Weekend

Об устаревшем будущем: KGBT+ Виктора Пелевина

Называть Пелевина современным классиком или нет – решать вам, но нельзя не согласиться с тем, что раньше он ловко хватал дух современной ему России. Ох уж это «раньше», за ним и скрывается основная проблема последнего романа писателя KGBT+. Книга вышла осенью 2022 года и сразу устарела. Постарел и сам Виктор Олегович.

21 мар 2023, 17:11
Елизавета Васильева

Д

ело даже не в том, что роман был опубликован к 60-летию автора, пусть и Пелевин на страницах своего произведения с потрохами выдаёт себя как пожилого ворчуна. Уже в самом названии читается этот возрастной пассаж – интерпретировать современный сленг с долей нескрываемой иронии.

Почва для вселенной, в которой происходят события KGBT+, заложена Пелевиным в предыдущих романах. Произведение – в том числе непрямое продолжение и отчасти приквел Transhumanism Inc., вышедшего в 2021 году. По сути, «Трансгуманизм» раскладывает карты, которыми уже в KGBT+ через десятки лет от заявленного ранее далёкого будущего играет главный герой. Салават – легендарный вбойщик, написавший свою автобиографию в виде руководства для тех, кто решил начать путь в этой непростой профессии. Перед каждой главой «автор» оставляет «мемы», в которых заключается «мораль сей басни» и совет для читателя.

Правда, как построить карьеру в этой придуманной Пелевиным сфере творчества будущего, так и не удаётся выяснить. Всё потому, что на поверку «учебник» оказывается типичной для произведений писателя историей о молодом москвиче. По архетипу Салават (KGBT+ – его творческий псевдоним) на самом деле мало чем отличается от Вавилена Татарского или Рамы. Только вот проблема в том, что сам Пелевин уже не мальчик, и в его герое это чувствуется.

Нет, Салават не то чтобы не по годам (а ему немного за 20) зрелый, скорее наоборот. Он настолько молодится и пытается сойти за своего, что становится как минимум неловко. То же можно сказать и о самом романе. Пелевин старается выйти победителем из борьбы с современными нам (и этому далёкому будущему) трендами – рэп, феминизм, отмены – по факту их не понимая. А высмеивая движение #MeToo, писатель опускается до виктимблейминга, что уже несколько нездорово. Но даже опуская спорные темы, по которым, очевидно, у автора весьма традиционалистская позиция, нельзя не увидеть самое слабое место романа. Мир уже не тем живёт, а Россия – уж тем более.

По произведению хорошо видно, на каком моменте Пелевин очнулся и посмотрел в окно. Это произошло ближе к развязке, где причитания, замаскированные под высмеивание, перетекают в размышления о судьбе России. Сюжетно автор это обосновывает определёнными трансформациями, которые происходят с героем (точнее, с его сознанием), но всё же выглядит это неорганично. Возможно, выйди эта книга на год раньше, она была бы совсем другой, но имеем что имеем.

Что выглядит органичным и своевременным – это вступительная новелла, вплетённая в контекст произведения. Предыстория главного героя, завязанная на «исконно пелевинском» буддизме – хорошая философская притча, для которой всегда найдётся время. Правда, в основной части романа потерялись несколько заявленных сюжетных линий. Можно только понадеяться, что Пелевин раскроет их позже в каком-то другом произведении.

Ещё одной жемчужиной этих разноцветных бус, безусловно, является профессия вбойщика. Этим «работягам» может позавидовать любой поэт, не написавший ни одного стихотворения. Суть профессии заключается в наговаривании глубокомысленного текста, который аудитория воспринимает сразу на ментальном уровне. Вбойки хорошо продуманы и весьма элегантны, хоть и иногда отдают нафталином. Ну, let it be, что тут ещё сказать.

А что, если Виктор Олегович уже внёс свой вклад в литературу. Поругался на коммунизм, просветлел, отсублимировал всё, что хотел? Наверное, пока всё же не стоит отправлять Пелевина на отдых, у него всё-таки ещё пять лет до пенсионных 65 впереди. Но после KGBT+ очень хочется, честно.

Вопрос ещё в том, сможет ли писатель девяностых, нулевых и даже десятых найти своё место в России сегодняшней. Не зашёл ли он уже так далеко, что уже не выйдет [у него ничего нового]. Ведь всегда можно эмигрировать во внутреннюю Монголию, наблюдая, куда занесёт страну на этот раз.

Первая полоса

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми