говорит автор инициативы. Предлагается избавиться от упоминания террористов в положительном контексте.

Пока неизвестно, останется ли этот документ внутрипартийной инструкцией, или единороссы попытаются ввести его в ранг закона. Напомним, ранее после терактов Госдума уже вводила ограничения на работу средств массовой информации.

Юрист, один из авторов Закона о СМИ Михаил Федотов рассказывает, что введенные тогда ограничения работают плохо, и больше мешают властям, чем изданиям.

– Как вы считаете, этот проект можно ввести в ранг закона?

– Я надеюсь, это будут только рекомендации, а не попытка законодательного регулирования. Перестаньте критиковать силовиков – это абсолютно неправильная позиция. Критиковать нужно всех, в том числе прессу. Только критика должна быть предметной, а не клеветой и оскорблением. Надо критиковать, невзирая на лица: министров, президента. У нас безгрешный только Бог.

– А как вам предложение соблюдать баланс хороших и плохих новостей?

– Я бы предложил соблюдать баланс правды и лжи. Причем правды должно быть 100%, и никакой лжи. Не надо врать, надо говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. Как только мы начинаем приукрашивать реальность, она становится хуже. Если мы черним – она тоже становится хуже.

Шахид - это герой, и мы этих подонков называем героями»

– А ограничение на использование некоторых слов?

– По поводу джамаата ничего сказать не могу. Насчет шахида я полностью поддерживаю эту мысль, мы должны перестать называть террористов-бомбистов шахидами. В Баку есть мемориал шахидов – это памятник героям, борцам за свободу Азербайджана. Шахид - это герой, и мы этих подонков называем героями. Но все же это не тема для законодателя.

– То есть это должны быть претензии к грамотности журналистов?

– Это культура работы СМИ, это вопросы саморегулирования. Если у «Единой России» есть претензии по поводу слова шахид, то общественная коллегия по жалобам на прессу с удовольствием рассмотрит эту жалобу, и я не сомневаюсь, каким будет решение.

– А есть страны, в которых законодательно ограничивали употребление каких-либо слов?

– В России в XVIII веке были слова, запрещенные к употреблению в печати. Например, запрещено было слово «отечество». (При Павле I,который боролся с революционной заразой, кроме «отечества», в список запретов попали «общество», «гражданин» и «курносый» - царь считал, что этим словом насмехаются лично над ним. Кроме того, чиновникам предписывалось заменять слово стража – татарским караул; отряд – франко-немецким деташемент, а врач – польским лекарь – «СП»).

– А в современной мировой практике?

– Мне такие примеры неизвестны. В Англии, скажем, были большие проблемы с Ирландской Республиканской Армией (ИРА), но никому и в голову не пришло запретить упоминать ее название в СМИ.

– У нас, насколько я знаю, по решению суда нельзя упоминать НБП иначе как с прилагательным «запрещенная».

– Это смешно, конечно, никто не говорит «НБП», все говорят «нацболы» или «лимоновцы». Хорошо, запретят и это. И что, тогда запретим слово «лимон»? А если, не дай Бог, запретят партию «Яблоко» - откажемся от этого слова?

– Будем говорить эппл, если соответствующая фирма пролоббирует. Не первый раз ограничивают свободу СМИ в связи с терроризмом, насколько я знаю.

– Сначала внесли нормы, ограничивающие деятельность СМИ, в законодательство по борьбе с терроризмом, потом эту норму перенесли в закон о СМИ, включили в совершенно неподобающем виде, в результате получилась откровенная глупость. Но это никого не смутило. При этом СМИ вынуждены нарушать этот закон. Скажем, нельзя называть персональные данные участников контртеррористической операции. Норма понятная. Но у нас появляются руководители этих операций, представители штаба. Они сами себя так представляют. Они нарушают закон и провоцируют СМИ его нарушить.

– Но предупреждений по этому поводу СМИ не выдвигают?

– Нет, потому что все понимают – они разрешили, им можно. Но в законе этого не прописано! Закон сделан плохо. Но законодателям плевать. Главное – чтобы СМИ боялись шаг ступить, для этого все и делается.

Дмитрий Трещанин, обозреватель портала «Свободная Пресса».

В России в XVIII веке были слова, запрещенные к употреблению в печати. Например, запрещено было слово «отечество», «общество», «гражданин» и «курносый»

Читайте также

Первая полоса

Город Weekend

Куда пойти в Краснодаре с 29 апреля по 12 мая: афиша мероприятий

Ближайшие две недели краснодарцев ждут длинные выходные, которые они проведут с семьями, на природе или на парадах и патриотических акциях. А что насчёт культурного и спортивного досуга на этих майских праздниках? Концерты, спектакли, футбольные матчи и фестивали – в обзоре «Югополиса».
Ситуация

Цветущий Крым ждет гостей

Почти 60% номеров в отелях Крыма на майские праздники уже забронированы. А в особо популярных гостиницах мест уже не осталось. И это не удивительно. Весна в этом году в Крыму особенно яркая и теплая. Местные жители отмечают, что цветы раскрылись примерно на две недели раньше обычного срока. Насладиться яркими красками можно не только на многочисленных клумбах в парках и на улицах курортных городов, но и на пешеходных тропах в горах, и в заповедниках. Сменяя друг друга, цветы будут радовать вплоть до середины лета

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.