Дневник безумного учёного: «Киноспекуляции» Квентина Тарантино
Елизавета Васильева
С
няв почти все из запланированного количества фильмов (9 из 10), Квентин Тарантино решил ворваться в мир литературы. Сначала режиссёр выпустил новеллизацию своего «Однажды в… Голливуде», а теперь написал нон-фикшн «Киноспекуляции». Книга, находящаяся где-то между личным дневником и научной работой, вышла на русском языке осенью этого года.Квентин Тарантино давно находится в когорте режиссёров, обладающих непререкаемым авторитетом у российской аудитории. Как и в случае Тима Бёртона с Гаем Ричи, всё, к чему приложилась рука американца, вызывает интерес и предварительное одобрение. При этом сам Тарантино никогда не пытался кому-то понравиться и всегда сочинял свои произведения только для себя. Это касается фильмов, наполненных отсылками к богом забытым шедеврам (иногда в кавычках) кинематографа, это касается и «Киноспекуляций».
Однозначно можно сказать, что при написании книги Тарантино провёл огромную работу, чем может похвастаться далеко не каждый диссертант. Его исследование Голливуда 70-х, с вкраплениями авторитетного мнения режиссёров, актёров, продюсеров и других кинодеятелей тех лет, буквально поражает своей дотошностью. И пусть читатель не знает и половины упомянутых имён и названий, он получит удовольствие от впечатлений автора, выраженных в присущей ему манере: нецензурно, хлёстко и смешно.
«Если вы взялись читать эту книгу в надежде узнать что-нибудь о кино и теперь ваша голова кружится от незнакомых имён, – не отчаиваетесь, что-то в ней отложится», – оправдывается Тарантино.
Однако на третьей сотне страниц, которая приходится на середину книги, мы наконец начнём узнавать её героев. Ряд упомянутых и проанализированных автором режиссёров пополняют Мартин Скорсезе, Брайан де Пальма, Джордж Лукас, Стивен Спилберг и Фрэнсис Форд Коппола. Тарантино рассказывает, каким бы мог стать «Таксист» с Робертом де Ниро (точнее, без него), о вкладе в карьеры начинающих коллег «крёстного отца» того поколения кинодеятелей и другие действительно интересные факты.
Припас для читателей автор и увлекательные истории о кинокритиках (к которым, кажется, он себя причисляет), и трогательные врезки о погасших звёздах Голливуда. Мы давно знаем, как сильно Тарантино «фанатеет по кино», но в книге он доходит до уровня безумного учёного, с нездоровым, но очаровательным огоньком в глазах бормочущего о предмете своего исследования.
В каком-то смысле «Киноспекуляции» стали продолжением «Однажды в… Голливуде» и предваряют следующий, пока не названный фильм режиссёра о некоем кинокритике. В книге Тарантино даёт контекст для этих лент, при этом объясняя интересные детали из предыдущих работ. Откуда взялась идея «Джанго освобождённого», какие фильмы вдохновили режиссёра на «Убить Билла» и почему в картинах Квентина так много насилия – на эти вопросы автор даёт развёрнутые ответы, спрятанные в рассуждениях о Голливуде 70-х.
Получается, автор «Киноспекуляций» даёт столько ответов на незаданные аудиторией вопросы, что книга, не имеющая никакой драматургии, становится похожа на дневниковые записи исследователя. Для тех, кто всегда мечтал оказаться в голове Тарантино (отважные люди), это подходит, но «прохожий» читатель просто-напросто устанет от потока незнакомых имён и историй о том, как маленький Квентин ходил в кино.
Фанаты самого автора могут радоваться, фанаты только его фильмов – не очень. В любом случае исследователь и писатель-Тарантино приходит на смену режиссёру-Тарантино, и это, похоже, надолго станет нашей единственной реальностью. И то, какой хороший из него получился учёный, заставляет задуматься. Человек в преддверии 60-летия решил снова поискать себя, и это здорово. Может, и нам стоит?
Комментариев еще нет
Последние обсуждения