Архив

Между мелким бесом и Великим инквизитором

Сценограф Сергей Аболмазов скромно скрыл за инициалами свое авторство четверостишия на программке премьерного спектакля Краснодарского театра драмы «Легенда о Великом Инквизиторе»...

05 апр 2010, 10:58
София Малахова
культуролог

С

ценограф Сергей Аболмазов скромно скрыл за инициалами свое авторство четверостишия на программке премьерного спектакля Краснодарского театра драмы «Легенда о Великом Инквизиторе»: …Сострадания днесь не ищи,Лицемерны их постные лица. Инквизиторы носят плащи, Перешитые из Плащаницы!… Действительно, кто только не зарабатывал популярность, власть и земные блага на святом для многих имени, и прежде всего приватизировавшая его церковь. Мысль Достоевского о том, что собственно вера и институт церкви суть явления разного порядка, вполне способные существовать как вместе, так и по отдельности, и есть на нынешний момент, может быть, самая революционная. Спасибо театру, не побоявшемуся высказаться об этом в ситуации, когда церковь столь плотно придвинулась и к людям, и к власти, и к школе, что атеисты, видимо, скоро будут гонимы так же, как совсем недавно были гонимы верующие. Оговорюсь: я не против веры, не против церкви, я – за свободу выбора. А именно ее, уже оплаченную страданиями на кресте, отнимает у человека Великий Инквизитор, подводя под узурпацию душ широкую теоретическую базу. Тем, кто верит (читай: знает), не нужны теории. Как чудесно сказано в «Этике» Спинозы, «Бог, или субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность, необходимо существует. Доказательство 1. Если кто с этим не согласен, пусть представит, если это возможно, что Бога нет».
Режиссерский язык Владимира Рогульченко в прочтении глав романа «Братья Карамазовы», против ожидания, прост и скромен»

Так верит Алеша Карамазов. Но упорно взыскует свидетельств божественного промысла, поверяя его гуманностью, старший брат Иван. До почти ощутимого звона напряжен их диалог в первой части спектакля. До полной исчерпанности способны потратить себя оба молодых артиста – Константин Петрушин и Александр Тихонов. Хотя первому приходится наполнять внутренней работой огромные зоны молчания, а второму – по-актерски осваивать громаду текста. Оба справляются со своей задачей, хотя заметно, что для роли Ивана Тихонову порой не хватает гибкости, внутренней и внешней. Сейчас она подменяется юношеской пылкостью, но темперамент не отлит в выразительную сценическую форму, поэтому теряет часть посыла на пути к зрителю. Спасает положение текст Достоевского, настолько острый, что сам вонзается в зрителя, как скальпель хирурга. 

И актерам, и зрителю режиссер старается дать передышку, время от времени выпуская на сцену мальчика-полового. В этом смысле прием работает, жаль только, что ему не найдено точного места в художественном поле спектакля. 

Режиссерский язык Владимира Рогульченко в прочтении глав романа «Братья Карамазовы», против ожидания, прост и скромен. Из ярких выразительных средств – только живой белый голубь, который садится на плечи Алеше, да игра с креслом-исповедальней-кафедрой – пространством существования Великого Инквизитора – Александра Катунова. 

В целом это можно назвать именно прочтением, вдумчивым, серьезным. Театральность возникает в нем с появлением Инквизитора. И, надо сказать, снижает градус интеллектуального напряжения, заставляя прежде всего фиксировать рельефные актерские переходы от суеты мелкого беса к дьявольской инфернальности и величественным громоизвержениям богоборца, искать им мотивы и оправдания. Он завоет по-волчьи, усилием воли будет избавляться от разбившего его инсульта и бесконечно перемещать по сцене свой деревянный «трон». Словом, совершит массу действий.

Культпоходы школьников на постановки подобного уровня сложности, как показывает опыт, резко укорачивают жизнь спектакля, а бывает, что и занятых в них артистов»

Но ни они, ни слова Инквизитора не поколеблют спокойного, ясного чела Спасителя, в которое как бы обратилось лицо Алеши (кстати, сложнейшая роль стала, на мой взгляд, серьезной творческой удачей Константина Петрушина). И лишь однажды проявит себя в почти небесном лике Сын Человеческий – повернет голову, посмотрит в глаза.  Тогда-то Инквизитора, поймавшего этот взгляд, и хватит удар. Но и частично обездвиженный, он вползет на спасительные ступени, и церковная кафедра вернет ему силы, укроет от вопрошающего взгляда. 

«Поэмка», написанная в юности Иваном Карамазовым, в исполнении Катунова обретает какой-то гипнотический ритм и распев. Кажется, иногда только скрип тяжелого кресла на сцене выводит зрителя из транса. Тем выразительней звучит финальный лязг тяжелой железной двери, которую Инквизитор захлопывает за Христом, для верности запирая на засов: «Уходи и не возвращайся больше никогда»! Тем, кто думает, что сделать человека счастливым можно ценой его свободы, Бог не нужен.

Не все, что заложено режиссером, адекватно читается зрителем. Но в зале явно ощущается желание не просто слышать и видеть, но и понимать, ловить смыслы. Тишина на двухчасовом спектакле, идущем без антракта, почти идеальна. Однако пока речь идет о премьерном зрителе камерной сцены. Что же будет дальше? Очевидно, сценическая судьба «Легенды о Великом Инквизиторе» зависит от того, решится ли руководство театра организованно рекрутировать зрителей для его просмотра из числа старшеклассников, изучающих Достоевского в рамках школьной программы. Очень хочется, чтобы этого не случилось. Культпоходы школьников на постановки подобного уровня сложности, как показывает опыт, резко укорачивают жизнь спектакля, а бывает, что и занятых в них артистов.

1 комментарий

avatar
Lerange 18 апр 2010, 23:56
Гениальный Сергей Аболмазов придумал замечательное решение и со светом. Был использован принцип акцентирования светом (на контрасте с темными пятнами) значимых деталей "для усиления эмоционального эффекта"... О школьниках. Да, нельзя изучать в театре Достоевского. Да никого нельзя!.. София, какой же глубокий анализ! Спасибо Вам за статью.

Первая полоса

Город Weekend

Куда пойти в Краснодаре с 29 апреля по 12 мая: афиша мероприятий

Ближайшие две недели краснодарцев ждут длинные выходные, которые они проведут с семьями, на природе или на парадах и патриотических акциях. А что насчёт культурного и спортивного досуга на этих майских праздниках? Концерты, спектакли, футбольные матчи и фестивали – в обзоре «Югополиса».
Ситуация

Цветущий Крым ждет гостей

Почти 60% номеров в отелях Крыма на майские праздники уже забронированы. А в особо популярных гостиницах мест уже не осталось. И это не удивительно. Весна в этом году в Крыму особенно яркая и теплая. Местные жители отмечают, что цветы раскрылись примерно на две недели раньше обычного срока. Насладиться яркими красками можно не только на многочисленных клумбах в парках и на улицах курортных городов, но и на пешеходных тропах в горах, и в заповедниках. Сменяя друг друга, цветы будут радовать вплоть до середины лета

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor*: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.