Архив

Безотцовщина

Колумнист «Югополиса» Елена Голубцова — о времени, в котором меню сегодняшнего ужина важнее судьбы государства.

28 июл 2011, 00:05
Елена Голубцова
журналист

К

олумнист «Югополиса» Елена Голубцова — о времени, в котором меню сегодняшнего ужина важнее судьбы государства. Мне двадцать пять лет, я живу в России, и я не чувствую, что надо мной — или рядом со мной — есть кто-то большой и сильный. Я думаю — нет, я почти уверена, — что как раз ради этого комфортного ощущения люди придумали Бога и государство. Чтобы, когда их родители умрут, откажутся от них или просто вдруг сами станут маленькими и слабыми, все равно бы остался кто-то большой, сильный и знающий, как правильно. Так где они — мой Бог и мое государство?   Обратимся, как говорят филологи, к тексту. В данном случае — к корпусу текстов великой русской литературы XIX века. У самого несчастного и одинокого героя всегда оставалось два актива — Господь Бог и царь-батюшка. Батюшка — потому что большой, сильный и поможет. А если не оставалось, то это уже достоевщина и мрачная философия, то есть наступающий XX век.
Веру, как любую группу мышц и как любое качество натуры, можно развить. Но с ней — как со сколиозом: чем пациент моложе, тем больше шансов на успех»

Веру, как любую группу мышц и как любое качество натуры, можно развить. Но с ней — как со сколиозом: чем пациент моложе, тем больше шансов на успех. Куда эффективнее превентивная тактика. То есть, в случае с верой, введение ее в качестве прикорма с молоком матери. Но если твоя мама — молодой строитель коммунизма, который перинатальный период воспитания ребенка провел в обнимку с учебником по истории партии, Бога из врожденного списка активов приходится вычеркнуть. Конечно, как и позвоночник, веру можно попытаться вправить у взрослой особи, но велик риск перелома. Мозг теряет гибкость раньше костей, и вопросы без ответов дают не веру, а ту же достоевщину. Остается государство. 

Мне 25 лет, и когда я росла, мои родители учились жить без оглядки на рушащееся, перерождаемое, раздираемое, разлагающееся, да ну вас к черту — не успеваешь следить, а толку все равно никакого — государство. Выплывали без всякого большого и сильного. В полном экзистенциальном одиночестве.

Они были хорошими родителями, поэтому тогда я ничего не заметила. У меня-то были мои большие и сильные. Мама и папа. Но именно тогда родилось и поселилось внутри, чтобы расти вместе с моим организмом, это ощущение качающегося бычка, под которым кончается доска. Вот ты, бычок, вот твоя доска — а больше у тебя нет ничего, извини. Упадешь — и никто тебя не поднимет.

Ни от одного из моих родителей я никогда не слышала ни слова критики в адрес государства Российского. Потому что никто из них ничего от него не ждал и не ждет»

Потому что здесь никого нет. Полное. Экзистенциальное. Одиночество. 

Ни от одного из моих родителей я никогда не слышала ни слова критики в адрес государства Российского. Потому что никто из них ничего от него не ждал и не ждет. Ни для кого из них оно не существует ни как реальность, ни даже как скульптура или хотя бы рельеф — разве что холст в каморке папы Карло. Обида, возмущение, негодование, даже недовольство — это реакция на обманутые ожидания. Нет ожиданий — нет реакции. Никакого бухтежа по кухням, полное психологическое благополучие. И твердое, как перезимовавшее в снегу собачье дерьмо, знание: у тебя нет никого, кроме тебя самого. И самых-самых близких людей. 

Я думаю, какой-нибудь находчивый современный поэт вполне может написать: «Мы живем, под собою не чуя страны…» Во-первых, ну кто, в самом деле, вспомнит Мандельштама? А если и вспомнит, всегда можно сказать — постмодернизм, цитатность, ничего не поделаешь. Во-вторых, эти слова поменяли свое содержание: Мандельштам не чувствовал страны, как не чувствуют ног, онемевших от страха. А я не чувствую ее, как не чувствуют давно ампутированных конечностей.

Народ стал народонаселением, суммой умеренного количества человеческих единиц, для каждой из которых меню сегодняшнего ужина важнее судьбы государства»

И «наши речи за десять шагов не слышны» уже не потому, что говорим, опасаясь, тихо, а потому, что — никому не интересно. Народ стал народонаселением, суммой умеренного количества человеческих единиц, для каждой из которых меню сегодняшнего ужина важнее судьбы государства. Просто потому что ужин — это реальность, а государство — это ничто. 

И это я говорю без всякого обвинительного пафоса — никто не приходит к сиротам, чтобы уличить их в недостатке сыновней любви. Но и самые круглые сироты имеют право мечтать, что родители вдруг найдутся. Может, и наша государственная граница, которая мне неприятно напоминает белый контур вокруг жертвы преступления, из полого сосуда превратится в силуэт того самого большого и сильного?

Вот только даже Богу, чтобы быть, нужно, чтобы в него верили.     

4 комментария

avatar
Odov 28 июл 2011, 23:49
а ещё трамваи и автобусы, кот ходят не по расписанию-как результат
avatar
Беатриче 04 авг 2011, 17:55
Написано очень хорошо! Я бы даже сказала чрезвычайно сильно! особенно трогает последнее предлодение. Но хочется ответить автору: И ГОСУДАРСТВУ, ЧТОБЫ БЫТЬ, НУЖНО, ЧТОБЫ В НЕГО ВЕРИЛИ. Народ складывается из людей, из каждого, кто хочет им стать. И государство создаёт человек. Но не один, а каждый. Но это ответственность. И не каждый готов её принять и нести.
avatar
vertgalant 16 дек 2011, 18:11
Красивый текст. Прочитал на одном дыхании. Пробрало и одновременно прочлось оперативненько. Как в песне наша встреча случайна, и позвольте перефразирую, не понятен финал. Как-то на государстве конец зажевался. Но это не упрек, и речь не о том. Печальный второй план Вашей темы... пробрал именно он и то, что нахлынуло и вспомнилось. То время, в которое Ваши родители научились верить и надеяться только в/на самих себя, породило новый тип человека. Я б его назвал хомо обратикус. Не об родителях опять же речь. А о поколении, которое начало формироваться в это время, и о части поколения которое было старше, и которое не смогло сдержать вырвавшиеся наружу пороки и страсти - и своим и детей... И пошла эволюция назад. Люди которые верят в помощь - ее и оказывают. Раньше, уступить место, подать руку, открыть дверь, помочь перейти, помочь донести, в общем, назовем абстрактной категорией, оказать помощь, было нормой. А публичное сквернословие, хамство-пьянство-хулиганство и прочие кино-вино-домино-казино-всеравно - порицалось и вытеснялось в тень, где существовало постоянно озираясь на дядю Степу-мильцанера. Имея веру даже не в Бога и, возможно, не в государство, люди верили в то, что они не одни, что есть на этом свете на кого если не понадеяться, то хотя бы опереться в мелочах. И за добро платили добромЮ не конвертируя по курсу. А вот те, которые пришли им на смену... и стар и млад, только повод ищут - нагрубить, оттолкнуть, посмеяться, урвать, вытеснить, через 2 сплошных, поперек батьки, сумничать, открыто, ехидно, безнаказанно, нагло... и просто утвердиться за счет чужой слабости. И привыкли к этому настолько, что даже не понимают, что же не так. Раньше делали намеренно и тем были виновны, а теперь вроде и ангелочки. А может и не виноваты они и правда. Ведь вот в чем соль. Как-то родители и государство практически синхронно забыли про то, что воспитывать, прививать с детства, с молоком матери надо... а не абы-кабы как у Али-Бабы....
avatar
wikikras 16 дек 2011, 19:59
Хорошая статья. Мы действительно живём под собою не чуя страны.

Первая полоса

Последние новости

Город Weekend

Куда пойти в Краснодаре с 29 апреля по 12 мая: афиша мероприятий

Ближайшие две недели краснодарцев ждут длинные выходные, которые они проведут с семьями, на природе или на парадах и патриотических акциях. А что насчёт культурного и спортивного досуга на этих майских праздниках? Концерты, спектакли, футбольные матчи и фестивали – в обзоре «Югополиса».
Ситуация

Цветущий Крым ждет гостей

Почти 60% номеров в отелях Крыма на майские праздники уже забронированы. А в особо популярных гостиницах мест уже не осталось. И это не удивительно. Весна в этом году в Крыму особенно яркая и теплая. Местные жители отмечают, что цветы раскрылись примерно на две недели раньше обычного срока. Насладиться яркими красками можно не только на многочисленных клумбах в парках и на улицах курортных городов, но и на пешеходных тропах в горах, и в заповедниках. Сменяя друг друга, цветы будут радовать вплоть до середины лета

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor*: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.