Будем ждать прихода прокурора?
На днях прокурор Выселковского района направил главе района представление по поводу отсутствия программы борьбы с преступностью.
Михаил Савва
политолог
Н
а днях прокурор Выселковского района направил главе района представление по поводу отсутствия программы борьбы с преступностью. Прокурорский гнев взбодрил местные власти, и в течение нескольких дней районные депутаты приняли программу. Прокуратура отозвала свои претензии. Думаю, напрасно… Дело в том, что отсутствие в одном районе одного документа – всего лишь маленький кусочек верхушки айсберга действительно большой проблемы. Эту проблему можно назвать так: местная власть не хочет устанавливать правила игры для себя.Даже Президент России или глава края становятся малозначимыми фигурами, когда речь заходит об освещении улиц, вывозе мусора, снабжении водой, городских дорогах и еще примерно полусотне вопросов местного значения»
И это – не только проблема чиновников. В первую очередь их нежелание устанавливать правила затрагивает нас. Самые важные для человека вопросы решаются (или не решаются) на ближайшем к нему уровне власти – в поселении, районе, городе. Даже Президент России или глава края становятся малозначимыми фигурами, когда речь заходит об освещении улиц, вывозе мусора, снабжении водой, городских дорогах и еще примерно полусотне вопросов местного значения. Просто эти вопросы не относятся к их полномочиям… Такие правила могут быть разработаны и приняты только местной властью.
Свою плохую работу муниципальные службы привычно объясняют нехваткой денег. Но мы живем в России и знаем: даже очень большие деньги можно потратить совершенно бездарно»
Свою плохую работу муниципальные службы привычно объясняют нехваткой денег. Но мы живем в России и знаем: даже очень большие деньги можно потратить совершенно бездарно. Или разворовать. А такая возможность начинается именно с отсутствия четких правил.
Закон гласит: специальные нормативные документы должны установить стандарты и процедуры по каждому вопросу местного значения. Например: будем освещать только здание районной администрации или же все улицы? Какими будут нормы освещенности? Кто (муниципальная служба или коммерческая организация) будет этим заниматься? Кто и как будет контролировать исполнителей? Каковы критерии оценки качества работы? Если эти правила не определены, наши чиновники делают что хотят и когда хотят. Их невозможно контролировать, потому что не с чем сравнить полученные результаты. Как в старом анекдоте:
- Прибор!
- Семьсот!
- Что семьсот?
- А что прибор?
Нежелание создавать себе неудобства у муниципальных чиновников настолько сильно, что их не пугают даже убедительные угрозы федеральной власти. Так, на официальном сайте Министерства регионального развития, отвечающего в России за местное самоуправление, представлено специальное пособие для муниципалов.
Процитирую дословно: «Непринятие на муниципальном уровне нормативных актов об утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов, порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, генеральном плане поселения, о правилах землепользования и застройки, нормативно-правового акта об утверждении местных нормативов градостроительного планирования поселений, организации благоустройства и озеленения территории поселения может вообще поставить под вопрос само существование муниципального образования». Как с воинской частью, потерявшей знамя: нет знамени - нет и полка… В нашем случае: нет документа – нет поселения или района в качестве самостоятельной единицы.
Уже не получится написать нечто в стиле: «Утром мажу бутерброд, сразу мысль – а как народ?»
Упорное нежелание местных чиновников принимать правила и работать по ним заставило президента изобретать новые стимулы для наших бюрократов. И это были совсем не пряники... Два года назад подписан указ об оценке эффективности работы органов местного самоуправления. Этот указ утвердил перечень показателей для ежегодных докладов глав городов и сельских районов. Такие доклады местные начальники должны ежегодно предоставлять губернатору. А губернатор в обобщенном виде направляет информацию о положении дел в муниципалитетах на своей территории премьер-министру России.
Формат доклада очень жесткий – только цифры. Уже не получится написать нечто в стиле: «Утром мажу бутерброд, сразу мысль – а как народ?». Кстати, именно сейчас готовятся такие доклады за прошлый год. Точнее, должны готовиться. Есть повод сомневаться, что они вообще делаются. Конечно, это наглость – так явно нарушать президентское указание. Но на многих официальных сайтах городов и районов края доклады за прошлый год отсутствуют. А в указе сказано четко – обнародовать! Становится интересно – что дает нашим местным начальникам такую уверенность в своей безнаказанности?
У глав городов и районов есть только два пути для того, чтобы получить хорошие показатели в таких докладах. Первый - подделать результаты. Второй - реально улучшить результативность своей работы»
Что, по мнению президента, является показателями работы власти? Приведу некоторые из них. Например, удовлетворенность населения: медицинской помощью (процент от числа опрошенных); качеством образования детей (процент от числа опрошенных); деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных).
У глав городов и районов есть только два пути для того, чтобы получить хорошие показатели в таких докладах. Первый - подделать результаты. Второй - реально улучшить результативность своей работы. Например, принять такие акты о решении вопросов местного значения, которые бы успешно пресекали коррупцию, создавали условия для сокращения ненужных расходов и заставляли исполнителей работать на конечный результат – улучшение социального самочувствия населения. В советское время мы шутили: «Без бумажки ты – букашка». Теперь то же самое власть может сказать уже о себе…
Очень хорошо, что прокурор Выселковского района предъявил претензии муниципальной власти за ее бездействие. Но этого бездействия вокруг нас намного больше, чем одна непринятая целевая программа в одном отдельно взятом районе. В каждом муниципальном образовании края отсутствуют десятки документов, которые должны определить правила игры для местной власти. И главное – нет понимания, что такие правила все же нужно установить.
Даже если это неприятно нашим чиновникам.
Комментариев еще нет
Последние обсуждения