Наука и техника 11 ноя 2011, 14:45

Найдена пара древних космических облаков

Астрономы впервые обнаружили облака "чистого" молекулярного водорода - древнейшего строительного материала Вселенной.

Космическое облако

Как сообщает Lenta.ru со ссылкой на журнал Science, в рамках исследования ученые использовали данные, полученные спектрометром HIRES, установленном на телескопе обсерватории Кека. При помощи данного инструмента ученые проанализировали свет, идущий от удаленных квазаров J113418.96+574204.6 и Q0956+122 на расстоянии 12 миллиардов световых лет от Земли.

В результате астрономам удалось обнаружить, что по дороге к Земле этот свет прошел через 2 облака водорода, расположенных на расстоянии 11,8 и 11,6 миллиарда световых лет от нашей планеты. По словам ученых, в обнаруженных облаках почти отсутствуют следы элементов, тяжелее водорода. Это означает, что облака сформировались на заре развития Вселенной, когда сверхновые еще не успели "засеять" пространство более тяжелыми элементами.

Новые данные позволят пересмотреть современные представления об эволюции Вселенной. В частности, они отмечают, что наличие подобных облаков почти через 2 миллиарда лет после образования Вселенной говорит о том, что сверхновые "засеивали" космос тяжелыми элементами хуже, чем считалось до сих пор.

Ранее сообщалось, что источником тяжелых элементов в космосе могут служить не только сверхновые. Известно, что данные элементы образуются в результате так называемого R-процесса (процесс захвата нейтронов более легкими ядрами), который протекает при взрывах звезд.

Оказалось, однако, что этот процесс может происходить и во время столкновения пары нейтронных звезд в двойных системах. По словам ученых, новые результаты позволяют разрешить известное противоречие - согласно существующим компьютерным моделям, одних сверхновых недостаточно, чтобы создать тяжелых элементов столько, сколько наблюдается во Вселенной сейчас.

Как ранее сообщал "Югополис", на комете впервые найдена земная вода.