Наука и техника 06 мая 2012, 00:07

Астрономы увидели смерть Солнечной системы

Через миллиарды лет Солнце превратится в белого карлика, окружённого обломками, которые прежде были планетами.

Впервые будущее Солнечной системы предстало перед астрономами не в виде теоретической модели, а стало доступно непосредственному наблюдению. О новом открытии ученых сообщают Вести.Ру.

При помощи телескопа Hubble специалисты изучили более 80-ти белых карликов, удалённых от Земли на несколько сотен световых лет. Среди прочих внимание исследователей привлекли 4 звезды.

Анализ, проведённый при помощи спектрографа космического излучения, показал, что пылевые диски, окружающие каждую из этих звёзд, содержат кислород, магний, железо и кремний. Удивительно то, что эти химические элементы составляют 93% массы Земли.

Кроме того, было установлено, что содержание углерода аналогично земному уровню – относительно низкое, с чем астрономы сталкиваются впервые.

Наблюдение PG0843+516, одного из четырёх белых карликов, дало ещё более интересные результаты.

Оказалось, что в составе пыли, окружающей звезду, присутствует много железа, никеля и серы. Эти элементы в большом количестве содержатся в ядрах скалистых планет, подобных Земле.

"Вполне возможно, что наблюдая за PG0843+516, мы увидели фрагменты, которые ранее находились в ядре планеты, похожей на Землю", — рассказывает Борис Гэнсике, профессор университета Уорика.

В статье, появившейся на сайте препринтов arXiv.org, объясняется, что объектом наблюдения астрономов была аккреция космической пыли и многочисленных более крупных обломков, окружающих звёзды.

Поверхность белого карлика состоит из водорода и/или гелия, так что более тяжёлые элементы, которые под действием мощной гравитации падают на него со скоростью тысяча тонн в секунду, постепенно скрываются от наблюдателей.

Современные знания о звёздной эволюции позволяют предполагать, что в будущем Солнце по мере сжигания запасов водородного топлива будет становиться всё горячее. Примерно через 5,4 миллиардов лет ядро нашего светила станет настолько горячим, что начнётся процесс горения водорода в окружающей оболочке, сопровождающийся расширением внешних слоёв звезды.

Увеличившись в 256 раз по сравнению с современным размером, Солнце станет красным гигантом. Во время этой фазы Солнце полностью поглотит Меркурий, возможно, также Венеру и Землю. Вместе с тем из-за сильного влияния звёздного ветра светило потеряет около 33% своей массы, что заставит планеты сместиться со своих орбит, повергнув Солнечную систему в хаос.

В конце концов, останется окружённый пылью и обломками маленький белый карлик. Составляющий 54% от первоначальной солнечной массы в диаметре он будет приблизительно равен Земле.

Нынешнее исследование — далеко не первый случай, когда наблюдение позволяет астрономам заглянуть в будущее космического пространства, окружающего Землю. Ранее учёными была обнаружена прямоугольная галактика, которая образовалась в результате столкновения двух галактик, подобных Млечному Пути.

Кроме того, астрономов привлекают звёзды-аналоги Солнца, которые, будучи старше нашего светила, могут многое рассказать о его будущем.