Люди Weekend

Едим не дома

Колумнист «Югополиса» Сабина Бабаева — о том, почему в краснодарских ресторанах дорогих гостей встречают как надоевших родственников.

02 июн 2015, 15:35
Сабина Бабаева
журналист

К

олумнист «Югополиса» Сабина Бабаева — о том, почему в краснодарских ресторанах дорогих гостей встречают как надоевших родственников.Один знакомый бармен считает, что ресторанная культура в нашей стране неразвита, и приводит главный аргумент: для чего в России ходят в ресторан — для того чтобы поесть? Нет, чтобы посидеть. Сначала мы не согласны. Спрашиваем его: а разве за границей не то же самое? Люди наряжаются и идут в ресторан, чтобы куда-нибудь выбраться. Он отвечает: да, если это ужин, наряжаются, идут, заказывают еду и напитки, едят и пьют, расплачиваются и уходят. Или не расплачиваются и уходят, кто как привык. А посидеть идут в бар. Вот где можно развернуться: барная культура нацелена на долгое и задушевное — или веселое, или и то и другое — времяпровождение.Мы повспоминали кино, книжки, свои собственные путешествия за границу, сравнили с тем, что дома, и поняли: бармен прав. В нашей стране культура посещения ресторана до сих пор предполагает, что а там гитары, а там цыгане. На Кубани уж точно. Поэтому, в том числе, такой вещи, как очередь перед входом в ресторан из ожидающих своего столика, вы не встретите. Слишком долго ждать придется. (Памятная краснодарцам очередь в «Старбакс» не считается, потому что в день открытия и потому что само явление особого рода — примерно того же, что очередь в первый московский «Макдоналдс»)
Едим не дома

Или же вот косметолог Л. рассказывала — косметологи почти всегда что-то рассказывают, — что разводится и ищет нового мужа. Оказывается, нового мужа следует искать в ресторане, куда Л. ходила, как на работу, вместе со своей подругой. «Подруга мне сказала, зачем тебе такой же, нужно искать олигарха. Мы пошли в «Пушкинист», просидели там два часа, но никто не подошел. Потом пошли в «Грей Гус». Тоже ничего. Подруга советует, давай звонить в «Ла Виллу», говорят, все олигархи там собираются». Мы позвонили, вход тысячу двести, депозит за столик пять тысяч, но это если на четверых, а нас трое, поэтому придется платить за четвертого, а это восемь тысяч. В общем, разорение…»

Слова Л., сама того не зная, подтвердила моя знакомая, некоторое время работавшая пиар-менеджером одного из вышеназванных ресторанов. В ее обязанности, среди прочего, входила организация светских мероприятий, и она рассказывала о толпах девушек, атакующих приглашенных туда мужчин: одни и те же лица, губы и наряды — блеск и нищета куртизанок из бесконечных фотоотчетов «Геометрии». Слушая, я пыталась прикинуть, каков примерный процент тех, кто пришел в ресторан поесть и пойти прочь.

В ее обязанности, среди прочего, входила организация светских мероприятий, и она рассказывала о толпах девушек, атакующих приглашенных туда мужчин: одни и те же лица, губы и наряды — блеск и нищета куртизанок из бесконечных фотоотчетов «Геометрии»

Но если все же оставить в покое места скопления «олигархов» (я думала, этого слова больше не употребляют) и предположить, что краснодарцы приходят в ресторан поесть, с чем они — то есть мы — часто сталкиваются? Возьмем рестораны и кафе средней руки — те места, которые, собственно, на английском принято называть restaurant: имеется в виду любое заведение общественного питания, не бар и не клуб.

Во-первых, с нерасторопностью или хамством персонала. Официанта, которого в принципе не должно быть заметно, или совсем незаметно — его попросту не найти, или, напротив, слишком ощущается его навязчивое присутствие, когда он громко обсуждает с коллегами свои дела или воспринимает просьбу принести простую воду как личное оскорбление: «у нас только «Эвиан». Кажется, сейчас вскинет бровь и надменно изречет: «вегетарианского не держим-с». Почувствуй себя Лизой Калачевой.

Едим не дома

Не знаю, как в европейских ресторанах умудряются принести сразу все заказы сидящих за одним столом, притом и блюда, и напитки горячие, притом блюда разные: и долгого приготовления, и быстрого. В Краснодаре почти всегда кому-нибудь приходится ждать, и категория ресторана не гарантия, что все сделают быстро и как надо. Вот ресторан, народу мало, садитесь вы за столик, выбираете салат, зовете официантку, а она без тени улыбки вас предупреждает, что «сегодня придется ждать заказа от получаса». «А почему так долго: за сыром послали в Италию, а курица еще жива?» — пытаетесь развеселить девушку. Но ей невесело. Должно быть, ситуация и правда серьезная: «Нет, просто кухня не справляется». Намек понятен: мы вам не рады, чего приперлись.

Едим не дома

Или, например, обычно с трепетом следишь за своим кофе: вот бармен поставил чашку на стойку, но официантка даже не смотрит в ее сторону, принимает у кого-то заказ, одна на зал. Бармен тоже не принесет, это в его царские обязанности не входит. Нужно идти самой: какой смысл в остывшем кофе? И вот сюрприз: за стойкой скрывается еще одна официантка, просто «это не ее столик».

Ресторатор такой-то вложит в него большие деньги; наймут лучшего шефа, дадут блюдам изысканные названия, а главное — построят в глубине помещения роскошный туалет в стиле позднего барокко; ресторан будут расхваливать в фейсбуке, отмечая в нем светящиеся счастьем свои физиономии, — зачем еще приходить в ресторан? Не поесть же»

Нельзя не признать, что во многом виновата сама публика, так воспитавшая отношение к себе. Публика у нас странная: нетребовательна там, где нужно, но любит скандалить на пустом месте. Многие ли краснодарские рестораны следят за тем, что о них пишут в специальных изданиях или соцсетях? Между тем для общества с развитой ресторанной культурой это обычная практика. В Европе люди даже слишком критичны: любят придираться к степени прожарки мяса, хотя это довольно спорная вещь. У нас без разговоров проглотят остывший кофе, зато устроят скандал в соцсетях по поводу присутствия маленьких детей в семейном кафе.

Едим не дома

То и дело пишут о падении экономики и закрытии столичных ресторанов, но Краснодара это мало касается. Кризисы наш солнечный город не пугают: закроется один ресторан — откроется другой. Ресторатор такой-то вложит в него большие деньги; наймут лучшего шефа, дадут блюдам изысканные названия, а главное — построят в глубине помещения роскошный туалет в стиле позднего барокко; ресторан будут расхваливать в фейсбуке, отмечая в нем светящиеся счастьем свои физиономии, — зачем еще приходить в ресторан? Не поесть же. И так года полтора. Потом мы услышим, что ресторатор такой-то начинает новый громкий проект, — а что со старым? А ничего, продали, закрыли, надоел. Больше не модно.

Как говорил ресторатор Арти Букко из «Клана Сопрано», цитируя кого-то еще, «управлять рестораном — все равно что держать слона. Стоит кучу денег и рано или поздно подохнет». Только в случае с нашими ресторанами скорее рано, чем поздно. Ну, может, не считая тех, в которых ищут себе олигархов богини косметологии.

2 комментария

avatar
Олег 11 июн 2015, 11:39
Не скажу что часто но...бываю. Рестораны есть у нас очень и очень достойные. Ходим компанией. Для общения за "вкусным" столом. Уверяю, что мы знаем что такое культура посещения ресторана. Поэтому не ждем там "гитар и цыган с дрессированным медведем". Иногда культура обслуживания в наших заведениях это просто жесть. Не хотел бы называть заведение, но вот события всего одного вечера: предварительный заказ, день рождения, один стол на 8 человек и один официант, будни, зал почти пуст. Официант накрыл стол, разлил вино и...исчез из поля зрения минут на 15. Сказали тост, выпили-закусили салатами и... ждем. В бокалах пусто. Появляется официант. Попросил (!) его еще разлить вино (оно у него где то на другом столике в вазе со льдом стояло). Ну да ладно, смилостивился, разлил холодненького и тут же предложил помощь в раскладке салатов по нашим тарелкам...что бы освободить стол под горячее (!?). Ложку для салатов он забыл поэтом все было разложено по тарелками нашими же вилками. Выпили еще. Сделали заказ. Горячее: рыба, мясо и т.п. Мне подали хороший такой стейк но увы, официант вновь забыл про нож и вилку к блюду. Сказал ему об этом. Жду еще минут 5-7. Принес. Извинился. Минут 10 он доносил остальные блюда. Т.о. у одного в тарелке уже все остыло, другому только что блюдо принесли. Что же. Сидим, едим, с удовольствием общаемся и говорим тосты юбиляру. Тут выясняется что одному гостю за нашим столом официант так и не принес заказ. Горячее. Рыбу. Зовем официанта. Его ответ: у меня не помечен ваш заказ. Т.е. 7 гостей заказали горячее, а 8-й забыл? Настроение у нас хорошее, все же день рождения, поэтому все шутят на эту тему и не более, т.к. все гости слышали как делался заказ. Официант же вместо того, что бы извиниться и компенсировать как то свою нерасторопность начал настойчиво предлагать гостю мясо (стейк) взамен рыбы. Потому что...это быстрее и есть готовые...Гость, а это была дама, отказывается: я хотела бы рыбу. Официант убеждает о пользе мяса. Градус юмора повышается. В итоге дама за нашим столом вообще отказалась от горячего. Тема для шуточек на эту тему на весь вечер была гарантирована. Что хотел бы сказать. Речь идет не о придорожном кафе. А о центре краевой столицы. Одно из заведений в ТЦ "Галерея". Чек за вечер был далеко за двадцатку. Вот так. Позже позвонил администратор (у нас была именная скидочная карта) и спросил о том понравилось ли нам? Ответ его удивил: все хорошо, только к вам мы больше не придем...
wonderful_amur 15 июн 2015, 09:37
Прикольный отзыв написал Олег, увы, такое бывает часто! Очерк автора колонки понравился, все в точку! Единственное, я бы защитил "Грей гус" - не так много там был, но достаточное количество раз, чтобы заметить качественное обслуживание. официантов никогда не ждал, и работали ненавязчиво и оперативно. Ну, каждый день в таком заведении кушать, конечно, не будешь. А вот в остальных, где прайс более доступный, уж очень велик риск наткнуться на, уж простите, станичниц, которые вчера скакали на сеновале, а сегодня их поставили обслуживать гостей, рассказав за пять минут, что и как делать. Да и зная, как в некоторых заведениях относятся к выполнению санпина и отбору продуктов - извольте, уж лучше покушать скромнее, но дома. И возжникает парадокс: мест вроде много, а сходить, чтобы вечером со второй половиной перекусить без большого ущерба для бюджета и без риска уйти с испорченным настроением, просто нету.

Первая полоса

Люди

Юлия Рамазанова, «Партнер»: от снегохода до танкера — в лизинг

Юлия Рамазанова — владелец двух бизнесов: консалтинговой компании «Партнер» и торговой компании ООО «Железный Восток». Родилась 11 августа 1990 года. Имеет высшее экономическое образование по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Начинала карьеру в компании «Внешэкономбанк-лизинг» («ВЭБ-лизинг») с должности менеджера по продажам и завершила в должности ведущего специалиста. Общий срок работы в продажах более 15 лет (от мерчендайзера до основателя двух компаний).
Ситуация Weekend

Дикий Запад по-крымски, или перегон лошадей у Белой скалы

Для того, чтобы почувствовать себя как на Диком Западе вовсе не надо ехать в Америку или изобретать машину времени. Достаточно приехать в Белогорский район Крыма к подножью Белой скалы (Ак Кая). Каждый день утром и вечером там устраивают перегон лошадей с пастбища в стойла и обратно. Посмотреть на коней можно абсолютно бесплатно. Нужно только узнать в конном клубе точное время.
Екатерина Пономарёва
Ситуация

Небанальное путешествие по Крыму: Опук и Карадаг

Для искушенных туристов, которые вдоль и поперек обошли Ялту и Севастополь, побывали на Ай-Петри и Аю-Даге, накупались в море, но не надышались Крымом, полуострову еще есть что предложить. Здесь достаточно заповедников с редкими растениями и древними камнями, которые могут заинтересовать самых привередливых гостей. Журналист “Югополиса” побывал в двух таких заповедниках - Опукском и Карадагском - и выяснил, что же там можно посмотреть.

Люди

Победный май в Анапе

Город воинской славы отметил День Победы целой серией ярких запоминающихся мероприятий.
Максим Соколов
Люди

«Бессмертный полк» на передовой СВО – в одном строю с казаками-добровольцами

Добровольческие отряды Кубанского казачьего войска принимают участие во всероссийской акции ко Дню Победы в новом формате: они вновь разместили портреты своих родных – ветеранов и участников Великой Отечественной войны прямо на боевых позициях.
Наталья Николаева
Город Weekend

Куда пойти в Краснодаре с 29 апреля по 12 мая: афиша мероприятий

Ближайшие две недели краснодарцев ждут длинные выходные, которые они проведут с семьями, на природе или на парадах и патриотических акциях. А что насчёт культурного и спортивного досуга на этих майских праздниках? Концерты, спектакли, футбольные матчи и фестивали – в обзоре «Югополиса».

Люди

Два дебюта и премьера

Какое манящее слово – дебют. Сколько в нём обещаний и надежды… В каком-то смысле премьера – тоже дебют. Премьера сказки «Русалочка» и два дебюта порадовали зрителей нынешней весной.