Наука и техника 25 авг 2011, 13:31

Астрономы взвесили хищную дыру в созвездии Дракона

Астрономы взвесили черную дыру, расположенную на расстоянии 3,9 миллиарда световых лет от Земли в созвездии Дракона.

Статья исследователей появилась в журналеNature, а ее краткое изложение приводит ScienceNOW. Препринт доступен на сайте arXiv.org, сообщант Lenta.ru.

Известно, что сама черная дыра ничего не излучает по определению, однако процессы падения материи на ее горизонт событий являются источниками мощного излучения. Такое излучение может быть более или менее постоянным (в случае, например, активных галактических ядер, которые постепенно поглощают окружающие их газ и пыль) или же спорадическим (когда дыра "заглатывает" проходящую вблизи от нее звезду). Последний сценарий до последнего времени ни разу не наблюдался учеными в динамике.

В рамках новой работы ученые проанализировали данные, собранные телескопом Swift о гамма-вспышке Swift J164449.3+573451, которая была зарегистрирована в созвездии Дракона 28 марта 2011 года (данный объект интересовал ученых достаточно давно - с 1990 года его яркость в рентгеновском диапазоне выросла как минимум на четыре порядка). Астрономам удалось установить, что данная вспышка, которая наблюдалась фактически в реальном времени, является следствием гибели звезды, подошедшей слишком близко к черной дыре.

Расчеты исследователей показали, что масса дыры составляет порядка 20 миллионов солнечных, что для дыр в галактическом центре относительно немного. Необыкновенная яркость вспышки, в свою очередь, объясняется тем, что Земля попала в поле действие джета - выброса материи, движущейся с околосветовыми скоростями, в космическое пространство в районе полюса вращения дыры. По мнению ученых, новые результаты помогут в анализе процессов, происходящих в окрестности черной дыры.

Срочно в номер!

На российских экранах после череды переносов «Французский вестник» Уэса Андерсона – квинтэссенция его режиссерского стиля и манифест ушедшей эпохи XX века. О том, чем зрителю запомнится новая работа мастера, – в материале «Югополиса».

Прямая линия Вениамина Кондратьева: от малины и велосипеда до поручения “не играть с огнем”

В среду, 1 декабря, в Краснодарском крае произошло уникальное событие - впервые губернатор Вениамин Кондратьев проводил "прямую линию" с населением, во время которой отвечал на волнующие жителей вопросы в таком формате.

Последний вдох: почему дети увлеклись сниффингом и что с этим делать

С 14 ноября на Кубани законодательно запретили продавать несовершеннолетним любые товары, содержащие сжиженный углеродный газ, - от зажигалок до баллонов, питающих туристские плитки. В этот момент многие родители впервые услышали новое для них слово "сниффинг" и узнали, что это – относительно новый вид токсикомании. На самом же деле явление не такое уж и новое, но уже успело унести много жизней.

Срочно в номер!

Никита Демченко

Повесть о несвободе

В субботу, 20 ноября, в центре современного искусства «Типография» состоится показ фильма «Разжимая кулаки» - победителя секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, номинанта от России на будущий «Оскар» и, возможно, главной отечественной картины этого года. О том, чем хороша эта душещипательная лента и почему ее не стоит пропускать – в материале «Югополиса».
Никита Демченко

«Я дебил, у меня справка есть!» (цитата из сериала)

С 18 ноября в онлайн-кинотеатре PREMIER начал выходить многосерийный проект «Вне себя» – фильм, в котором герой Евгения Стычкина пытается разобраться со своим психическим здоровьем и заодно темным прошлым. Мы посмотрели первые три серии проекта и рассказываем, чем остросюжетная комедия о распаде личности может привлечь зрителя.

Кейс Столярова, или «творческая свобода, поиск и эксперимент» в Сириусе

В прошлом году в России появился уникальный город - федеральная территория Сириус, расположенная в Адлерском районе Сочи. Закон об ее особом статусе президент России Владимир Путин подписал 22 декабря 2020 года.
Екатерина Пономарёва

Алексей СТРИГА: «Постараюсь сделать максимум полезного для Краснодарского края»

В конце октября постановлением избирательной комиссии Краснодарского края молодой предприниматель Алексей Стрига, входящий от партии «Единая Россия» в территориальную группу № 23 (Лиманный одномандатный избирательный округ №23), был зарегистрирован депутатом Законодательного Собрания Краснодарского края (вместо одного из парламентариев, избранных в иные органы представительной власти). 26 октября молодого коллегу депутаты-однопартийцы приняли в состав фракции «Единой России» в ЗСК.