Летящие скрепы
Колумнист «Югополиса», доктор политических наук Михаил Савва — о возможной отставке Владимира Путина и борьбе бульдогов под кремлевским ковром.

Михаил Савва
политолог
В
эпоху «позднего Путина» возродилась кремленология — своеобразное явление периода «холодной войны». В те давние уже времена западные советологи пытались понять, что действительно происходит в советской политике, по скудным обрывкам информации, просочившимся из Кремля. В наши дни это же пытаются делать не только зарубежные, но и российские эксперты.Современная кремленология, конечно, наукой не является. Но она не равна и шаманским пляскам с бубном. Кремленолог должен уметь реконструировать тенденцию главным образом по утечкам из кремлевских башен. При этом он не знает, какие сведения действительно утекли из замка в деревню (это я вспомнил Кафку), а какие были сделаны для дезинформации.
Осенью этого года кремленология резко активизировалась. Прошла утечка о скором уходе президента России в силу обстоятельств непреодолимой силы.
Вскоре было сделано уточнение – речь идет о болезни. Учитывая огромную роль президента в жизни страны, эта информация разбудила желание общества понять, что происходит на самой верхушке власти. Уйдет или не уйдет? Попробуем хотя бы приблизиться к ответам на эти вопросы и при этом обойтись без кремленологических методов, используя только общеизвестное.
Против версии досрочной отставки президента или отказа Владмира Путина выдвигаться на выборы 2018 года говорит неубедительность версии о болезни. Первый раз эта версия появилась более шести лет назад. И с тех пор возникала несколько раз. Это мало похоже на «обстоятельство непреодолимой силы». Главное же – люди такого психологического типа, к которому принадлежит В. Путин, склонны искренне верить в свою великую миссию и незаменимость. Достаточно вспомнить мем, рожденный чиновниками из ближайшего окружения президента: «Есть Путин – есть Россия». Объективно такая идея невероятно опасна, поскольку никто не вечен, но она не была пресечена самим президентом.
Веский аргумент за скорую отставку — назначение Антона Вайно руководителем администрации президента РФ. Вайно – специалист по передаче власти. Именно он обеспечил передачу власти от Путина Медведеву в 2008 году, и сделал это очень эффективно. Его высокое назначение косвенно подтверждает, что готовится очередная передача власти.
Эти аргументы за и против на весах аналитики уравновешивают друг друга. Нужно видеть главный фактор современной российской политики — ожесточенную борьбу группировок внутри власти. Именно ожесточенность и формы этой борьбы позволяют понять, что происходит на самом деле и каким может быть итог.
Борьба элитных группировок сегодня очень похожа на период «позднего Сталина», когда вокруг больного диктатора дрались и не могли одержать окончательную победу несколько групп. Успешный удар одной группы тут же вызывал ответ оппонентов, и ситуация приходила в равновесие.
Что происходит сегодня
в этой битве бульдогов под ковром?
Национальная гвардия (Росгвардия)
создавалась не только для подавления
возможных протестных акций. Одна из важных задач
реформы – вывести из подчинения Рамзану
Кадырову расположенные в Чечне
подразделения МВД России. Это примерно
12 тысяч бойцов, в основном из числа
бывших боевиков. Передача их в Росгвардию
позволила бы фактически переподчинить
эти подразделения и, главное, в ходе
переаттестации избавиться от людей,
воевавших в отрядах сепаратистов.
Большинство из них – пенсионеры по
выслуге, так что их бы мирно отправили
на сытную пенсию. Но переход наиболее
боеспособных подразделений в Росгвардию
был отложен до 2018 года. Так что в схватке
федеральных силовиков и кадыровцев
никто окончательно не победил.
Уголовное дело в отношении бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева демонстрирует ту же тенденцию. Первоначально организаторы его задержания требовали заключить Улюкаева под стражу.
Через несколько часов прокуратура вдруг заявляет, что домашнего ареста достаточно. Это означает, что реального срока для Улюкаева не будет.
Так что и в этой драке силовиков с блоком либералов-технократов стороны вышли на ничью.
Противоборство без стратегических побед идет также в сфере назначений. С одной стороны, губернаторами делают лично преданных сотрудников Федеральной службы охраны. С другой, явные либералы, как бывший министр финансов Алексей Кудрин, призываются для разработки экономической стратегии на период длительной стагнации.
В ходе борьбы группировок идет принципиально важный и не очень заметный обществу процесс — разрушаются скрепы системы власти. Я имею в виду не те идейные скрепы для всего многонационального народа Российской Федерации, которые (кроме «крымнаш») так и не были найдены. Речь идет об организационно-финансовых скрепах, которые не дают разрушиться механизму власти.
Улюкаева задержали, когда он после подачи заявления об отставке получал свой «золотой парашют». То есть большое и неофициальное выходное пособие, которое причитается всем российским высшим государственным менеджерам.
И как теперь работать и жить остальным топ-управленцам? Важнейшая для них договоренность грубо нарушена, стимул к работе без коррупции уничтожен. А коррупция уже недопустима для всех, кроме членов блока силовиков. И это сделано в условиях, когда официально объявлено о необходимости перезагрузки экономической системы России. Кто будет осуществлять эту перезагрузку в ситуации, когда нет правил игры?
Скрепы российской власти летят, как заклепки из корпуса тонущего корабля. При этом еще даже не все противоречия в российской правящей верхушке проявились. Некоторые центры влияния старательно делают вид, что не замечают принципиальных расхождений друг с другом. Так, пока не проявилась линия раскола «белый президент» — «красная служба безопасности». Владимир Путин восстанавливает память о Первой мировой войне, почитает философа Ивана Ильина. А в кабинетах сотрудников главной спецслужбы висят портреты Дзержинского, и называют они себя почему-то не жандармами, а чекистами. Как и когда проявится это противоречие, можно только гадать.
Ситуация в регионах еще сложнее. Элиты ряда субъектов РФ возвращаются к идеям и практикам периода «парада суверенитетов». Так, принимаются нормативные акты или судебные решения, гарантирующие особые коллективные права титульным этносам. Последнее по времени подобное решение принял Конституционный суд Якутии. На Северном Кавказе такого не происходит просто потому, что здесь законы не являются чем-то важным… То есть постепенно отыгрываются потери, понесенные в ходе борьбы с сепаратизмом в первой пятилетке нашего века.
В Чеченской Республике вообще создан уникальный для современных федераций режим. Это режим единоличной власти, не связанный с российским государством, но заключивший личную унию с президентом РФ… История Российской империи и Советского Союза подтверждает — сепаратизм не был причиной распада страны. Но он бурно проявлялся каждый раз, когда ослабевал в результате внутренних противоречий государственный центр. Именно по такому сценарию в период Великой смуты начала XVII века распалось Московское царство, в 1917 — Империя, а в 1991 — Союз.
У бьющихся друг с другом группировок федеральной власти нет позитивных идей и долгосрочной стратегии. Сформировалась ситуация, когда для них есть только один гарант и арбитр. Ведь чем меньше правил, тем больше роль этого арбитра. Поэтому он может не уходить долго. До момента, пока вертикаль российской власти не впадет в паралич.
5 комментариев
Насон Грядущий 21 ноя 2016, 10:21
scaramouche 21 ноя 2016, 11:53
игорь 24 мар 2017, 13:05
Наталья 24 мар 2017, 13:42
Ohsher 24 мар 2017, 13:59
Последние обсуждения